В статье раскрываю систему работы с детьми компенсирующей направленности по направлению музыкотерапии. Формирование интереса к миру музыки, стимулирование развития музыкальных способностей, формирование коммуникативных навыков посредством основных видов музыкальной деятельности, содействие в социализации и адаптации.
Музыкотерапия в работе с детьми компенсирующей направленности
И.Н. Киштеева – музыкальный руководитель
МБДОУ «ЦРР – д/с «Радуга»
Республика Хакасия, г. Абакан
Музыкальное развитие – важный фактор в дошкольном детстве:
дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, а родителей помочь ему стать успешным. Общими усилиями нам следует заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.
Музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже впервые годы его жизни, и необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков.
Правильно организованная музыкальная деятельность способствует:
- профилактике дыхательных заболеваний, что объясняется возможностью использовать ряд специальных упражнений дыхательной, звуковой гимнастики, которые способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служат охране голоса от заболеваний;
- предупреждению психологических перегрузок.
Одно из направлений в моей работе является – музыкотерапия
как средство воздействия на эмоциональную сферу ребенка, так и эффективный оздоровительный компонент (психофизического состояния ребёнка). Музыкальные занятия являются огромным потенциалом для преодоления ряда проблем:
Слабо развитая крупная и мелкая моторика
Неустойчивое внимание, низкая концентрация
Не проявляется эмоциональной отзывчивости при слушании музыки
Имеются речевые нарушения
Отсутствует вокализация
Музыка в состоянии помочь сбалансированности нервной системы ребенка в результате использования релаксотерапии – упражнения на совершенствование эмоциональной сферы детей, музыкальных аутотренингов. Данное направление работы осуществляю в организованной образовательной деятельности и в режимных моментах, где в свою очередь ставлю перед собой определённые цели и задачи.
Базируясь на таких видах деятельности ребёнка как восприятие, исполнительство и творчество, занятия направлены на целостное развитие детской личности и помогают решать художественно-эстетические, коррекционно-развивающие и оздоровительные задачи, дают возможность укрепить и усилить полученный положительный эффект, создают предпосылки для реализации творческого потенциала личности дошкольника и формирование у него интегративных качеств.
Цель:
Формирование интереса к миру музыки, стимулирование развития музыкальных способностей, формирование коммуникативных навыков посредством основных видов музыкальной деятельности, содействие в социализации и адаптации. Содействие родителям в организации воспитания и обучения детей, формирование предпосылок к учебной деятельности, общее укрепление и профилактика психологического здоровья детей.
С учётом цели были поставлены следующие задачи:
Задачи:
Осуществлять свободное общение посредством музыки
со
взрослыми и детьми, формируя навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии музыкой.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, способствуя коррекции эмоционально-поведенческих расстройств.
Обогащать музыкально-слуховой опыт, способствуя эмоционально-личностному развитию (внимание, память) и улучшению социальной адаптации.
Стимулировать процесс восприятия и концентрации внимания, укрепляя общее психофизическое состояние.
Развивать пространственную ориентацию, зрительно-моторную координацию, слуховое восприятие.
Формировать просодические компоненты речи: речевое и певческое дыхание, правильная артикуляция, дикция.
В организованной образовательной деятельности музыкотерапия рассматривается как ключевой момент, воспитанники, знакомясь с музыкальным материалом не должны испытывать трудностей, преодолевать сложные задачи. Я подбираю такой музыкальный репертуар, который вызовет у детей положительные эмоции, и не будет сложен в восприятии.
Вид деятельности как слушание и исполнительство требует тщательного подбора содержания. Приобщая детей к классической музыке с самого раннего возраста, обращаю свое внимание к авторской программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», которая позволяет ознакомиться с лучшими образцами мировой музыки в разных видах деятельности.
Восприятие музыки детьми зачастую происходит на интуитивном уровне, ребенок не может осознанно определить, почему ему нравится та или иная мелодия, но выразить свое эмоциональное отношение он может в движениях, мимике, жестах. Порой воспитанникам совсем не обязательно знать автора музыкального произведения, достаточно многократно прослушивать и вызывать интерес, а когда настанет момент осознания, в старшем дошкольном возрасте, познакомить с композитором и побеседовать о значимости, роли музыки.
Основы музыкотерапии
Для успокоения, снятия эмоционального напряжения.
Благоприятное влияние оказывают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Среди произведений классиков стоит отметить: Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны», Бетховен «Симфония №6» часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария».
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности.
Ритмичная, бодрящая музыка, отлично подходят различные марши. Произведения: Чайковский «Шестая симфония» часть 3, Марш из балета «Щелкунчик», Бетховен «Увертюра Эгмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия №2».
Для снятия головной боли.
Произведения: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия №1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио».
От бессонницы, для спокойного и крепкого сна.
Предпочтительна музыка с медленным темпом и четким ритмом. Среди произведений классиков стоит отметить: Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», Чайковский «Танец феи Драже», «Утро».
Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности.
Произведения: «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
Данные музыкальные произведения были предложены для домашнего прослушивания родителям и воспитанникам на СD дисках, из личной музыкальной коллекции.
Что мы ждём от занятий музыкой то есть ожидаемые результаты вследствие систематической и активной работы педагогов, детей, а так же родителей:
Всестороннее, гармоничное развитие личности малышей
Развивается музыкальный слух, ритм и память, активная речь.
Развивается эмоциональная отзывчивость, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а так же слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.
Улучшается общее физическое развитие, нервная система (профилактика детских неврозов)
Развиваются умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.
Литература:
1. Радынова О. П программа «Музыкальные шедевры. Настроения, чувства в музыке. ФГОС ДО», Москва, «Сфера» – 2019г.
2. Трифонова О. Н. «Солнечная радуга» музыкальная коррекция нарушения речи у детей, Ростов-на-Дону, «Феникс» - 2008г.
3. Аксанова Т. Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР», Санкт-Петербург, «Детсво-Пресс» - 2009г.
4. Керимова М. В. Музыкотерапия как метод коррекции функциональных нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 87-89. — URL https://moluch.ru/archive/149/41624/