Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Музыкотерапия в работе с детьми компенсирующей направленности. Работа №267900

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье раскрываю систему работы с детьми компенсирующей направленности по направлению музыкотерапии. Формирование интереса к миру музыки, стимулирование развития музыкальных способностей, формирование коммуникативных навыков посредством основных видов музыкальной деятельности, содействие в социализации и адаптации.

Работа:

Музыкотерапия в работе с детьми компенсирующей направленности

И.Н. Киштеева – музыкальный руководитель

МБДОУ «ЦРР – д/с «Радуга»

Республика Хакасия, г. Абакан

 

Музыкальное развитие – важный фактор в дошкольном детстве:

дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры  раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, а родителей помочь ему стать успешным. Общими усилиями нам следует заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.

Музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже впервые годы его жизни, и необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта  между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков.

Правильно организованная музыкальная деятельность способствует:

- профилактике дыхательных заболеваний, что объясняется возможностью использовать ряд специальных упражнений дыхательной, звуковой гимнастики, которые способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служат охране голоса от заболеваний;

- предупреждению психологических перегрузок.

Одно из направлений в моей работе является – музыкотерапия

как средство воздействия на эмоциональную сферу ребенка, так и эффективный оздоровительный компонент (психофизического состояния ребёнка). Музыкальные занятия являются огромным потенциалом для преодоления ряда проблем:

Слабо развитая крупная и мелкая моторика

Неустойчивое внимание, низкая концентрация

Не проявляется эмоциональной отзывчивости при слушании музыки

Имеются речевые нарушения

Отсутствует вокализация

Музыка в состоянии помочь сбалансированности нервной системы ребенка в результате использования релаксотерапии – упражнения на совершенствование эмоциональной сферы детей, музыкальных аутотренингов. Данное направление работы осуществляю в организованной образовательной деятельности и в режимных моментах, где в свою очередь ставлю перед собой определённые цели и задачи.

Базируясь на таких видах деятельности ребёнка как восприятие, исполнительство и творчество, занятия направлены на целостное развитие детской личности и помогают решать художественно-эстетические, коррекционно-развивающие и оздоровительные задачи, дают возможность укрепить и усилить полученный положительный эффект, создают предпосылки для реализации творческого потенциала личности дошкольника и формирование у него интегративных качеств.

Цель:

Формирование интереса к миру музыки, стимулирование развития музыкальных способностей, формирование коммуникативных навыков посредством основных видов музыкальной деятельности, содействие в социализации и адаптации. Содействие родителям в организации воспитания и обучения детей, формирование предпосылок к учебной деятельности, общее укрепление и профилактика психологического здоровья детей.

С учётом цели были поставлены следующие задачи:

Задачи:

Осуществлять свободное общение посредством музыки

со

взрослыми и детьми, формируя навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии музыкой.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, способствуя коррекции эмоционально-поведенческих расстройств.

Обогащать музыкально-слуховой опыт, способствуя эмоционально-личностному развитию (внимание, память) и улучшению социальной адаптации.

Стимулировать процесс восприятия и концентрации внимания, укрепляя общее психофизическое состояние.

Развивать пространственную ориентацию, зрительно-моторную координацию, слуховое восприятие.

Формировать просодические компоненты речи: речевое и певческое дыхание, правильная артикуляция, дикция.

 

В организованной образовательной деятельности музыкотерапия рассматривается как ключевой момент, воспитанники, знакомясь с музыкальным материалом не должны испытывать трудностей, преодолевать сложные задачи. Я подбираю такой музыкальный репертуар, который вызовет у детей положительные эмоции, и не будет сложен в восприятии.

Вид деятельности как слушание и исполнительство требует тщательного подбора содержания. Приобщая детей к классической музыке с самого раннего возраста, обращаю свое внимание к авторской программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», которая позволяет ознакомиться с лучшими образцами мировой музыки в разных видах деятельности.

Восприятие музыки детьми зачастую происходит на интуитивном уровне, ребенок не может осознанно определить, почему ему нравится та или иная мелодия, но выразить свое эмоциональное отношение он может в движениях, мимике, жестах. Порой воспитанникам совсем не обязательно знать автора музыкального произведения, достаточно многократно прослушивать и вызывать интерес, а когда настанет момент осознания, в старшем дошкольном возрасте, познакомить с композитором и побеседовать о значимости, роли музыки.

Основы музыкотерапии

Для успокоения, снятия эмоционального напряжения.

Благоприятное влияние оказывают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Среди произведений классиков стоит отметить: Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны», Бетховен «Симфония №6» часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария».

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности.

Ритмичная, бодрящая музыка, отлично подходят различные марши. Произведения:  Чайковский «Шестая симфония» часть 3, Марш из балета «Щелкунчик», Бетховен «Увертюра Эгмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия №2».

Для снятия головной боли.

Произведения: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия №1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио».

От бессонницы, для спокойного и крепкого сна.

Предпочтительна музыка с медленным темпом и четким ритмом. Среди произведений классиков стоит отметить: Сибелиус «Грустный вальс»,  Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», Чайковский «Танец феи Драже», «Утро».

 Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности.

Произведения: «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

Данные музыкальные произведения были предложены для домашнего прослушивания родителям и воспитанникам на СD дисках, из личной музыкальной коллекции.

Что мы ждём от занятий музыкой то есть ожидаемые результаты вследствие систематической и активной работы педагогов, детей, а так же родителей:

Всестороннее, гармоничное развитие личности малышей

Развивается музыкальный слух, ритм и память, активная речь.

Развивается эмоциональная отзывчивость, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а так же слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.

Улучшается общее физическое развитие, нервная система (профилактика детских неврозов)

Развиваются умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.

 

 

Литература:

1. Радынова О. П программа «Музыкальные шедевры. Настроения, чувства в музыке. ФГОС ДО», Москва, «Сфера» – 2019г.

2. Трифонова О. Н. «Солнечная радуга» музыкальная коррекция нарушения речи у детей, Ростов-на-Дону, «Феникс» - 2008г.

3. Аксанова Т. Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР», Санкт-Петербург, «Детсво-Пресс» - 2009г.

4. Керимова М. В. Музыкотерапия как метод коррекции функциональных нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 87-89. — URL https://moluch.ru/archive/149/41624/

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×