Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи: 1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями. 2. Активизировать педагогическое мышление педагогов как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности. 3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Материалы: бумага, маркеры, стикеры, шляпа.
Семинар на тему:
«Мостик понимания между родителями и ДОУ»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Активизировать педагогическое мышление педагогов как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Материалы: бумага, маркеры, стикеры, шляпа.
«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому
их роль в формировании его личности огромна».
Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли мы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.
Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя — в среднем от 15 до 25. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.
Упражнение «Яблоко и червячок»
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Сегодня будем говорить с вами об отношениях в системе «воспитатель - родитель», а так же разберем некоторые конфликтные ситуации и найдем пути их решения.
Для начала выделим основные типы родителей, по отношению к детскому саду:
Пассивные родители постоянно заняты служебными делами и поэтому перепоручают своих детей заботам профессионалов: «Вы воспитатели, вот и следите за ребенком, это ваша работа».
Избегающие проблем родители словно ставят перед собой цель убедить всех (и себя в том числе), что у них все в порядке, даже в том случае, когда специалисты (логопед, воспитатель, медицинский работник) советуют обратиться по поводу состояния их ребенка в специальное учреждение. Для таких родителей характерно утаивание медицинской информации от специалистов, которые могут и должны помочь детям. Они не считаются с результатами тестирований и обследований, панически боятся разглашения медицинского диагноза, поставленного их ребенку, и могут сказать: «Тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, у нас нет никаких проблем!». Сотрудникам дошкольного учреждения необходимо установить с такими родителями особо доверительные отношения, чтобы они поверили в необходимость и безопасность работы специалистов с их детьми.
Агрессивно недовольные – родители, постоянно критикующие действия воспитателей, часто требуют разбирательства их претензий в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения с работниками детского сада. Это может негативно сказаться на взаимоотношениях их детей с педагогами, которые стараются любыми путями избежать конфликта.
Надменные интеллектуалы считают свое мнение единственно верным, особенно если информация о ребенке требует пересмотра их роли в воспитательном процессе. Они могут перебить воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций, если им покажется, что специалист недостаточно авторитетен.
За всеми этими типами поведения скрывается уязвимость взрослых, нередко холодность по отношению к детям, непонимание их проблем, растерянность, боязнь показать истинные чувства, разрушить стереотип своего поведения. К сожалению, от этого в первую очередь страдают дети, не имеющие возможности получить адекватную помощь педагогов и специалистов до тех пор, пока родители не изменят своего отношения к их проблемам.
Со стороны педагогов сегодня также встречается не совсем правильная позиция: игнорирование мнение родителей, незнание условий семейного воспитания, превознесение собственных успехов и заслуг, навешивание ярлыков («Яблоко от яблони…», «У таких родителей такой ребенок, ничего удивительного!») – все это позволяет говорить о разных типах поведения воспитателей.
Воспитатель родителей – считают, что мамам и папам (как и детям) требуется все объяснить, так как они менее компетентны, чем специалисты, которые занимаются с детьми каждый день. Такие воспитатели обычно не учитывают особенности семьи конкретного ребенка, считают свое мнение единственно правильным. Как ни странно, этот стиль отношений часто проявляется не только у опытных воспитателей, но и у молодых специалистов.
Закрытые воспитатели стараются не привлекать внимание к своей работе, не любят делиться своими профессиональными трудностями, так как опасаются критики со стороны коллег, родителей, руководства. Скованные и немногословные со взрослыми, они сосредоточенны на своей работе, исполнительны и комфортно чувствуют себя только среди детей. С родителями не всегда делятся информацией об их детях.
Интеллектуалы – воспитатели, которые игнорируют коммуникативную деятельность дошкольников, не учитывают эмоциональную мотивацию их поведения. В своей работе они уделяют больше внимания занятиям, а не игре и общению детей друг с другом.
Ранимые – неуверенные в своей правоте, переживают из-за каждого конфликта, неласкового слова, взгляда. Им порой трудно требовать от детей дисциплины, трудно наказать, заставить ребенка чтото делать, поговорить с родителем. Им бывают невыносимы претензии родителей или администрации, замечания к их работе. Они стараются быть особенно любезными, чтобы не вызвать гнев у окружающих.
Воспитатели - педанты требуют четкого выполнения режима, правил поведения, соблюдения тишины и порядка. Любое бурное проявление индивидуальности ребенка рассматривается ими как нарушение. В результате тихие и послушные дети становятся любимчиками, а активные и подвижные часто наказываются как возмутители спокойствия. Информация, которую получают родители от таких педагогов, касается в основном вопросов дисциплины и поведения ребенка.
Согласитесь все типы, будь то психотип воспитателя или родителя очень узнаваемы. Так как же наладить мостик понимания между семьей и детским садом? Попробуем на практике проработать наиболее часто возникающие ситуации недопонимания и поделиться опытом в решении таких ситуаций.
Перед нами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» - это вечная «головная боль» педагогов. Как построить мостик понимания между родителями и ДОУ? Давайте попробуем.
Перед вами море теплое, веселое, игривое, как наши дети - на одном берегу Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого были созданы самые благоприятные условия.
На другом берегу ДОУ.
Наша задача построить мостик понимания от одного берега к другому, чтобы по нему легко могли пройти родители и педагоги.
Каждая дощечка нашего мостика строится в соответствии со следующими принципами:
Не поучать, а приглашать к сотрудничеству.
Находиться в партнёрской позиции с родителями.
Обеспечивать предельную конфиденциальность и эмоциональную безопасность, чтобы родители могли доверять нам.
Мотивировать родителей к взаимодействию с воспитателем различными способами.
Использовать активные методы взаимодействия.
Чтобы наш мост был безопасным необходимы обязательно сделать перилла, они у нас будут из традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. традиционные формы.
А чтобы наш мост был устойчив, обязательно нужны опоры – от родителей это родительский комитет, попечительский совет, а от ДОУ – администрация.
Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации было проведено анкетирование родителей «Взаимодействие детского сада и семьи». (справка по итогам анкетирования)
Главное для воспитателя не вступать в спор, конфликт, полемику с родителем. Необходимо научиться грамотно доносить информацию до семьи.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
Практическая часть :
1. «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
(материал: 2 листа бумаги А4, 2 маркера).
Ведущий организует две группы педагогов.
Задание первой группе:
1. Создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у вас отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками (в виде карикатуры, схемы, геометрических фигур, пиктограммы).
2. На бумаге записать отрицательные качества, которые вы отразили в этом портрете.
Задание второй группе создать «портрет» того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. Также записать положительные качества созданного образа.
Анализ упражнения.
Вопросы первой группе:
1. Какие эмоции вы испытывали, создавая «портрет» родителя, с которым вам неприятно вступать в контакт?
2. Были ли у вас на практике такие родители?
3. Какие пути решения вы применяли при взаимодействии с такими родителями?
Вопрос второй группе:
1. Что вы чувствовали при создании этого «портрета»?
После обсуждения участники сравнивают записанные отрицательные и положительные качества. Для этого листы бумаги прикрепляются рядом, соотнесение по количеству указывает на отрицательный или положительный настрой в восприятии воспитателями родителей.
Вывод ведущего:
Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки – люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к “трудным”, высказывая постоянные претензии в их адрес».
Наличие высокого уровня взаимного доверия педагогов и родителей даст возможность организовать конструктивный диалог, отсюда и лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, значит, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении.
2. Упражнение «Живая шляпа» - (комплимент родителю)
Пока звучит музыка, участники передают шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа, называя его по имени отчеству. Это может быть поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, так же можно сказать что-либо положительное о «ребенке». Тот «родитель», которому адресован комплимент, должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравиться!
Обсуждение упражнения.
Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?
Удалось ли вам сказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
3. Упражнение «Общение с родителями – это… »
Группа делиться на 2 команды, и в течение 5 - 7 минут каждая выполняет задание:
Первая команда перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем». Например: «о» - обаяние педагога, «б» - безусловное принятие родителя таким, как он есть и т. д.
Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя буквы второго слова «родителем».
Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень. Педагог-психолог записывает высказывания на доске.
4. Решение конфликтной ситуации
1. Описание конфликтной ситуации:
Мама привела ребёнка в детский сад с насморком, поставила в кабинку спрей для носа, таблетки противовирусные и микстуру от кашля, и, ничего не сказав мне, ушла. Дети стали играть в «больницу» и ребёнок принёс лекарственные препараты из кабинки в группу. Мне он сказал при этом, что мама дала ему бутылочки для игры. Я обратила внимание на то, что один из флаконов из стекла и во избежание травм я попросила отдать этот бутылёк мне. Когда ребёнок с неохотой подал мне флакон, я обнаружила, что он не пустой. Мне пришлось «конфисковать» «игрушки». Вечером, когда мама пришла за ребёнком, я пригласила её выйти в коридор, где нас никто не смог услышать и рассказала о случившемся, попросив пояснить, для чего она принесла лекарства в детский сад. В ответ мама накинулась на меня с претензиями: «А что Вы хотите? Я целыми днями на работе! Мне же как-то нужно лечить моего ребёнка! Я дала ему лекарства и всё объяснила, что и когда ему нужно принять! Он уже взрослый мальчик и вполне самостоятельный! А Вы могли бы и сами дать ему лекарства, ничего бы не случилось! Дети с Вами находятся целыми днями, и Вы обязаны следить за здоровьем детей!»
2. Описание конфликтной ситуации: Вечером, во время ухода ребёнка домой, педагог в общении с мамой девочки 5 лет говорит о том, что ребёнок не умеет самостоятельно кушать, отказываясь даже брать ложку в руки. В данном возрасте дети должны уметь обращаться со столовыми приборами и кушать самостоятельно. На что мама девочки отвечает: «Мне некогда сейчас об этом разговаривать!». Тогда я предложила ей подойти на следующий день и пообщаться на данную тему. Перед предстоящей беседой я сделала упражнение «Перед сложным разговором». Вечером, когда мама пришла за дочерью, я вышла поговорить с ней, на что женщина начала возмущаться: «Вот я Вам привела в сад ребёнка, Вы и научите! А мне некогда, я работаю! Это ваши обязанности учить всему!».
5. Итогом нашей деловой игры будет упражнение «Какие мы хорошие».
Участникам раздаются стикеры в виде сердечек, на которых предлагается написать то положительное качество, которое помогает им взаимодействовать с родителями.
ИТОГ:
Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью к родителям, особенно к матери, причем не в виде зависимости от нее, а в виде потребности в любви. Ребенок еще не способен понимать причину конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между родителями ребенком воспринимаются как тревожное событие, и ребенок склонен чувствовать себя виноватым в конфликт Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!
Анкета для родителей
1. К какому источнику информации Вы обращаетесь в первую очередь?
А. Полагаюсь на себя, семью, свой опыт
Б. Обращаюсь за советом к подругам, знакомым, бабушкам
В. Читаю литературу по вопросам воспитания детей
Г. Обращаюсь за советом к педагогу группы
Д. Иное - интернет
2. Почему не обращаетесь к воспитателю за советом?
А. Сами справимся
Б. Неудобно отрывать педагога от работы
В. Испытываем затруднения в общении с педагогом
Г. Считаю педагога не совсем компетентным
Д. Иное
3. Что такое хороший детский сад?
А. Где любят и уважают детей
Б. Где многому учат
В. Куда дети бегут с удовольствием
Г. Где всегда ждут детей
Д. Где уважают родителей и детей
Е. Где хороший коллектив, добрые педагоги
Ж. Где детям тепло и уютно
З. Иное - где безопасно
4. Что Вы вкладываете в понятие «хороший воспитатель»?
А. Любит и уважает детей
Б. Учит детей
В. Относится к чужим детям как к своим
Г. Понимает детей и родителей
Д. Это терпеливый воспитатель
Е. Хорошо готовит детей к школе
Ж. Это вторая мама
5. Что Вы ожидаете от педагога детского сада?
А. Проводит образовательную деятельность, праздники
Б. Научит ребенка общаться с другими детьми
В. Учитывает индивидуальные особенности ребенка
Г. Обеспечивает безопасность ребенка
Д. Не предъявляет ребенку необоснованных требований
Е. Дает родителям нужные и грамотные советы
Ж. Общается с родителями на равных
З. Иное
6. С чем чаще всего обращается Вам воспитатель?
А. За материальной помощью
Б. Что – то сделать для группы
В. Чтобы Вы пораньше забрали ребенка
Г. Вовремя оплатили за детский сад
Д. Когда ребенок что – то натворил
Е. Чтобы Вы позанимались с ребенком дома
Ж. Чтобы похвалить ребенка
З. Иное
7. Кто несет ответственность за воспитание ребенка?
А. Семья
Б. Детский сад
В. Иное
8. На Ваш взгляд информация в уголке для родителей в вашей группе
А.Полезна
Б. Не очень
В. Бесполезная
Г. Я ее не читаю
Д. Иное