Компьютер дома, в школе в настоящее время, уже не роскошь, а средство для работы. Нужно ли использовать средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках физической культуры и занятиях дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности? Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер на уроке физкультуры», то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры и занятиям дополнительного образования, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность обучающегося.
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Старомайнский технологический техникум»
Тема:
«Обмен опытом проведения уроков и занятий
дополнительного образования
спортивно-оздоровительной направленности
при обучении с применением дистанционных технологий »
Преподаватель физической культуры
Ильин Павел Юрьевич
2022
Компьютер дома, в школе в настоящее время, уже не роскошь, а средство для работы. Нужно ли использовать средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках физической культуры и занятиях дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности? Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер на уроке физкультуры», то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры и занятиям дополнительного образования, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность обучающегося.
Актуальность данной темы продиктована сложившимися социальными реалиями. Находясь в режиме самоизоляции, обучающийся, в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен получить возможность полноценного образования. Формат дистанционного обучения удовлетворяет такую потребность обучаемого. Однако, несмотря на высокий уровень развития информационных технологий, дистанционное образование не имеет готовых решений в преподавании школьного предмета «Физическая культура».
Цель работы: Обмен опытом проведения уроков и занятий дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности при обучении с применением дистанционных технологий.
Задачи:
Укрепление здоровья, содействие га
рмоничному развитию с помощью дистанционных технологий.
Повышение эффективности и качества образования
.
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями и сознательно применять их в современном мире.
Формирование положительной мотивации учащихся к изучению
физической культуры.
Привлечение родителей в процесс поддержки активного образа жизни детей на дистанционном обучении.
Во время дистанционного обучения использовалась дистанционная площадка гугл диск сайта ГБОУ школы 334 Невского района Санкт-Петербурга. http://334school.ru/%d0%b4%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b5-%d0%be%d0%b1%d1%83%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5/
В своем опыте проведения уроков и занятий дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности использовали специальные платформы для проведения онлайн-занятий, но самая часто используемая – Zoom платформа https://us04web.zoom.us/profile для проведения видео-конференций, вебинаров и других подобных онлайн мероприятий.
Программа отлично подходит для индивидуальных и групповых занятий, учащиеся могут заходить как с компьютера, так и с планшета с телефоном. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции. Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного урока в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа.
Преимущества:
Отличная связь. В моей практике не было ни одного случая, чтобы платформа подвела
Вид
ео и ау
дио связь с каждым участником. У организатора есть
возможность выключать и включать микрофон, а также выключать видео и запрашивать включение видео у всех участников. Можно войти в конференцию как участник с правами только для просмотра
Можно делиться экраном (
screensharing
) уже со звуком. Демонстрацию экрана можно поставить на паузу. Более того, можно
делится
не всем экраном, а только отдельными приложениями, например, включить демонстрацию браузера. В настройках можно дать всем участникам возможность делиться экранам, либо включить ограничения, чтобы делать это мог только организатор
.
Во время проведения онлайн-занятий мы также использовали видеохостинг YouTube (https://www.youtube.com/channel/UCgPFykBfLmQ3fOMQ5VLe2vQ).
На этом сайте представлено очень много видеороликов с примерами занятий по физической культуре (https://www.youtube.com/watch?v=nRJs6frSB0w )
Для самостоятельной работы школьников можно использовать сайты «Российской электронной школы» (https://resh.edu.ru/subject/9/3/)
Начав работу дистанционно, наладив уроки по средствам конференции, заменив упражнения под условия выполнения их в домашних условиях, принимая выполненные задания, через видео, введения большего количества теоретических заданий выяснилось:
В процессе дистанционного обучения большую часть материала ученик осваивает самостоятельно. Что приучает к самостоятельности и дисциплине.
Обучающиеся
по личной инициативе присылают
нам
видео
,
как они выполняют утреннюю гимнастику.
Выросло стремление к качественному выполнению задания. К примеру
,
я заменила метание малого мяча в цель на его имитацию. Дети
,
зная
,
что норматив на результат приниматься не будет, больше соревнуются в правильности выполнения. А правильное выполнение и есть основа для успешных результатов.
Проявляется творческая деятельнос
ть, на
пример
,
мы совместно с учащимися придумываем, как и чем заменить спортивный инвентарь, что бы разнообразить занятия.
Интересным наблюдением стало то, что
обучающиеся,
которые имели стеснения на уроке, без каких-либо комплексов и психологических неудобств выполняют задания на камеру. Не имея стеснение перед классом, уровень стремления к выполнению физических нагрузок у таких детей повысился.
Появление большего количество теории, а именно тем
,
которые рассказываю, об исторических фактах, для чего нам нужны качества и умения которые мы приобретаем на уроках физической культуры, подогревают интерес учащихся к здоровому образу жизни и самостоятельным занятиям.
Мы считаем
, что теоретические занятия могут так влиять только на дистанционном обучении. Так как при стандартном обучении, урок физкультуры больше несёт функц
ию
смены деятельности, учащие в
первую очередь идут
на урок за физической активностью.
Ни
кто не остаётся без внимания. Выросла индивидуальная работа с каждым учеником. Конечно
,
у учителя на индивидуальную работу требуется больше времени, но времени отведённого на один стандартный урок не хватает, что б в полной мере выделить и оценить каждого ученика из класса. Сейчас на расстоянии этот подход стал преобладать. Тем не менее
,
у ученика вырастает понятие, что все его старания оцениваются.
В классе
,
где с непониманием восприняли физкультуру диста
нционно, от чего последовало не
желание заниматься.
Мы сделали
клип с призывными фразами, объединив видео на которых учащиеся разминаются дома
по одиночке
, в одно целое. Что поддержало чувство коллективизма и желание продолжать заниматься. Детям очень важно чувствовать себя частью коллектива, если это чувство можно поддерживать дистанционно в таком формате это тоже является плюсом.
В 2020-2021 учебном году в условиях пандемии по требованиям СанПин дети разделены на потоки. Обучающиеся 8-11 классов учатся с 10:10 до 17:25. В связи с большой нагрузкой было принято решение по заявлению родителей один урок в неделю проводить с использованием дистанционных технологий.
Использование дистанционных технологий на уроках и занятиях дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности может научить нас новому и с большим успехом воспитать те качества, которые при обычном учебном процессе поддаются хуже. Главное правильно подобрать средства и методы обучения, ориентируясь на индивидуальные возрастные особенности детей.