Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Обеспечение успешности учащихся в учебной деятельности. Работа №302936

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Обеспечение  успешности учащихся  в  учебной  деятельности можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

В основе всех побудителей поведения лежат наши потребности, которые побуждают человека к активным действиям , чтобы удовлетворить свои потребности. Потребность - является главным внутренним стимулом  поведения  учащегося и его деятельности. 

 

 

Работа:

 

 

 

 

 

 

 

 

«Обеспечение успешности учащихся

в учебной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение успешности учащихся в учебной деятельности можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

В основе всех побудителей поведения лежат потребности. Потребность побуждает человека к активности, направленной на удовлетворение потребности. Она является внутренним стимулом его поведения и деятельности. На основе потребности у человека возникают мотивы деятельности, побуждения к ней.

Мотив — это побуждение к действию.

Мотив – причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремится человек, выполняя эту деятельность.

Потребность–мотив–цель: (хочу) (интересуюсь) (умею).

Охарактеризовать мотив – значит ответить на вопрос, ради чего деятельность выполняется.

Мотивация – «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность»

Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

С позиций личностного смысла учебной деятельности учебные мотивы могут быть разделены на две большие группы: познавательные и социальные.  

         Познавательные (содержательные) мотивы – это побудители, непосредственно связанные так или иначе с содержанием учебной деятельности.

Познавательные мотивы 

- потребность в саморазвитии и самоактуализации личности в процессе познания;

- познавательный интерес, т.е. интерес к знаниям и способам его добывания;

- мотив достижения, реализуемый и удовлетворяемый на основе и через успехи в учебной деятельности;

- мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности;

мотивы, связанные с глубиной интереса к знаниям, к занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, ключевым идеям и т.д.

мотивы, свидетельствующие об интересе к способам добывания знаний — методам научного познания;

мотивы, свидетельствующие об интересе к саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего труда;

мотивы, связанные с профессиональным самоопределением в старших классах, придающие личностную значимость содержанию предметов, полезных для будущей профессии.

Данные мотивы становятся основой самообразования, направленности школьников на совершенствование способов познания.

Социальные мотивы связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности.

Социальные

- мотивы связанные с различным взаимодействием школьника с другими людьми;

- мотивы получения одобрения и избегания порицания от окружающих (мотивы поощрения и наказания);

стремление быть полезным обществу;

- чувство ответственности перед родителями, учителем;

- чувство ответственности, долга как часть мировоззрения личности;

- стремление занять определённую позицию, место среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет;

- попытка самоутверждения - в желании занять место лидера, оказать влияние на других учеников, доминировать в группе или классе и т.д.;

- в желании общаться, взаимодействовать с другими людьми, осмысливать формы взаимоотношений с учителями, товарищами, совершенствовать их (потребность в общении);

- яркие положительные эмоции могут служить самостоятельными побудителями к учению.

Этот мотив – основа самовоспитания, самосовершенствования.

Есть и другой вариант классификации мотивов, характеризующий отношение к самой деятельности. Здесь мы различаем внешние и внутренние мотивы.

Внутренние

- мотивы, характеризующиеся интересом к самому процессу и его результату;

- стремление развить какие-либо умения, качества;

- интерес к процессу решения,

- интерес к поиску наиболее рационального способа,

- к результату процесса и т.д.

Внешние

- проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности,

- действует из-за давления родных, учителей и т

- желание получить хорошую отметку,

- желание показать умение решать задачи,

- добиться похвалы учителя и т.д.

Теперь перечислим педагогические факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности:

• содержание учебного материала; от того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то есть какова структура учебной деятельности, – от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль.

• организация учебной деятельности;

• стиль педагогической деятельности учителя;

• коллективные, групповые формы учебной деятельности;

• оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.

 

Мотивация учебной деятельности на уроке.

При подготовке к уроку, в работе над учебным планом , учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться. Как наилучшим образом спланировать виды деятельности на уроке? Необходимо всегда иметь ввиду, что без создания определённого мотива ученик не может включиться в ту или иную деятельность осознанно. И поэтому учителю сегодня необходимо разрабатывать пути создания мотивационных этапов учебной деятельности и реализовывать их на практике. В рамках любого урока сохраняется основная структура организации мотивации учения, которая согласована с деятельностью учащихся на уроке и представляет собой завершённый цикл:
      Приступая к разработке урока, учитель определяет цели каждого этапа и способы его организации.

          1 этап. Мотивация начала работы: проводится в начале урока и занимает по времени 3-5 минут. Его цель: показать ученикам необходимость изучения данной темы, преимущества данного материала, поднять интерес и привлечь внимание детей, т.е. включить их в активную познавательную деятельность.

          2 этап. Мотивация хода выполнения работы: его цель подкрепить и усилить исходную мотивацию, вызвать интерес к способам решения поставленных задач и их сопоставлению (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Необходимо, чтобы на этом этапе выбор способа мотивации согласовывался с решением общеучебных и предметных целей и задач урока.

           3 этап. Мотивация завершения работызадачей данного этапа является выход каждого ученика из деятельности с положительным опытом, а также формирование в конце урока положительной установки на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Главным принципом здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с дифференцированной  отметкой самого учителя, причём она может быть как положительной так и отрицательной. Особое внимание нужно обратить внимание на то, чтобы возникло и укрепилось устойчивое желание к дальнейшему изучению предмета.

   Перейдём к третьему этапу.

Мотивация завершения работы наиболее значима так как работает на перспективу. Важно найти такие методические приёмы, которые бы обеспечили дальнейшую самостоятельную деятельность ученика. Для этого нужно сделать эффективным завершение урока и продумать интересное домашнее задание, которое позволило бы ученику проявить своё отношение к предмету, изучаемому материалу, свои знания в наиболее выгодном для него свете.

Роль игры в повышении учебной мотивации

Учебная мотивация играет огромную роль в организации учебной деятельности. Ведь успешность обучения на 70-80% зависит от её сформированности у школьников. В настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников очень актуальна. При диагностировании очень часто выявляется, что у воспитанников школьного возраста не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению или же они находятся на низком уровне. А ведь каждый педагог, родитель хочет, чтобы его ребенок, за которого он в ответе, хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе.

Как сделать так, чтобы повысить интерес к учебе и учебный процесс сделать более эффективным для педагогически запущенных детей?

Работая над этой задачей, я пришла к выводу, что огромную роль в повышении учебной мотивации играет развитие познавательных, социальных, позиционных мотивов.

Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В педагогике существует множество различных методов, форм, способов, приемов по повышению учебной мотивации. Но, на мой взгляд, более эффективный вид деятельности для повышения учебной мотивации у воспитанников является использование игр.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели сливались воедино и обеспечивали усвоение программного материала. Поэтому игра может быть использована при усвоении любого материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый воспитанник получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ученику получить собственный опыт. При отборе дидактических игр, прежде всего, необходимо преследовать коррекционные цели и учитывать особенности развития детей младшего школьного возраста. Основная коррекционная задача педагога в том, чтобы сформировать у детей поисковые способы при выполнении задания, и тем самым стимулировать развитие познавательных интересов и повышения учебной мотивации. Игры и упражнения, в которых ребёнок действует путём проб и премирования, развивают у него внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических ситуациях. Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность, что она будет способствовать формированию у воспитанника умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане. Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для проблемного ребенка эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у воспитанника положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность педагога, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание работать вместе и добиваться положительного результата.

Роль педагога в дидактической игре двойственная: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.

Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса, она представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и практической деятельности, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к обучению.

Принимая участие в игре, ребята убеждаются в том, что общение друг с другом и педагогом это интересно и познавательно. Робкие, неуверенные в себе ребята учатся преодолевать барьер неуверенности. В играх ученики овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, задавать уточняющие вопросы. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Если, ученик, в каком-то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации, следовательно, усиливается стремление к учебе, к приобретению знаний, к самосовершенствованию.

Развитие социальных мотивов.

На мотивацию школьников активно влияют отношения с окружающими. Поэтому учителю необходимо организовать в классе социальное сотрудничество. Мотивы социального сотрудничества выражаются прежде всего в желании общаться, взаимодействовать с другими людьми, осмысливать формы взаимодействия с учителями, товарищами, совершенствовать их. Для развития данных мотивов наиболее полезна совместная работа (коллективная, групповая). Чтобы в совместной деятельности не было детей, которые бездельничают, но получают преимущества за счёт работы группы, можно распределить ответственность между ними. Весьма эффективными в повышении мотивации являются соревнования между детьми. Но соревнования надо использовать очень осторожно, так как они часто порождают зависть, чувство униженности, высокомерие и превосходство. Более полезны групповые соревнования.

Социальные мотивы позитивно направляют активность детей только в классах с позитивными групповыми нормами в учёбе. Если в классе бытуют ярлыки типа: «подлиза-отличник», «зубрила»,  «ботаник», то хорошие ученики стесняются показывать свои знания, избегают публичных выступлений, либо противопоставляют себя классу. Изменение групповых норм – трудная, но необходимая задача учителя,  особенно – классного руководителя. В любом случае при существовании тех или иных норм класса, их нельзя не учитывать.

Ученики должны воспринимать класс как приятное и надёжное, психологически безопасное место. Для этого необходимо обеспечить для отстающих учеников помощь и возможность исправить ситуацию. Нельзя допускать критики одного ученика в присутствии других, нельзя порождать в классе изгоев или «любимчиков».

Хотите мотивировать детей – найдите общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощряйте добрые начинания каждого, хвалите за достигнутые цели и стремление к учёбе. Вовлекайте всех ребят в работу. Никто не должен быть забыт на уроке. Для каждого ребёнка и учителя урок должен пролетать как одно приятное мгновение. 

Эмоциональный компонент мотивации учения.

Эмоции сами по себе имеют, несомненно, мотивирующее значение и зависят от особенностей деятельности и её организации. Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней, обусловлены ровными взаимоотношениями с учителями и одноклассниками, отсутствием конфликтов, активным участием в жизни класса и школьного коллектива, с успешностью учёбы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворение от справедливо выставленной отметки, эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом – всё это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально-познавательное отношение к предмету, увлечённость им. Ученик при этом живёт в атмосфере эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения. Всеми силами школе, учителю следует заботиться о создании положительного эмоционального климата.  

Рассмотрев все аспекты создания мотивации обучения, мы можем сделать вывод, о том что успешность и насыщенность процесса приобретения знаний в школе зависит от того, насколько налажено взаимодействие учителя и ученика, а также практическое применение разработок в этой области.

Все, описанные выше методы мотивации окажутся действенны на практике, только если учитель действительно ставит своей задачей привить детям желание узнавать больше о предмете обучения, если он стремится создать все условия, чтобы преподаваемый предмет стал для ребенка полезным и интересным. Повышение показателей обученности и воспитанности детей возможно только при осознании ими взаимосвязи между хорошей учебой и повышением собственной значимости, успехом в современном мире.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×