Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

О некоторых элементах исследовательской деятельности. Работа №253745

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одна из важнейших особенностей работы учителя в условиях внедрения ФГОс второго поколения - необходимость реализации системно-деятельностого подхода в преподаваниии своего предмета.Главный принцип - быть партнёром ребенка.Научно-исследовательская деятельность позволяет учителю конструировать учебный процесс как поисковый, исследовательский.

Работа:

О некоторых элементах исследовательской деятельности

На уроке ученик в основном сидит, а ведь должен идти.

Значит, нужен путь. Интересный – всем и каждому.

Е.Н. Ильин

Одна из важных особенностей работы учителя в условиях внедрения ФГОС второго поколения – необходимость реализации системно-деятельностного подхода в преподавании своего предмета. А это значит, что процесс обучения организуется как результат совместной деятельности с учащимися, где ученик на уроке не только слушатель, зритель, репродуктор (образование страдает от болезни повествования, такие отношения между учителем и учеником называют нарративными), но и активный участник процесса обучения. Так возникает необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных образовательных технологий, реализующих принципы личностно - ориентированного  образования. Главный принцип – это «не быть учителем», а быть партнером ребенка, не навязывать ему свои идеи, а тонко направлять его интеллектуальную и творческую деятельность в нужное русло, не заставлять его учить, а учиться, сотрудничать вместе с ним, всегда уважать его мнение. Наверное, поэтому исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе школы. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;

помощь в профессиональной ориентации.

 

Научно-исследовательская деятельность учащихся позволяет учителю конструировать учебный процесс как поисковый, исследовательский, где ученик не пассивный слушатель, несущий трудовую повинность, а активный, творческий участник процесса. Учитель использует в практике обучения такие методы и формы работы, которые позволяют ему активизировать деятельность учащегося и помогают вызвать интерес к изучаемому, побуждая к дальнейшему самостоятельному исследованию материала.

На уроках русского языка учащиеся ведут тетради , в которых содержатся рубрики «Это интересно», «Из истории языка», «Лингвистические задачки». В тетрадях ребята записывают результаты своих исследований - факты , связанные с историей языка, происхождением слов, выражений ( «энциклопедия одного слова»).

Наиболее эффективными средствами развития интеллектуальных способностей учащихся является сочетание словесных методов обучения с наглядными. Чем активней и содержательней деятельность учащихся с наглядным материалом, тем выше продуктивность непреднамеренного запоминания. В развитии исследовательских умений учащихся использую разные методы и формы обучения : эвристическая беседа, проблемное изложение материала, кроссворды, ребусы, дидактические игры, схемы, опорные таблицы. С помощью этих форм у учащихся развиваются устойчивость и сосредоточенность внимания, абстрактное мышление, умение анализировать, переходить на высокий уровень общения, давать определения понятиям, осуществлять квалификацию, способность устанавливать логическую последовательность между предметами, прослеживать причинно – следственные связи.

Составляющим фактором развития исследовательских умений учащихся является использование различных видов игр : занимательных, дидактических, сюжетно – ролевых, а также задачи в стихах. Всё вышесказанное развивает самостоятельность, инициативу, волю ребёнка. У учащихся создаётся бодрое рабочее настроение.

Ученики выполняют задания, способствующие углублению знаний о системе языка и речи, служащие развитию логического мышления и созданию насыщенного интеллектуального пространства (« найти когда появились в русском языке слова «мужчина» и «женщина» и что они первоначально обозначали»).

Такого же характера предлагаются задания из истории языка, связанные с историей фразеологизмов ( «почему мы так говорим, как возникли данные фразеологизмы»). Для создания насыщенного интеллектуального пространства предлагаю учащимся лингвистические задачи.

Использую задания на развитие логического мышления («являются ли однокоренными слова карта, картина, картон»?)

При изучении имени числительного предлагаю задания, помогающие в осуществлении межпредметных связей («найти как можно больше пословиц с числительным семь с указанием того, что они обозначают», «Елабуга в числах и цифрах»).

Подталкивают к исследованию и такие задания, которые содержат проблемный вопрос, создают проблемную ситуацию, что способствует активной мыслительной деятельности учащихся:

(«как правильно сказать : опята или опёнки», «как называют ребяток-зверяток у животных: ёжа, волка, медведя, лошади, овцы, свиньи, коровы» или « допиши словечко», « а что вы знаете о значении слова «тучный»).

Опыт показывает, что учащиеся работают на уроке активно и с интересом.

Нравится учащимся проводить исследование названий частей речи (« на что указывает название «наречие» ).

На уроках развития речи и во внеклассной работе в качестве тем сочинений предлагаем варианты исследовательских работ («письмо себе через 30-40 лет», « письмо - рассказ от лица животного», «цветка», «дерева», «солнца», «неба», звезд», « письмо – жалоба о жизни учебника», «школьного портфеля», письмо- просьба Деду Морозу», « письмо-благодарность учителю, писателю»).

Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем.

Огромную роль для развития исследовательских умений играет музейная педагогика, которая создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на обычных уроках истории учащиеся получают основы знаний о городе и крае, то на уроках русского языка, они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника (  «конкурс на лучшую открытку – презентацию А. Н. Епанешникову», « открытое письмо А.Н. Епанешникову», «сочинение – эссе «Героями не рождаются- героями становятся». (По материалам жизни А.Н. Епанешникова»). Музейная педагогика дает неограниченные возможности учителю для проведения нестандартных уроков ( «урок в Библиотеке Серебряного века «Литературная Елабуга», « урок в музее Н.А. Дуровой «Литературная деятельность Н.А. Дуровой», «урок в музее М.И. Цветаевой в Елабуге», «урок «Встреча в музее с писателем, поэтом-земляком»,  урок-виртуальная экскурсия в Хмелиту», « урок в музее литературного письма», «урок в музее – картинной галерее», « урок в музее «Маршруты путешествий и места проживания литературных героев», или «Адреса литературных героев»). Подобные уроки способствуют проявлению у учащихся таких интеллектуальных чувств, как удивление, сомнение, интерес, а также развивают инициативу, стремление участвовать в коллективной познавательной деятельности, воспитывают интерес к процессу обучения. А проведенное исследование ведёт к заинтересованности учащихся предметом, углубленному пониманию отдельных тем курса , развитию устной и письменной речи.

На уроках литературы провести самостоятельное исследование помогает использование компьютерной презентации. Учащиеся создают целые фильмы о поэте или писателе, проводят виртуальные экскурсии на родину писателя и поэта. Для активизации творческой инициативы учащихся, укрепления мотивации самостоятельного поиска материала организовываю семинарские занятия с использованием мультимедийных средств, а также конкурсы на лучшие доклады с презентациями. Данные виды работ являются одним из способов оптимизации управления самостоятельной работой учащихся и способствуют повышению качества преподавания.

С желанием участвуют учащиеся в инсценировании отрывков из художественных произведений( « Бесприданница» по пьесе А.Н. Островского ), литературно- музыкальных композициях( «Живой и только!» ), конкурсах чтецов, «я – литературный герой…».

Развивать  исследовательские и интеллектуальные умения помогает участие детей во Всероссийских дистанционных олимпиадах, марафонах «Самый грамотный», конкурсах «Самый умный», научно – практических конференциях, конкурсных сочинений.

Особое значение имеет проектно-исследовательская деятельность ( проективная методика). Темы учебных проектов «Герои- патриоты русской литературы», «Реки, озера, родники в книге С.Т. Романовского «Костёр из тальника, « Семейные песни Елабужского района», «Имя Иван в русской литературе» послужили толчком для дальнейших исследований.

Таким образом, приобщение ребят к научно-исследовательской деятельности  позволяет создать благоприятные условия для самообразования и профессиональной ориентации.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×