Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Нетрадиционные технологии, как средство гармонизации личности обучающихся с ЗПР, на уроках ритмики.. Работа №242926

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только ГБОУ СО «Карпинская школа-интернат”, но и Министерства образования РФ, Министерства труда и социального развития РФ являются проблемы воспитания, обучения и социализации детей с задержкой психического рсстройства.В статье отражены основные  задачи, стоящие перед учителем ритмики при проведении коррекционно-образовательной работы, а также описаны нетрадиционные методы и приемы, с помощью которых решаются эти задачи.

Работа:

Е.В.Керн

ГБОУ СО «Карпинская школа-интернат», гарпинск

 

 

Нетрадиционные технологии, как средство гармонизации личности

обучающихся с ЗПР, на уроках ритмики.

 

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только ГБОУ СО «Карпинская школа-интернат”, но и Министерства образования РФ, Министерства труда и социального развития РФ являются проблемы воспитания, обучения и социализации детей с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического развития – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения: “дети с проблемами”, “дети с особыми нуждами”, “нетипичные дети”, “дети с трудностями в обучении”, “аномальные дети”, “исключительные дети”. таким образом, детьми с задержкой психического развития можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном коррекционном обучении и воспитании.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет и усиливает выделение пищеварительных соков, влияет на ритмы дыхания и сердцебиения, а при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным, гармоничные созвучия замедляют пульс. Минорная музыка полезна при гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, бронхиальной астме, неврастении с чувством нервного перенапряжения, головных болях. правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти, снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Наш помощник – музыка – а следствие – занятия коррекционной ритмикой.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.

Сегодня, просто, необходимо, наличие у педагога нового взгляда на ребенка, как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыки как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия.

 

В музыкально-коррекционной деятельности, основные элементы направлены на решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие познавательных процессов, моторики, эмоционально-волевой и личностной сфер, стимулирование речевой деятельности.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед учителем ритмики при проведении коррекционно-образовательной работы.

Развивать артикуляционный аппарат.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать правильную осанку

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

Совершенствовать личностные качества

.

Элементарное музицирование – это творческая деятельность, в которой неразрывно соединены музыка, речь и движение. При этом важнейшую роль играют музыкальные инструменты, как орудие музыканта. Концепция Карла Орфа называется «Шульверк» (учусь, делая). Это игровая педагогика: с детьми играют, но они при этом не осознают, что их учат. Одной из современных технологий в системе коррекционной помощи детям с ВОЗ безусловно, является важнейший педагогический принцип Карла ОрфаШульверк») – импровизационно-творческая игра в самых разнообразных формах, сочетающих музыку, речь и движение. Слово “Schulwerk”, понятное без перевода педагогам всего мира, было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя”.

Элементарное музицирование является той формой, которая позволяет играть многопланово: играть на инструментах и играть с элементами музыки и речи: ритмом, тембром, динамикой, фактурой и т.п.; играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, и играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.

 Сущность приобщения детей к элементарному музицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать - больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

 Музыкальное воспитание по Орффу - это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям» (Э. Жак-Далькроз). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «развивать в игре индивидуальность. Играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра - могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания.

 В рамках данной технологии ставлю перед собой такие задачи:

- развивать музыкальные способности детей;

- развивать в детях способность слушать и наблюдать;

- дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на шумовых инструментах;

- увлечь детей музыкальными инструментами;

- развивать творческое воображение и слуховую фантазию;

- развивать способности детей к организованной игре в ансамбле;

- сделать образовательный процесс более увлекательным для детей.

 Орффовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка “Учимся, делая и творя”, поэтому в основе данной системы лежит раскрепощение индивидуально-творческих сил ребенка, развитие природной музыкальности.

 Методика «Музыка для детей» Карла Орфа представляет большой интерес благодаря несомненным преимуществам:

система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;

учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;

закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности

.

«Хор рук» - это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий, и одна из линий авторской методики Татьяны Анатольевны Боровик.

Ценность и комплексность входящих в нее музыкальных, психолого-педагогических, художественно-вариативных, сценических линий достаточно широка.

 Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс» и др.). На усмотрение вашей фантазии.

Данная форма направлена на развитие

• координационной свободы движения,

• чувства ритма,

• внимания,

• ансамблевой слаженности,

• способности к двигательной импровизации.

Особенностями являются:

 1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;

2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не высказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому из детей попробовать себя в роли лидера.

3. Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка

4. Погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.

5. Является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.

6. Направлена на развитие двигательной фантазии детей.

7. Способствует развитию чувства ритма.

8. Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания.

9. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков

10. Способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления, при условии, что некоторые исполняемые жесты бывают прокомментированы.

11. Развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.

12. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста.

13. Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только учитель ритмики, поэтому форма используется разными специалистами в своей деятельности.

Итак, особенности музицирования придают ему важное коррекционное и педагогическое значение: Музицирование как фактор развития ребёнка. Музицирование как деятельность общения. Способ приобщения ребёнка к миру музыкальной и общей культуры. Щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным для него умениям и навыкам. Способ ознакомления ребёнка с широким спектром видов человеческой деятельности. Мягкая коррекционная направленность в соответствии с особенностями развития ребёнка. Деликатное диагностирование социально-психологического и музыкального уровня развития ребёнка. Способ подарить ребёнку радость от игры.

 

Литература

Агранович

З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб

.,

2000.

Арсеневская

О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010

Боромыкова

О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб

.,

1999.

Воронова А.Е

Логоритмика

в речевых группах ДОУ – Москва, 2006.

Клезович

О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей –

Аверсэв

, 2005

Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. СПб

.:

Питер,2004.

Щ

ербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X