В данной статье рассказывается о знаково-символических универсальных учебных действиях, путях их развития. Так же предлагаются задания по развитию знаково-символических универсальных учебных действий на уроках окружающего мира на этапе обобщения. В конце статьи описываются итоги практической деятельности.
Об использовании обобщения в развитии знаково-символических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира
В данной статье рассказывается о знаково-символических универсальных учебных действиях, путях их развития. Так же предлагаются задания по развитию знаково-символических универсальных учебных действий на уроках окружающего мира на этапе обобщения. В конце статьи описываются итоги практической деятельности.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В федеральных государственных образовательных стандартах отмечается, что к универсальным учебным действиям (УУД) относятся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Среди познавательных УУД выделяется особая группа – знаково-символических универсальных действий. Знаково-символические УУД предполагают замещение, кодирование/декодирование, моделирование представленной графической информации.
Среди графической фиксации учебной информации выделяют: схему, чертеж, график, диаграмму, графическую инструкционная карта, таблица, специфические средства наглядности: цифры, буквы, буквосочетания, записанные крупным шрифтом. Данные виды фиксации повышают уровень знаний и умений в ходе обучения у младших школьников, а также способствуют формированию знаково-символических универсальных учебных действий.
Учащиеся должны осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых не только для обучения, но и для его социализации. Но вместе с тем из-за особенностей данной области культуры детям сложно её освоить,в нашем случаезафиксированную графическиучебную информацию.
ИсследованияМ. И. Макарова, Н. Г. Салминой, Е. Е. Сапоговой показывает, чтошкольники испытывают значительные трудности при работе с информацией, представленной в виде знаков искусственного языка. Они не воспринимают формул, не умеют читать графики, не видят закономерностей, отраженных в таблицах, не умеют раскрывать внутренний смысл знаков. Исследователи приходят к выводу о том, что основной причиной такого явления является недостаточный уровень сформированности умения действовать со знаками и символами.
Овладение знаково-символическими универсальными учебными действиями актуально и в связи с тем, что современный человек живет в мире символов и знаков, ему необходимо уметь устанавливать взаимосвязь реальности и мира символов. В частности, использование знаков позволяет отражать учебную информацию в более удобном и легко воспринимаемом виде, показывает различные отношения. [1, с. 159]
Как известно, при изучении курса«Окружающий мир» у младших школьников развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме в разных источниках, описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делать выводы по результатам, фиксировать их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.
В связи с этим, основная работа по формированию знаково-символических универсальных учебных действий приходится на этап обобщения материала. В словаре Д.Н.Ушакова, обобщение определяется как «общий вывод, положение, мысль общего характера, возникающие в итоге изучения, исследования отдельных фактов, явлений»[4, с.1056].
В курсе окружающего мира практически на каждом уроке есть элементы обобщения.Обобщение возможно в том случае, если у школьников имеется определенный запас фактического материала. Необязательно, чтобы накопился большой объем этих знаний. Исследования показывают и доказывают, что формирование знаково-символических универсальных учебных действий является необходимым процессом в учебной деятельности младших школьников. Но в настоящее время в педагогическом процессе не полностью и не систематически реализуются методы и приемы работы, не четко представлены педагогические условия формирования знаково-символических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира посредством обобщения материала.
Для проверки гипотезы был проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя констатирующий и формирующий этапы эксперименты. Проводилась она в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Сорская СОШ №1, города Сорска, республики Хакасия, класс 3А являлся экспериментальным, а класс 3 Б был взят в качестве контрольного. На констатирующем этапе эксперимента была поставлена цель: выявить уровень сформированности знаково-символических универсальных учебных действий у третьих классах на уроках окружающего мира (в экспериментальном и контрольном).
Для исследования была выбрана комплексная методика "Кодирование" (А.Г.Асмолова). Целью методики было выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.
В ходе констатирующего этапа были выделены такие критерии и показатели: умение кодировать информацию; умение декодировать информацию; умение использовать модели для решения практических задач; умение преобразовывать модели; умение устанавливать взаимосвязи в природе. Исследование показало, что в экспериментальном классе на высоком уровне развития данных умений находятся 11 % учащихся, 35% учащихся на среднем уровне и у 54 % учащихся низкий уровень сформированности данных умений. В контрольном классе 23% учащихся находятся на высоком уровне сформированности умений, 41% на среднем уровне и 36 % находятся на низком уровне. У школьников в основном вызывают трудности определение закономерностей, учащиеся не могут по схеме составить логически связанный рассказ и определить среду обитания объектов природы. При составлении цепей питания и схем работают медленно. Получается устанавливать взаимосвязи в природе.
Таким образом, проведенный констатирующий этап показал актуальность специальной работы по формированию знаково-символических УУД в процессе использования обобщения материала.
При использовании обобщения материала формировалось осмысленное отношение к формированию знаково-символических универсальных учебных действий, в котором он как исследователь играл главную роль, выбирая средство для построения, определяя цель применения, интерпретируя результаты изучения модели.
При формировании знаково-символических универсальных учебных действий учитывался разный уровень подготовки учащихся и их индивидуальные особенности. В связи с этим одним из условий является групповая форма работы, которая способствует учету индивидуальных особенностей.
Одним из средств формирования знаково-символических универсальных учебных действий являлся метод моделирования. При этом могут использовались различные приемы моделирования: рисунок, схематический чертеж, таблица.
В качестве источника информации часто выступал текст. Необходимо произвести качественное прочтение, предложенной в тексте информации для преобразования текста в модель. Основной подход к формированию качественного чтения у младших школьников был направлен на овладение ими навыками и приемами понимания информации, содержащейся в тексте, который реализуется через смысловое чтение. Таким образом, одним из условий эффективного формирования знаково-символических УУД он называет использование приемов смыслового чтения, различные виды чтения, создание единой базы условных обозначений совместно с классом.
Таким образом, приоритетными направления в формировании у младших школьников знаково-символических универсальных учебных действий при использовании матричной и графической фиксации учебной информации считаем:
— систематическое и самостоятельное составление различных видов моделей: рисунок, схематический чертеж, таблица, матрица;
— постоянное выделение младшими школьниками признаков и скрытых отношений в текстах, объектах, процессах;
— создании проблемных ситуаций. [2, с.28]
1. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении/ Н.Г. Салмина. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988.–288 с.
2. Сапогова Е.Е. Моделирование как этап знаково-символической деятельности дошкольника / Е.Е. Сапогова// Вопросы психологии.– 1995. –№5.–С. 26-31.
3. Макаров М.И. Формирование знаково-символической деятельности будущих учителей-словесников в процессе изучения научнопедагогических понятий / Дис. канд. пед. наук. —Барнаул, 1998. –186 с.
4. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. - М. :Изд-во Альта-Принт [и др.], 2008. - 1239 c.