Музыка и хореография имеют глубокое родство, образная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка опирается на выразительность интонаций человеческой речи, а хореография на выразительность движений человеческого тела. С самого зарождения танцевальной культуры любого народа происходит взаимосвязь с другими видами искусства и взаимовлияние различных жанров.
На ранних этапах развития танец жил в неразрывном единстве с поэзией песни и музыки. Трудно сказать, кто кому обязан той содержательностью, осмысленностью, которые отличают каждое из этих искусств. Во всяком случае, ясно, что выразительные средства танца существовали всегда не сами по себе, а как образное выражение мысли, содержания. Все это вместе определило границы выразительности танца, без которых он не является самим собой.
Музыка как одно из выразительных средств хореографии
Преподаватели:
Латфуллина Ильзира Вагизовна
Мухаметзянова Гульнара Мидхатовна
Музыка и хореография имеют глубокое родство, образная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка опирается на выразительность интонаций человеческой речи, а хореография на выразительность движений человеческого тела. С самого зарождения танцевальной культуры любого народа происходит взаимосвязь с другими видами искусства и взаимовлияние различных жанров.
На ранних этапах развития танец жил в неразрывном единстве с поэзией песни и музыки. Трудно сказать, кто кому обязан той содержательностью, осмысленностью, которые отличают каждое из этих искусств. Во всяком случае, ясно, что выразительные средства танца существовали всегда не сами по себе, а как образное выражение мысли, содержания. Все это вместе определило границы выразительности танца, без которых он не является самим собой.
Не тот ни другой виды искусства при этом не воспроизводят конкретных бытовых интонаций и движений. Общность образной природы создает возможность соединения музыки и хореографии в единое художественное произведение. Музыка усиливает выразительность в танцевальной пластике, дает ей эмоциональную и ритмическую основу. При постановке номера возникает вопрос с соотношением хореографии и музыки их единства, соответствия, выражение одного в другом, – один из общепризнанных критериев художественности танцевального искусства. Танец не воспроизводит музыку досконально, он существует на ее основе, исполняется в синтезе с ней и выражает ее. Это заключается в соответствии образного характера танца, образному характеру музыки. Это относится не только к характеру настроения (веселая, грустная и др.), а так же к выражению элементарных чувств, сложных образов, которые могут быть и в музыке и в танце.
Благодаря логике музыкального развития рождается эмоциональный образ, который в танце является пластическим. Хореография и музыка родственны, как искусства, развивающиеся во времени, поэтому, и в том и в другом искусстве огромную роль в создании образа играет ритм. Совпадение танца и музыки по характеру их движения, рисунка, пластики заключается в соответствии темпа, метра, ритма танца. Танец соответствует музыке по содержанию и по форме. Это соответствие начинает с совпадения движения танца и музыки (ее темпа, метроритма).
Темп музыки – скорость ее звучания, имеет для танца определенное значение:
Он задает общий темп танца, его изменения (смены, ускорения, замедления). Но в современной хореографии используются приемы контрастного построения танцевального темпа по отношению к музыкальному. Однако эти приемы используются в отдельных фрагментах танца, как дополнительные средства. Ритм – стройность, соразмерность, ритм в музыке – организованная последовательность звуков, длительностей. Ритм в хореографии – это строго закономерное е и неударные. От несовпадения ритмических и метрических долей возникает синкопа. Ритм в танце служит формообразующим элементом.
Музыка может считаться только тогда музыкой, когда приобретает тембр, окраску, длительность, а расположение звуков друг за другом гармонично, есть мелодия – основа музыкального искусства. Сочетание нескольких мелодических тем, создает музыкальную тему. Логика построения музыкальной фразы, образ, рожденный музыкой, позволяет и создать соответствующую танцевальную лексику.
Не каждое движение может быть языком танца, так же, как и в музыке не каждый звук есть музыка.
Музыка – неотъемлемая часть хореографии, основа, направляющая на развитие специфических выразительных средств хореографии. Ее роль в создании хореографического произведения многозначна.
Танцевальное и музыкальное искусства во многом развиваются по общим законам. Разница наблюдается в том, музыка живет только во времени, а вот танец – и во времени в пространстве.
Таким образом, музыка и танец дополняют друг друга создают слышимый и зримый образы. Если эти образы совпадают, значит балетмейстер верно понял и почувствовал музыкальное произведение, значит, ему удалось пластическими средствами, языком танца раскрыть образы, заложенные в музыке. Еще в древние времена человек отражал в танце важнейшие этапы в своей жизни. Охота на зверя, борьба, радость победы – все эти впечатления древние пытались выразить в танце. В музыкальном сопровождении танцев древних племен мы находим не только ритмическую основу, но и эмоциональность, которая была связана с танцевальным решением. В музыкальном произведении хореограф находит материал для раскрытия национальных черт героев, интонации для характеристики и в своем хореографическом решении отражает все это. Бесспорно одно: сила воздействия подлинного художественного хореографического произведения в единстве музыки и танца.
Вывод: хореография и музыка внутренне родственно. Музыка – необходимая и органическая составная часть хореографического произведения. Она дает ему эмоционально-образное содержание, влияет на ее драматургию, структуру и ритм танцевального действия.
Список литературы:
1. Астахова О.А. Принципы взаимосвязи музыки и танца: Дисс.канд. искусствоведения.-М.: МГК, 1993. -184с.
2.Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания и другие сочинения. М.: Академический Проект, Мир, 2016.
3. Вельфлин Генрих. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. В кн.: Г. Вельфлин. Основные понятия истории искусств. М., 2002.
4. Захаров Р.В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта./ Р.В. Захаров. – М.: Искусство, 1983. – 224 с.
5. Смирнов И.В. Работа балетмейстера над хореографическим произведением. Учебное пособие. / И.В. Смирнов. – М.: ЗНУИ, 1979. – 71с.