Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫЫХ КАРТИН ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР. Работа №350122

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Формирование связной речи у детей с ТНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с ТНР предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

 

Работа:

Формирование связной речи у детей с ТНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с ТНР предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Серия сюжетных картин — это своеобразная модель повествовательного текста, в которой каждая картина изображает отдельный эпизод рассказа. Эта особенность данного вида наглядности дает возможность продемонстрировать общую структуру повествовательного текста, сформировать элементарные представления о сюжете и его развитии, о композиции.

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ТНР. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования иллюстративного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работы. Особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др.

В коррекционной работе при обучении рассказыванию по сериям сюжетных картинок используются картины, достаточно подробно изображающие развитие сюжетного действия. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н. Радлова («Зонтик», «Гриб», «Тигр и зайчики» и др.), В.Г. Сутеева (серия «Находка» и т.д.), иллюстративный материал В.В. Гербовой. сюжетные серии из пособия Т.Б. Филичевой и Г.А. Каше и др.

Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти рекомендуется, после разбора содержания картин, проведение игровых упражнений типа: «Кто больше увидит?»; «Кто лучше запомнил?»; «Кто самый внимательный?»; прием обыгрывания детьми посредством пантомимы действий персонажей серии картинок с последующим их оречевлением и др.

Обучение рассказыванию по сериям сюжетных картинок рекомендуется проводить на основе общепринятой методики в следующем варианте.

На первом занятии проводится последовательный разбор каждой картинки серии; при этом у детей формируются навыки целенаправленного анализа наглядно воспринимаемого предметного содержания. Они учатся выделять «действенную», событийную основу (определение действий персонажей, уяснение связей между ними) и существенные детали изображения. После этого картинки в нужном порядке размещаются одним - двумя детьми на доске. По вопросам педагога определяется общее содержание изображенных событий.

В качестве методического приема используется образец начала рассказа («экспозиция» изображенного действия из 2—3 предложений). Затем дети «по цепочке» составляют высказывания по каждой из последовательных картинок.

На втором занятии формируются навыки составления рассказа, все части которого «контекстно» связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены. На этом занятии дети поочередно составляют рассказы по 2—3 картинкам-фрагментам, а затем по всей серии в целом (с учетом индивидуальных речевых возможностей). В качестве обучающего приема рекомендуется составление сюжетной завязки, начала к изображенному действию (по вопросам педагога или данному образцу).

Важным методическим приемом является оценка рассказов детей. Педагог отмечает соответствие рассказа ребенка содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного; живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д.

Обучение рассказыванию следует начинать с работы по сюжетным картинкам, изображающим только одно действие, причем сначала предъявляются картинки, где главным действующим лицом является человек — ребенок или взрослый. (Мальчик умывается).

После нескольких занятий, когда дети научатся правильно грамматически оформлять предложения, предъявляются картинки, где действия совершают животные (Кошка играет с клубком).

Для следующего усложнения подбираются картинки с неодушевленными предметами (Мяч укатился в речку).

Далее следует переходить к обучению составлению предложений по картинкам, где изображено два и больше действий. (Девочка моет посуду. Мальчик вытирает посуду). Здесь дети обучаются тому, как начинать и заканчивать рассказ, предлагая и свои варианты начала и конца.

Проделанная работа позволяет перейти к следующему виду занятий, а именно: составлению рассказа по серии сюжетных картинок с изображением одного и того же действующего лица (ребенок, взрослый, животное, неодушевленный предмет). Детям предлагается установить последовательность действий на картинках и составить по данной серии рассказ. Серии сюжетных картинок помогают детям развивать наблюдательность, отмечать новые явления в каждой последующей картинке, способствуют уточнению имеющихся у детей представлений, понятий, обогащают их новыми сведениями, помогают правильно и логически последовательно отображать в своей речи увиденное.

При этом используются вопросы, помогающие установить последовательность событий; в случае затруднений педагог предлагает детям прослушать образец рассказа.

После того как дети усвоили этот вид работы, рекомендуется постепенное усложнение заданий: составление рассказов по сериям картинок с изображением отдельных, «ключевых» моментов действия, а также с пропуском какого-либо звена серии картинок. Так, серия картинок «Умный ежик», «Зайчик и уточки» — по сюжетам Н. Радлова может использоваться в варианте с пропуском одного из фрагментов — третьей картины серии. У детей формируются умения воссоздавать сюжетное действие на основе предварительного разбора изображенных «ключевых» моментов. Используется образец начала рассказа, даваемый педагогом, а окончание рассказа составляется детьми с помощью направляющих вопросов. Предлагаемый образец включается затем детьми в собственные рассказы, или на основе его дети придумывают свой вариант начала рассказа. Также в виде усложнения, можно предлагать детям решать определенные творческие задачи, например составить рассказ по использованной на предыдущем занятии серии без предъявления 1—2 картинок. Рассказчику предлагается включить себя в состав действующих лиц или рассказывать от первого лица. Затем группе детей (по количеству участников) предлагается инсценировать изображенную на данной серии картинок ситуацию. Можно предложить детям придумать диалоги персонажей, ввести дополнительных участников событий, дополнительные действия. (Например, при составлении рассказа по серии «Петя и волки» дети вводят в рассказ других героев — друзей, которые предлагают мальчику остаться в поселке, хотят проводить его через лес, предлагают подождать взрослых, обратиться за помощью к охотникам и т. д.).

Овладение связной речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее решение зависит от многих условий в процессе целостного речевого воспитания: от речевой среды, социального окружения, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка.

Программа развития связной речи у детей с ТНР должна использоваться с учетом возрастного развития и речевого нарушения. Она осуществляет основной принцип обучения: постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности и систематичности в преподавании языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка в норме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×