Тема данной работы возникла в процессе анализа собственной педагогической деятельности. Работая с учащимися на протяжении 16 лет, искала новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Мне, как учителю, необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных
способностей и возможностей.
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
Педагогическая идея
Идея представляемого здесь педагогического опыта заключается в формировании познавательного интереса посредством применения нетрадиционных форм контроля.
Нетрадиционные формы урока, реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний учащихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
1) осуществляется контроль знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме;
2) обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
3) предусматривается минимальное участие на уроке учителя.
Актуальность опыта
Данная проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).
Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, прививают интерес. Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой.
Таким образом, можно только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.
Нетрадиционные формы контроля на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса
Цель: на основе обобщения и систематизации педагогического опыта показать нетрадиционные формы учёта знаний, умений, навыков учащихся, дать практические рекомендации по их внедрению в систему обучения русскому языку и литературе.
Для решения цели сформулированы следующие задачи:
Проанализировать имеющуюся методическую ли
тературу по заявленной проблеме.
Определить сущность контроля знаний и его место в учебном процессе.
Показать разнообразие приемов контроля знаний учащихся по
русскому языку и литературе
.
Обобщить свой опыт по системе использования различных форм, методов, приемов контроля знаний и показать его эффективность.
Тема данной работы возникла в процессе анализа собственной педагогической деятельности. Работая с учащимися на протяжении 16 лет, искала новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Мне, как учителю, необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных
способностей и возможностей.
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
Педагогическая идея
Идея представляемого здесь педагогического опыта заключается в формировании познавательного интереса посредством применения нетрадиционных форм контроля.
Нетрадиционные формы урока, реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний учащихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
1) осуществляется контроль знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме;
2) обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
3) предусматривается минимальное участие на уроке учителя.
Актуальность опыта
Данная проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).
Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, прививают интерес. Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой.
Таким образом, можно только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.
Теоретическая база
Создание системы эффективных форм и видов контроля знаний учащихся способствует выявлению уровня обученности школьников на каждом уроке, помогает успешной организации дифференцированного обучения, является одним из реальных путей нормализации учебной нагрузки школьников.
В теоретико-методологическом и прикладном планах наиболее обоснованной и признанной является теория Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова. Л. В. Занкова, Н. А. Менчинской. В развиваемых положениях указанных авторов обучение, воспитание и развитие предстают в системе как дидактический взаимосвязанный процесс, при котором педагогические воздействия, ориентированные на «зону ближайшего развития», становятся условием глубокого и прочного усвоения знаний.
В структурном отношении развивающее обучение представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьников потребность в овладении специальными знаниями и навыками, необходимыми для поиска новых способов действий. При этом важным этапом является актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся способов действий для организации дальнейшего общеличностного развития учащихся.
Из всего сказанного следует, что учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация четко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.
Роль оценки при учёте знаний, умений, навыков учащихся
Психология ребёнка такова, что он ещё не в состоянии учиться ради познания. Ребёнок будет стараться учиться в том случае, если он знает и на практике убедился, что за его работой следят, её направляют, замечают его старания и рост. При плохом контроле исчезает интерес к учению. Ученик перестаёт стараться, регулярно готовить уроки.
Систематический учёт даёт возможность следить за работой ученика над различными разделами программы, обеспечивает индивидуальный подход к ученику, обосновывает итоговые оценки за четверть. Кроме того, дети любят, когда оценивают их труд, подчёркивают старания и успехи. Они также в большинстве случаев огорчаются, когда получают плохие оценки.
В современных условиях можно выделить несколько аспектов оценки.
1. Социальный аспект
Образование - это особый социальный институт, с помощью которого государство готовит будущих специалистов и профессионалов. Через диагностику и оценивание (комплексная проверка, мониторинг, автоматизированный контроль) можно судить о степени готовности учащихся к той или иной социально значимой деятельности.
Любой вид контроля должен заканчиваться оценкой. Оценка выполняет определённые функции:
эмоционально-мотивационную
, процесс оценивания создаёт определённый эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика;
информативную
, основа в планировании и прогнозировании образовательной траектории учащихся и во взаимодействии учителя и ученика;
функцию управления
, которая помогает учителю, уточнив имеющиеся достижения и недочёты, спроектировать дальнейшую тактику и стратегию в организации учебного процесса как по отношению к отдельному ученику, так и по отношению к группе учащихся;
социальную
, требования общества к уровню знаний, умений, навыков школьника, установленных Государственным образовательным стандартом.
2. Педагогический аспект
Учитель оценивает степень владения учебными умениями, навыками, а учащийся помнит о затраченных усилиях в процессе выполнения задания, о концентрации воли на встретившихся трудностях.
Учитель может похвалить ученика, подчеркнуть его достижения, тем самым стимулируя его к дальнейшей деятельности, либо намеренно поставить ученика в ситуацию неуспеха, чтобы он почувствовал радость не столько от оценки, сколько от самого процесса открытия истины, то есть ученик преодолеет определённые трудности учебного, нравственного, коммуникативного характера.
Очень важно отметить достижения учащегося, показать своё уважительное отношение к его труду, чтобы у него появилось желание учиться дальше.
3. Психологический аспект
Опросные этапы урока, диктанты, контрольные задания воспринимаются учениками как стрессовые ситуации. Это связано с оценкой и её последствиями. Нетрадиционные формы контроля, например, тестирование ставит учащихся в изначально равные условия и обеспечивает равенство в итоговой оценке работы. Таким образом, избегая образования барьеров в учебных взаимодействиях и взаимоотношениях учителя и учащегося, не порождает соперничество между одноклассниками, не провоцирует ссоры в семье.
4. Методический аспект
Чтобы контрольный этап процесса обучения мог стать не приговором, а стимулом к дальнейшей учебной работе, нужно через оценку и взаимооценку подвести учащегося к самооценке. Для этого надо предоставлять учащимся право на самостоятельный выбор сложности заданий;
давать учащимся возможность выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки (это приучает учащихся к ответственности оценочных действий);
постепенно вводить систему самоконтроля, позволяющую самому ученику и его
родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого.
Несомненно, что на уроках следует использовать все виды контроля. Нельзя отказываться от диктантов, орфографического списывания, развивающих орфографическую зоркость. В арсенале каждого учителя-словесника есть множество тестовых работ, карточек с различными заданиями и т.п. Кроме этого, существуют различные электронные учебные пособия с различными вариантами заданий. В то же время каждый творчески работающий учитель стремится разнообразить формы работы, в том числе и формы контроля знаний, с целью повышения эффективности обучения и учебной мотивации обучающихся.
Новизна опыта
Проблема контроля за учебной деятельностью не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разнообразен. В этой работе систематизированы накопленные сведения по проблеме контроля знаний учащихся. Нетрадиционные формы контроля дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. В то же время каждый творчески работающий учитель стремится разнообразить формы работы, в том числе и формы контроля знаний, с целью повышения эффективности обучения и учебной мотивации обучающихся (создание яркого, необычного дидактического материала). Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.
Технология опыта
Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, обеспечивающих положительный результат.
Нетрадиционные формы контроля на уроках русского языка и литературы осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видеотехники, выставки, буклеты, стенды).
Результатом является создание методической копилки, оформление стендов в классе, создание творческих работ учащимися.
Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок–игра, урок-викторина, урок–конкурс, урок-презентация (защита проекта), урок–конференция, урок - экскурсия и другие формы занятий
Урок-концерт Урок-экскурсия
Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность до старшей школы. Интерес и игра тесно связаны между собой. К тому же, с помощью тренингов-игр можно не только формировать определенные учебные умения и навыки, но и развивать у детей такие психические процессы как внимание, память, логическое мышление и т.д., необходимые для успешного, доступного и интересного обучения.
При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, аккуратности (ребенку хочется, чтобы его работа получилась правильной и красивой, что стимулирует его выполнять задание крайне аккуратно), умение доводить начатое дело до конца; в групповой работе — умение работать в группах, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиться поставленной цели.
Дидактическая игра способна решить огромный круг учебно-воспитательных задач, и этот факт, по-моему, уже не требует доказательств. Существует большое количество литературы, где предлагаются интересные методики по использованию игры как в начальной школе, так и в средней, даются серьезные комментарии и обоснования компетентных педагогов и психологов.
Метод проектов
Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путём самообразования.
Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащихся, даёт простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создаёт положительную мотивацию ребёнка к учёбе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Использование проектной технологии создаёт условия, при которых учащиеся:
с
амостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения.
Использование проектной технологии позволяет сформировать следующие компетенции:
Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Обязательные условия при этом - чёткое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, то есть оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чём заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.
Изготовление учебных пособий, составление кроссвордов по теме - это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт - свой проект.
Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе автора, творца, и в решении этой задачи помогают такие формы, как конкурс, турнир, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.
Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социо-культурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка.
Вспомогательные способы обратной связи
Существуют различные вспомогательные средства обратной связи. Наиболее эффективными оказываются те методы обратной связи, которые позволяют за небольшое время проверить усвоение всеми учащимися класса нужного количества фактического материала и навыков применения полученных знаний на практике.
Ученикам такие виды заданий очень нравятся, и качество усваивания того или иного материала значительно возрастает.
Например, «Третий лишний»
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.
Например,
лимонный
, карманный, солом
енный (лишнее - соломенный);
горяч, могуч, плач (лишнее - пла
ч, так как существительное);
революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).
Цифровой диктант
Например, при изучении видов простых предложений можно условиться обозначать цифрой 1 - двусоставные предложения, 2 - безличные, 3 - неопределённо-личные, 4 - определённо-личные, 5 - назывные.
Диктуемый текст: Морозит. Ветер. небо топорщется и хмурится. Выполненная работа выглядит так: 251
Перевертыши
тоЧ ен кта в эйто иритоси?
Я липук бетли в токилубибе ан емсь счаво чарвее. Я пёшлир в буколбитие збе зодинопая и не блыза потиврсную фуром. лиВевож послирон керябилотиба: «Пайдоте мен, жуйластано, тво утэ гикун». «тайваДе пецрет», - титолева аон. И зеалвси емн тукш тяпь хамсы сарвыких кгин. Я хи яноозтебаль юрдаоп муевсо рудгу!
( Что не так в этой истории?
Я купил билет в библиотеку на семь часов вечера. Я пришел в библиотеку без опоздания и не забыл спортивную форму. Вежливо попросил библиотекаря: «Подайте мне, пожалуйста, вот эту книгу». «Давайте рецепт»,- ответила она. И завесила мне штук пять самых красивых книг. Я их обязательно подарю своему другу).
Задания по тексту: Что вы можете сказать о его содержании?
Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
Микроисследование
Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возрасте уровне): работы с научно-популярной литературой и справочниками; умение анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь за внешней простотой формы - серьезное лингвистическое содержание. Наиболее типичны следующие: а) развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос; б) сочинение на лингвистическую тему.
Исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
Всегда неожиданным оказывается эффект в процессе проведения на уроке литературы или русского языка контрольной работы в виде кроссворда, сканворда, чайнворда и т.д
Зашифрованные диктанты.
Ученики должны записать только условные обозначения, которые оговариваются. «Шифровать» учитель может новые понятия, изученные в данном разделе, части речи, члены предложения, морфологические признаки и многое другое.
Например, на обобщающем уроке по теме «Глагол» в 5-м классе таинственно сообщают ребятам: «Необходимо зашифровать все, что вы знаете о наклонениях. На доске записываются условные обозначения: И – изъявительное наклонение, П – повелительное, У – условное. Довольно медленно начинают диктовать: «Не кричи, - сказала мама, - был бы ты воспитанным человеком, ты никогда не повышал бы голоса». «А я и не кричу, - ответил я, - просто мне нравится, когда голос звучит по-командирски. Эх, если я стал бы вдруг генералом, мне никто тогда не сказал бы: «Не кричи!» В тетрадях появляется запись: п и у у и и и и у у п. Конечно, комментируя оценки за диктант – «шифровку», учитель не забудет об элементах игры и скажет: «Жаль, что не все поняли наш тайный шифр. Чтобы стать настоящими разведчиками (агентами и т.д.) нужно обязательно еще раз прочитать параграф и выполнить упражнение номер…»
В последнее время в среднем звене на уроках русского языка и литературы активно используется прием «кластер» (из теории критического мыщления), опять же для разнообразного контроля знаний учащихся.
1 стадия – вызов.
Учащиеся отправляются в путешествие в страну Орфографию, Делятся на команды и чертят карту маршрута. Эта карта поможет нам обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках русского языка, посвященных изучению темы «Орфограммы в корне слова». Каждая команда получит свое индивидуальное спецзадание.
Первое задание. Учащиеся должны обозначить все пути отправления с острова «Орфограммы в корне слова» составляют кластер «Орфограммы в корне»). Время на выполнение этого задания – 4-5 минут. Итак, вперед!(На каждом столе лежит ватман и маркеры).
2 стадия – осмысление. (Корректируем кластер).
6 пунктов назначения. Теперь каждая команда получает индивидуальное задание. Чтобы благополучно добраться до цели вы должны правильно его выполнить. Вскрывайте конверт. Во-первых, подготовить устный ответ – объяснение орфограммы, а во-вторых, подготовить диктант из 5-7 слов на данную орфограмму. На выполнение этого задания дается 5-6 минут (работает вся группа). (За это время учитель должен подготовить на доске таблицу, состоящую из 6 столбиков. В эту таблицу представители каждой группы запишут слова подготовленного диктанта).
Внимательно слушаем выступления каждой группы: устный ответ, подтвержденный примерами из таблицы. Остальные ребята заполняют таблицу в тетради
(к доске приглашает ученика учитель, по уровню его подготовленности определяется уровень подготовленности всей группы).
Ученики получают индивидуальное задание – конверт со словами, в которых пропущены буквы в различных морфема ( нужно выделить слова с орфограммами в корне и распределить в нужные столбики).
3 этап – рефлексия.
Каждый член группы получает индивидуальное задание. Но каждой группе достается одинаковый набор слов. Выполнив задание, учащиеся комментируют выбор орфограмм. Остальные внимательно слушают, дополняют, устраняют ошибки.
За время этого испытания ученики выполняли групповые и индивидуальные задания, письменные и устные упражнения. Затем ребята делятся своими впечатлениями от урока.
Интересен такой вид контроля как «шляпная дискуссия». Класс делится на группы. Определяются границы темы, по которой будут составляться вопросы. Выбирается «совет мудрейших». Команды пишут пять вопросов, заранее обсудив и проверив правильность ответов. На уроке все вопросы складываются в шляпу (у каждой группы своя шляпа). Шляпами обмениваются, каждый из участников достаёт по одному вопросу и даёт ответ. Игра длится 8-10 минут, за это время можно опросить 10 человек+3 человека из «совета мудрейших». Эта игра развивает коммуникативные отношения между участниками, привлекает всех повторить изученный материал, найти дополнительные сведения по теме, развивает лингвистическую компетентность.
Часто применяю такое задание – «дезинформация». Сознательно допускаю фактические ошибки при изложении материала, задача учащихся - увидеть их.
В последнее время популярна стала игра «Данетки». Учитель дает ребятам задание, они отвечают «Да – нет». Это можно использовать на уроках русского языка и литературы. Учащиеся работают с текстом, а затем выполняют грамматическое задание (ответьте да или нет).
Например, первое предложение I абзаца – сложное.
И самый распространенный и легкий вид контроля – викторина. Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.
Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.
Постепенно появились задания в виде "Волшебных картинок" и для 5, и для 6, 7, 8 и даже 9 классов. Эти картинки заставляли учеников лишний раз обратиться к орфографическому или толковому словарю, выписать трудные слова. Для учеников средней школы учитель эти картинки может сопровождать различными дополнительными заданиями, например,
выписать по 10 слов на различные встречающиеся в картинке орфограммы, объяснить правописание (где это возможно);
выписать 5 слов на определенную орфограмму, выполнить фонетический (морфемный, словообразовательный, морфологический) разбор;
выписать по одному слову на каждую встречающуюся орфограмму (или
на те
орфограммы, которые укажет учитель) и составить с ними предложение (желательно одно) с однородными членами предложения (с вводными словами, с обращением, с однородными членами и обобщающим словом, с обособленным причастным оборотом и т.д. и т.п.)
Темы: "Словарные слова", "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением", "Сомнительные согласные"
Тема урока: «Правописание наречий»
И- салатовый цвет,
Ь- серый цвет,
А,Я- красный цвет,
О- голубой цвет,
Е- зелёный цвет, СЛИТНО-жёлтый цвет. РАЗДЕЛЬНО –коричневый цвет, ДЕФИС- синий цвет.
Результативность
Использование нетрадиционных форм контроля знаний учащихся на уроках русского языка и литературы способствует повышению познавательной активности школьников.
Если в начале 5 класса (2011) только 30 – 35% учащихся систематически и качественно готовятся к занятиям, выполняют творческие домашние задания, готовят небольшие сообщения, то к концу этого года обучения таких учащихся уже 50 – 60 %, а к 9 классу - 85 – 90%.
Уровень обученности всегда стабилен и составляет 100%, качество обучения значительно выше среднего по школе и составляет по классам: 5 класс – 50 %
6 класс – 72%, 7 класс – 48%, 8 класс – 68%, 9 класс – 50%.
Ежегодно учащиеся при промежуточной аттестации выбирают в качестве экзамена по выбору русский язык и показывают - 80% учащихся.
Уровень обученности всегда стабилен и составляет 100%, качество обучения значительно выше среднего по школе и составляет по классам: 5 класс – 50 %
6 класс – 72%, 7 класс – 55%, 8 класс – 72%, 9 класс – 50%.
Адресная направленность
Данный опыт предназначен учителей русского языка и литературы основной школы, а также для учителей начальных классов. Несколько игровых заданий-упражнений по русскому языку на разные темы, которые можно использовать и в начальной школе.
Литература
1. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. - М.: Просвещение, 2003
2. Волина В. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 1995
3. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. - М: Просвещение, 1991
4. Караваев А. Игровые уроки в старших классах. // Учитель. 2006, № 1
5. Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. – М.: Владос, 2000
6. Щипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка // Русская словесность. -2000. -№ 5