В статье представлены интересные игры и упражнения, которые полезны в коррекционной работе учителя-логопеда.
Цель: Стимулирование речевого развития детей.
Задачи:
1. Стимулировать речевую активность детей, автоматизировать и дифференцировать звуки в речи.
2. Развивать межполушарное взаимодействие.
3. Развивать слухоречевое внимание детей.
4. Корригировать все виды праксиса.
5. Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).
Известно, что речь - это высшая психическая функция, вершина огромного айсберга. А в основании лежат глубинные процессы сенсомоторного и психического развития, за которые отвечает головной мозг.
Нейропсихологические упражнения (нейроигры) помогают оптимизировать работу логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.
Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий. Помогая оптимизировать работу логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.
В своей работе активно использую нейроигры с мячом. Дети любят мяч, с ним можно придумать игры для реализации любой логопедической задачи. Они позволяют повысить эффективность процесса автоматизации и дифференциации звуков, улучшить темпо-ритмическую сторону речи.
Тема: Нейроупражнения с мячом в коррекции нарушений речи.
Цель: Стимулирование речевого развития детей.
Задачи:
Стимулировать речевую активность детей
, автоматизировать и дифференцировать звуки в речи.
Развивать межполушарное взаимодействие.
Развивать слухоречевое внимание детей.
Кор
ригировать все виды праксиса.
Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление)
.
Известно, что речь - это высшая психическая функция, вершина огромного айсберга. А в основании лежат глубинные процессы сенсомоторного и психического развития, за которые отвечает головной мозг.
Нейропсихологические упражнения (нейроигры) помогают оптимизировать работу логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.
Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий. Помогая оптимизировать работу логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.
В своей работе активно использую нейроигры с мячом. Дети любят мяч, с ним можно придумать игры для реализации любой логопедической задачи. Они позволяют повысить эффективность процесса автоматизации и дифференциации звуков, улучшить темпо-ритмическую сторону речи.
«Передай мяч по кругу». Дети проговаривают чистоговорки или стихи, передавая мяч друг другу в ритме чистоговорки или стиха.
«Колечко» (автоматизация звука в обратных слогах). Поочередно перебира
ем
пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Кулак-ребро-ладошка». Упражнение для развития фонематического восприятия и дифференциации звуков.
«Ассоциация». Бросая ребенку мяч, наз
ы
в
аем
любое слово, например, «Солнце», он
должен
подобрать ассоциацию к
этому
слову, например, «лето, море, желтое, светит и т. д.» Возвращает мяч, называет слово.
«Скажи наоборот». Дифференциация звуков по признаку твердости-мягкости, звонкости-глухости. Один ребенок называет слог с твердым (звонким) согласным
и кидает мяч по воздуху, второй возвращает мяч броском в обруч, заменяя при этом твердый согласный на мягкий (глухой).
«Живое-неживое». Например, на звук [P] отбивать правой рукой мячик, на звук [Л] левой.
Использование нейроигр с мячом способствует преодолению и коррекции речевых и двигательных расстройств у детей и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.
Литература:
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.- М.: Вако, 2004.
2. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Айрис, 2007.-112с.
3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.: Генезис, 2008.-319с.
4. Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.: Генезис,2010.-474с.
5. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.-М.: Сфера,2002.-80с.
6. Хомская Е.Д. Нейропсихология .-СПб.: Питер,2007.-496с.
7. Цвынтарный В.В.Играем пальчиками — развиваем речь. — М.: Центрполиграф,2002.-32 с.