Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 06.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Мотивация занятий музыкой в классе аккордеона . Работа №258264

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной работе рассматривается роль мотивации при занятиях музыкой. Даются основные рекомендации по построению учебных занятий и внеклассной работы для повышения уровня мотивации у учащихся.

Работа:
МБУ ДО ДШИ пос. Строитель,
Тамбовский район
Преподаватель по классу аккордеона
Павлова Марина Анатольевна
Мотивация занятий музыкой в классе аккордеона.
Мотивация – это психоэмоциональное состояние, побуждающее личность к активной деятельности, связанной с удовлетворением определенной потребности. Психологи выявили базисные потребности, которые появляются на свет вместе с ребенком: стремление к познанию, самосохранению, общению, росту и развитию, положительной самооценке, к свободе и самоопределению. Если какая-то потребность встречается с тем, что ее удовлетворяет, то она превращается в мотив, который начинает привлекать ребенка и направлять его действия. Чем старше становится ребенок, тем больше людей, предметов становятся мотивами. Но мотивы не только зависят от возраста, но и от уровня развития человека, его воспитания.
Обычно в любом деле участвует сразу несколько мотивов и если при этом удовлетворяется сразу несколько базисных потребностей, то занятие этим делом сопровождается положительными переживанями. Ребенок начинает посвящать любимому занятию много времени и сил. И, соответственно, если потребности не удовлетворяются, то появляются лишь отрицательные переживания. Таким образом, мотивы обнаруживают себя в эмоциях, своеобразных путеводных ориентирах.
Педагогу, при занятии с учащимся, важно следить за доброжелательной атмосферой во время урока. Нельзя допускать накопления отрицательных эмоций в процессе занятия, так как они могут привести к потере учеником уверенности в себе. Очень важна подача педагогом нового материала. Основными критериями для правильной подачи новой информации является: простота, доступность, постепенность, интересная форма и методы освоения. Педагог должен быть готов к тому, что один и тот же материал может быть понятен одному ученику, а другому нет. К каждому ученику, возможно, придётся искать свою форму подачи нового материала. Причиной появления отрицательных эмоций может стать форсированное обучение, обычно являющееся следствием амбиций педагога. В результате ученик не справляется со всем объемом и сложностью заданий, вследствие чего может возникнуть комплекс неполноценности. Необходимо учитывать и другие факторы, отрицательно влияющие на мотивацию занятий музыкой. Это равнодушие родителей к занятиям музыкой своего ребенка, непонимание и насмешки со стороны сверстников, отсутствие нормальных условий для занятий и другие. В начальный период обучения на аккордеоне мотивация может исчезнуть из-за трудностей, возникающих при освоении нотной грамоты, игре двумя руками на совершенно различных клавиатурах, а также несоответствие габаритов инструмента физическим данным ученика.
Важную роль в формировании мотивации играет контакт ученика и педагога. Восторженное отношение ученика к педагогу не оставит его равнодушным и в отношении к музыке, и наоборот, отсутствие контакта, антипатия к педагогу может перерасти в антипатию к инструменту. Если преподавателя дети любят, то и предмет его становится любимым. Особенность внутреннего мотива в том, что он – источник огромной энергии, которая направляется не только на достижение конкретной цели, но и на преодоление трудностей. Достижение результата в работе является важным фактором, повышающим мотивацию. Среднего ученика, даже за незначительные сдвиги вперед, необходимо поддержать. Если ученик показывает хорошие результаты, то поощрение лучше применять только в случаях явно выраженных достижений. Талантливого ученика, но при этом ленивого, может стимулировать скорее критика, чем похвала. Так, в процессе обучения удовлетворяется познавательная потребность ребенка.
В создании устойчивых мотивов также участвует и оценка, изобретенная как измеритель результата. Но, как правило, не вся пятибалльная шкала, а только 2 и 5. При этом работают два психологических момента: страх перед двойкой и вдохновение от полученной пятерки. На уроке специальности таким измерителем является удачное и неудачное выступление на концерте или экзамене. Здесь ученик сталкивается с такой большой проблемой как – сценическое волнение. Очень важно помочь ученику правильно подготовиться к выступлению. Для преодоления сценического волнения помогает проигрывание программы в классе как на концерте. Это означает, что ученик должен психологически настроиться на вдумчивое исполнение. Ставится задача – исполнить произведение с наименьшими потерями с одной попытки. После проигрывания необходимо ученику вместе с педагогом провести анализ выступления (что удалось?, что не получилось?), проделать работу над ошибками. Чем ближе выступление, тем чаще должны быть проигрывания. Таким же методом можно воспользоваться и дома, выступая перед родителями, друзьями, родственниками. Но, самым действенным способом преодоления сценического волнения является частая практика выступлений. Как правило, на ответственных концертах, таких как концерты отделения и общешкольные концерты, выставляются педагогом самые талантливые ученики. Для того чтобы ученики разного уровня могли часто выступать, эффективно проводить различные тематические классные мероприятия, родительские собрания. Главная цель этих мероприятий – выступление всех учеников класса, как самых продвинутых, так и менее способных. Такие мероприятия помогают также привлечь внимание родителей к деятельности своего ребёнка, способствуют улучшению общения между учениками класса. Если выступление ученика вышло неудачным, то в этом случае педагог должен найти слова поддержки, помочь ему лучше подготовиться к следующему выходу на сцену и настроиться перед выступлением.
Большинство учеников в наше время мало занимаются, ленятся, у них отсутствует инициатива. Причины этого широко распространенного явления различны, но важность и значимость такого фактора, как мотивация занятий музыкой, трудно переоценить. Без пробуждения интереса к учению, освоение знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Воздействие на ученика такими понятиями как должен или необходимо также сформирует негативную мотивацию. В результате оказания давления, ученик будет испытывать чувство неудовлетворенности, высокое психоэмоциональное напряжение. И как итог – устойчивая и сильная тенденция к уклонению от учебы. Занятия в классе специальности должны быть разнообразными, интересными и развивать все стороны музыкальных способностей. Уроки не должны быть монотонными. Необходимо включать в занятия задания по чтению нот с листа, подбору по слуху, транспонирования, сочинению мелодий или ритмизации готового нотного материала, игре инструктивного материала, игре в ансамбле и т. д. Процесс обучения необходимо выстраивать таким образом, чтобы ученик постоянно ощущал компенсацию за свой тяжелый труд. Такой компенсацией и будет удовлетворение определенных потребностей, что является одновременно и результатом деятельности ребенка, и стимулом к дальнейшей работе.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×