Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

netradicionnye-metody-risovaniya-. Работа №279179

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Рисование  является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка.

Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одарённых, но и всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приёмов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребёнка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребёнка получить изображение близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдение за эффективностью применения различных техник рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформулируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование в рисовании нетрадиционных техник рисования позволяют ребёнку преодолевать чувство страха пред неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора.

Работа:

Опыт работы МБДОУ на тему «Нетрадиционные методы рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»

«Если мы научим нацию рисовать,

То это будет самая сильная нация в мире»

Д.Дидро

 

Складывающиеся новые социально-экономические условия обусловили необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования, внедрение более прогрессивных форм, методов, приемов деятельности, повышения ответственности педагогического коллектива за полноценное развитие и эмоциональное благополучие воспитанников ДОУ. Использование инновационных методов и приемов в работе с детьми, вариативных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста позволяют обогатить творческое воображение и умения детей. Опыт работы свидетельствует. Что использование различных материалов

 

 

 

Рисование  является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка.

Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одарённых, но и всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приёмов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребёнка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребёнка получить изображение близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдение за эффективностью применения различных техник рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформулируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование в рисовании нетрадиционных техник рисования позволяют ребёнку преодолевать чувство страха пред неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора.

Актуальность.

Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и не реализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Во время занятия изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребёнок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту, твёрдость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочется отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребёнок увлечён, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что выбранная мною тема актуальна.

Из опыта работы.

Осознав важность вышеизложенного, я определила тему своей работы «Нетрадиционные техники как средство развития творческих способностей дошкольников».

Мною была поставлена цель: Способствовать развитию творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования; формировать уверенность в себе, в своих способностях, целенаправленности деятельности.

Задачи:

- Познакомить с разными техниками рисования;

-Способствовать развитию интереса к рисованию;

- Создать условия для самостоятельной художественной деятельности детей (рисование и раскрашивание в книжках-раскрасках, в альбомах для рисования, рассматривание картинок в книжках - потешках);

-Способствовать развитию мелкой моторики рук, творческих способностей.

Свою образовательную деятельность разделила на 3 этапа:

1этап: Аналитико-диагностический. Проведены: анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта, сбор информации, диагностика.

2 этап: Практический. Организовано введение в образовательную деятельность с детьми новых форм и техник работы.

3 этап: Аналитико-обобщающий. Подведение итогов: пополнение пособий по теме, разработка рекомендаций работы с детьми, обобщение опыта.

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, или не получится. Особенно это заметно в младшей группе, где навыки рисования у них ещё слабо развиты. Им не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.

Перед началом исследования я провела небольшую диагностическую работу, с помощью цветового теста эмоциональных состояний (Приложение №1, определила настроение детей во время НОД по рисованию. (В исследовании принимало участие 25 детей). Картина была не утешительная: 13 из 25 детей чувствовали себя не комфортно на занятиях рисования, кому-то из них не нравилось, что с ними происходит на занятии, кто-то вел себя пассивно, им было скучно. Затем я провела небольшое тестирование (Приложение №2, по его результатам было видно: только 8 детей умеют правильно держать карандаш; 5 детей различают цвета; всего 4 ребенка пытаются раскрашивать раскраски, не выходя за линию рисунка.

Для того, чтобы хоть как-то добиться обратного, мною была проделана следующая работа:

1)Внимательно изучила и проанализировала литературу по данной теме;

2)Оформила выставку материалов, которые могут использоваться при рисовании (пробки, листья, нитки, скомканная бумага, ватные палочки, различные трафареты, вырезанные из картофеля фигуры и многое другое);

3)Создала условия для самостоятельной художественной деятельности детей (выложила книги с картинками, раскраски, альбомы, карандаши, восковые мелки);

4)Включила в НОД нетрадиционные техники рисования;

Знакомство с нетрадиционными техниками проводилось в 1 младшей группе, поэтому я подобрала техники, доступные этому возрасту: пальчиковое рисование, рисование ладошкой, оттиск предметами (пробкой, кубик, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватными палочками, оттиск печатками картофеля (Описание этих и других техник можно посмотреть в приложении №3).

Первая тема занятия с использованием нетрадиционной техники была «Ягодки для мишки». Не смотря на необычное начало работы - применение игрового момента, во время начала рисования в поведении малышей присутствовала тревога, боязнь, что ничего не получится. Но, после того, как пальчик опустился в краску, а потом на лист бумаги, в глазах появились искорки и Катя вскрикнула - «У меня получилось!», Матвей сказал – «Я нарисовал ягодки. Рисование пальчиком - самая простая техника, но сколько восторга в глазах малышей!

Не меньше радости было на лицах детей во время рисования лучиков солнышку ладошками. С каким удовольствием они мазюкали ладошку краской!

С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками картофеля. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платочки и др. Ребёнок опускает печатку в мисочку с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Мы рисовали:«Воздушные шары», «Весёлая гусеница», «Яблоки», «Шары для ёлочки».

Знакомила детей с техникой «Тычок жёсткой полусухой кистью». Эта техника используется, когда нам надо нарисовать что-то пушистое или колючее. У нас получился замечательный цыплёнок!

При помощи ватных палочек мы нарисовали осенние листочки на дереве.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу самовыражения.

Проведение НОД с использованием нетрадиционным техник рисования:

- Способствует снятию детских страхов;

- Развивает уверенность в себе, в своих силах;

- Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

- Учит детей работать с разными материалами;

Развивает мелкую моторику рук, чувство композиции, цветовосприятия, воображения, полёт фантазии, творческие способности;

- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Успех обучения нетрадиционными техниками во многом зависит от того, какие методы и приёмы используются, чтобы донести до детей определённое содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества.

Я включала в НОД игры «Сложи картинку из геометрических фигур», «Самое весёлое»,«Необычные кляксы», «Удивительные ладошки», «Силуэт фигуры», «Добрые - злые»(Приложение №4).

Работая с ребёнком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и, как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога с родителями, тем успешнее становится ребёнок. Я придаю больное значение общению с родителями: провожу консультации, анкетирование, беседы по данной теме. Родители с большим удовольствием помогают создавать благоприятные условия для развития детей, как дома, так и в ДОУ.

Заключение.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуется его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Рисование нетрадиционными техниками - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет, восхищает детей.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Опыт работы показал, что овладения нетрадиционными техниками рисования доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию (Приложение №1). Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, постепенно приобретают опыт эстетического восприятия. Они стараются создавать новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и стараются самостоятельно находить средства для его воплощения.

Считаю необходимым и в дальнейшей своей работе использовать нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей. Тем более, что со многими техниками нам ещё только предстоит познакомиться.

Список литературы.

1. Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании образовательной деятельности дошкольников».

2. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».

3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки».

4. Мэри Энн, Ф. Коль «Рисование красками».

5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка».

6. А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».

7. Педагогический опыт, опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание».

8. Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова и др. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования, планирование, конспекты занятий».-М: Сфера,2005.

9. Балошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3-5 лет. Пособие для занятий с детьми. -М.:Аркти, 2008.

10. Лахути М. Д. «Как научиться рисовать».- Москва «Росмэн», 2008.

11. Сахарова О. М. «Я рисую пальчиками»: Издательский дом «Литература», 2008.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×