Использование напольных игр на логопедических занятиях позволяет не только качественно осуществлять коррекционную деятельность, но и удовлетворяет потребности детей в движениях, развивает навыки ориентировки в пространстве.Данная игра может быть использована в развлекательной игровой форме, тогда она способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.
Авторы:
Воспитатели:
Турубарова Виктория Олеговна
Ворошилова Валентина Викторовна
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 13 Лесозаводского городского округа»
Напольная игра-бродилка «Умные шаги»
Важнейшей задачей специального обучения детей с ОВЗ является развитие у них мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Следует организовать постоянную тренировку различных видов памяти, выбрать для достижения этой цели эффективный вид деятельности.
Использование напольных игр на логопедических занятиях позволяет не только качественно осуществлять коррекционную деятельность, но и удовлетворяет потребности детей в движениях, развивает навыки ориентировки в пространстве.
Так, в нашей группе возникла идея создания напольной дидактической игры - бродилки «Умные шаги».
Цель данной игры: развитие координации движений, памяти, внимания у детей логопедической группы с помощью визуальных, звуковых и тактильных анализаторов посредством напольной игры- бродилки «Умные шаги».
Задачи:
- развивать быстроту мышления, память, слуховое внимание, сообразительность, пространственное воображение и логическое мышление;
- формировать фонематический и музыкальный слух;
- развивать игровой интерес;
- воспитывать коллективизм и уважение друг к другу.
Данная игра может быть использована в развлекательной игровой форме, тогда она способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.
Пособие представляет собой игровое поле с кармашками, папку с правилами игры, маршрутными листами и жетонами. Поле выполнено из клеенки 3м. x 4 м., поле разделено (расчерчено) на одинаковые квадраты, на каждом квадрате нашиты кармашки из прозрачной скатерти, шаблоны маршрутов распечатаны на принтере и жетоны вырезаны из цветной бумаги. Также для игры используются музыкальные инструменты.
Игра имеет несколько вариантов и несколько ступеней сложности
Ход игры № 1«Графический диктант»
Первая ступень сложности
Ребенок получает жетоны и двигается по игровому полю, вставляя в нужные окошки жетоны по заданию ведущего.
Ведущий дает задания по готовым шаблонам. Например, одна клетка влево, одна клетка вверх и т.д.
По завершению, глядя на шаблон, игрок оценивает свой результат.
Ведущим может быть как воспитатель, так и воспитанник.
Вторая ступень сложности (с завязанными глазами)
Ведущий заранее раскладывает жетоны в кармашки на поле по шаблону. Далее ведущий объясняет, что будет значить то или иное прикосновение к игроку. Например, касание головы- шаг вперед, касание правого плеча- шаг вправо, левого плеча- влево. Игроку завязывают глаза, и ведущий, стоя позади игрока, касается его согласно движению заранее проложенного маршрута.
Ведущим данного варианта игры также может быть ребенок.
Третья ступень сложности (усложнение второго уровня)
Третий уровень усложняется тем, что касания к игроку совершаются не поочередно, а алгоритмом действий, который необходимо запомнить и сделать верные перемещения. Например, алгоритм трех шагов - левое плечо, голова, левое плечо. Глаза игрока при этом закрыты.
Ход игры №2 «Светофор»
У ведущего в руках цветные жетоны (желтый, красный, зеленый).
Заранее игрок знает, что означает каждый цвет. Например, красный - клетка вверх, желтый - вправо, зеленый - влево.
Ведущий выдает жетоны поочередно по готовому шаблону. Игрок выполняет движения по игровому полю, вставляя жетоны в нужное окошко.
По итогу игрок оценивает свой результат, сравнивая с шаблоном.
Ход игры № 3 «Звуковые шаги»
Первая ступень сложности
Ведущий поочередно выдает игроку карточки с изображением звуковых инструментов. Заранее игрок знает, что означает тот или иной предмет, например, колокольчик - клетка вверх, бубен - клетка вправо.
Ведущий дает задание по готовому шаблону. Ребенок раскрадывает карточки в соответствующие кармашки.
По окончанию игры, ребенок сравнивает свои результаты с шаблоном.
Ведущим может быть как воспитатель, так и ребенок.
Вторая ступень сложности (с завязанными глазами по звуку музыкального инструмента)
На игровом поле заранее проложен маршрут из карточек с изображением звуковых предметов. В руках у ведущего колокольчик, бубен и музыкальный молоточек.
Игроку завязывают глаза и он должен по звуку, который дает ведущий, следовать по игровому полю. Игрок заранее знает, что звук колокольчика означает сделать шаг вперед, звук бубна- шаг влево и т. д. Играет несколько игроков поочередно (до первой ошибки). Если игрок сбивается, то ему предлагают снять повязку и посмотреть на свою ошибку. Побеждает тот, кто не допустил ни одной ошибки.
Далее можно использовать другие варианты игры, например, музыкальные инструменты заменить на другие предметы, которые могут издавать звук (бумага, фольга, деревянные или металлические предметы).
Пособие является низкобюджтным в изготовлении и абсолютно безопасным, так как не имеет мелких съёмных деталей, острых углов и т.д. Его можно использовать как на занятии, так и в свободной игровой деятельности. Панно подойдёт не только для детей с ОВЗ, но может использоваться и на занятиях в общеобразовательных целях.
Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений. Может быть использован не только на индивидуальных, но и на подгрупповых занятиях.
Вывод:
Мы с уверенностью можем сказать, что по результатам наблюдения применение и использование такой формы работы имеет позитивный развивающий эффект в развитии дошкольников. Мы наблюдаем положительную динамику в развитии у детей.
Происходит коррекция познавательной сферы ребенка, пространственной ориентировки, развитие произвольного внимания, памяти, пространственного воображения и логического мышления, развивается зрительно-двигательная координация.
Опыт успешной деятельности придает ребенку уверенность в себе, стремление к новым достижениям.