Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 04.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

obespechenie-obrazovatelnogo-processa-ci. Работа №278551

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Информатизация жизни общества и связанное с нею широкое распространение средств вычислительной техники оказывает заметное влияние на содержание образования. В данной статье представлены направления деятельности в ОГАПОУ "Губкинский горно-политехнический колледж" по созданию безопасной цифровой образовательной среды:

"Автоматизация управленческой деятельности""Цифровизация образовательной среды""Цифровизация содержания образовательного процесса"

Внедрение "1С:Колледж ПРОФ", создание автоматизированных рабочих мест для студентов и преподавателей, создание регионального контента по профессиональным модулям для он-лайн обучения в полной мере позволяют решать поставленные задачи.

 

Работа:
Внешние и внутренние факторы информатизации образования
Морозова Л.А., преподаватель информатикиОГАПОУ Губкинский горно-политехнический колледж
Информатизация жизни общества и связанное с нею широкое распространение средств вычислительной техники оказывают заметное влияние на содержание образования, предоставляют в распоряжение участников учебно-воспитательного процесса новые технические средства обучения, стимулируют создание автоматизированных информационных систем для решения задач управления образованием. Движущие силы распространения цифровых технологий (ЦТ) в образовании делятся на две части: внешняя, связанная с воздействием на образовательную систему извне, и внутренняя, связанная с самой образовательной системой. Каждая из них характеризуется своей группой факторов:
•внешними, задающими условия функционирования образовательной системы и требования к ней;
•внутренними, определяющими потребность, готовность и способность образования воспринимать достижения технологического прогресса и использовать их для решения собственных задач.
Внешние факторы напрямую влияют на процессы информатизации образования и обусловлены процессами, которые разворачиваются за пределами образовательной системы. Педагоги не могут их контролировать. Эти факторы связаны с достигнутым уровнем развития информационной индустрии, распространением использования ЦТ во всех сферах жизни общества. Внешние факторы не только стимулируют нововведения, но и задают ограничения на темпы и характер оснащения образовательного процесса средствами ЦТ, возможность освоения и использования нововведений.
Внешние факторы непосредственно влияют на динамику внутренних факторов , что выражается в появлении новых педагогических решений, которые основаны на использовании ЦТ (например, компьютерные тренажеры, информационные системы управления образовательным процессом, цифровые учебники и т.п.). Внешние факторы влияют на разработку новых образовательных стандартов и содержание учебных пред- метов. Они стимулируют разработку новых способов организации образовательного процесса, появление новых высокорезультативных методических разработок и педагогических практик. Они также оказывают прямое воздействие на разработчиков учебных материалов, педагогов и других категорий работников образования, которые непосредственно вовлечены в работы по развитию содержания, организационных форм и методов обучения. Работники образования получают новые информационные инструменты, находят новые методические решения и способствуют информатизации изнутри образовательной системы.
Внутренние факторы обусловлены процессами, которые в значительной степени развиваются в рамках системы образования. Они сопряжены с острыми проблемами внутри системы образования, со способностью образовательной системы откликаться на изменяющиеся ожидания и запросы общества, воспринимать и осваивать новые инструменты работы с информацией для решения новых и старых образовательных задач. Эти факторы характеризуются:
•имеющимся учебно-методическим заделом в области разработки и использования всех видов цифровых образовательных ресурсов;
•достигнутым уровнем профессиональной подготовки работников образования, их педагогической ИКТ- компетентностью, способностью результативно использовать ЦТ в своей профессиональной деятельности;
•гибкостью системы управления, ее готовностью к изменениям, способностью распознавать и осваивать новое, распространять результативные организационные формы и методы учебной работы, развивать цифровое информационное пространство, методы управления образовательной организацией, превращать ее в обучающуюся орга- низацию.
Роль внутренних факторов при определении политики в области цифровой трансформации образования зачастую недооценивается. Вместе с тем без активного участия педагогов цифровая трансформация образования не состоится.
Рассмотрим внешние и внутренние факторы подробнее.
Определяющее воздействие на цифровую трансформацию образования оказывают внешние факторы: политические, экономические, технологические, социально-культурные.
Политические факторы. Решение о компьютеризации образования в 1985 г. было принято политиками на самом высоком уровне. Оно было составной частью программы интенсификации развития страны. Решение о цифровой трансформации образования тоже составная часть политической программы перехода к цифровой экономике, которое нашло отражение в национальных проектах Образование и Цифровая экономика.
Экономические факторы. Быстрое снижение стоимости, повышение простоты использования и надежности ЦТ, которые подталкивали информатизацию образования на начальных этапах, продолжают оказывать влияние и сегодня. Сегодня кажется вполне естественным, что каждый обучающийся и каждый педагог должны иметь индивидуальное мобильное цифровое устройство, постоянно подключенное к Интернету.
Технологические факторы. Развитие технологической базы, которая создает условия для информатизации образования в нашей стране, — и поныне один из доминирующих внешних факторов.
Социально-культурные факторы. Информатизация образования рассматривается не только как инструмент улучшения подготовки и средство экономического развития, но и как важный рычаг для решения проблем социального неравенства между жителями различных регионов страны, между детьми из семей с низкими и высокими доходами. Информатизация образования способствует уменьшению неравенства в получении качественного образования за счет следующих условий:
•предоставления обучаемым равного доступа к высоко - качественным открытым цифровым образовательным ресурсам и учебно-методическим материалам;
•улучшения материалов и организации заочного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
•консультаций и помощи при выборе места продолжения образования с помощью Интернета;
•распространения модели персонализированной организации образовательного процесса.
Таким образом, несмотря на растущее влияние внутренних факторов, роль внешних факторов в целом осталась определяющей. Они все сильнее воздействуют на трансформацию современного образования по всему миру. Министры образования ведущих стран мира на Международной конференции– 2015, посвященной ИКТ в образовании, выразили уверенность, что к 2030 г. все учащиеся, независимо от их социального статуса и места проживания, будут пользоваться цифровыми устройствами с доступом к Интернету и гибкой цифровой образовательной средой
Десятилетие назад ограниченный доступ к ЦТ работников образования сдерживал процессы информатизации образовательных организаций. Сегодня ситуация качественно иная. Технические возможности оборудования (сети, серверы и их программное обеспечение; безопасность информации; индивидуальный учет пользователей; надежность работы; компьютерная связь, в том числе беспроводная; мобильные устройства; ассортимент цифровых образовательных ресурсов) приблизились к реальным потребностям образовательных организаций. Внешние факторы стимулируют педагогов интенсивнее обсуждать внутренние факторы процесса цифровой трансформации в своих образовательных организациях. Если раньше они не видели нужды в ЦТ, то теперь ищут пути их результативного использования в образовании.
Одним из ,фактором, который дал импульс педагогическому освоению ЦТ, стало распространение цифровых измерительных инструментов и компьютерных лабораторий. Эти инструменты сделались обязательным элементом оснащения учебных лабораторий, а их использование — внутренним стимулом внедрения ЦТ.
Среди прочих внутренних факторов — замена традиционных технических средств обучения на цифровые. Электронный проектор и интерактивная доска стали обычным средством оснащения учебных аудиторий. Освоив средства презентационной графики, потоковое видео, Интернет и цифровые образовательные ресурсы, педагоги охотно используют ЦТ для повышения наглядности обучения. Чтобы отвечать новым стандартам подачи информации, современный преподаватель должен быть технически оснащен .
Распространение различных форм интернет- общения, а также разработка специализированных интернет-сервисов стимулируют переход на новые формы коммуникаций педагога и учащихся, педагога и родителей. Это еще один фактор, способ- ствующий проникновению ЦТ в образование.
И все же импульсы, стимулирующие процесс цифровой трансформации образования изнутри системы образования, в настоящее время достаточно слабы, а их влияние на ее развитие незначительно. Исключение — пробуждающийся интерес к дистанционным образовательным технологиям. Сегодня всем желающим доступны сотни онлайн-курсов по самым разным темам. Но влияние этих разработок на повседневную работу образовательной организации пока незначительно
По мере расширения доступа к ЦТ педагоги стали чаще использовать их для решения рутинных задач. Стремление педагогов уменьшить усилия для решения подобных задач (типа ведения документации) также становится стимулом использования цифровых технологий. Распространение инструментов компьютерного тестирования заметно активизирует использование ЦТ в учебном процессе.
Процесс цифровизации образования стимулируют в том числе органы управления образованием. Так, с целью создания в ПОО Белгородской области современной и безопасной цифровой образовательной среды для высокого качества подготовки специалистов цифровой экономики Российской Федерации был утвержден план мероприятий по реализации проекта Профессиональное образование цифрового века на период 2019-2021 г., в котором выделены следующие направления: Автоматизация управленческой деятельности профессиональных образовательных организаций, Цифровизация образовательной среды, Цифровизация содержания образовательного процесса в ПОО. Внедрение 1С:Колледж ПРОФ в ПОО, создание автоматизированных рабочих мест студентов и педагогов, создание регионального контента по профессиональным модулям для он-лайн обучения и др. в полной мере позволяют решать стоящие перед ПОО задачи по созданию информационной среды образовательного учреждения .
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×