Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Для педагога важно не прозевать способного, одаренного, талантливого. Такие дети, безусловно, нуждаются в особых условиях, поддерживающих развитие их талантов и способностей.
Выступление на семинаре по теме: «Формы работы для развития одарённых детей».
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Для педагога важно не прозевать способного, одаренного, талантливого. Такие дети, безусловно, нуждаются в особых условиях, поддерживающих развитие их талантов и способностей.
Цель учителя: создатьтакое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие потенциала ученика; умения ставить цели и искать способы их достижения; развитиепотребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора; постоянно стимулировать позитивное проявление способностей; создавать как специальную систему поддержки талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка. Не забывать, что к любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием.
Изучив подробно теоретический материал, каждый учитель выбирает подходящие формы и методы работы и диагностики.
Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность.
Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и "так себе"- по другому.
Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь. И, конечно же,спортивная одарённость. Как правило, творчески и физически одарённые дети занимаются в специализированных школах.
В нашей станице – это Березанская музыкальная школа, МБУК «Березанский КДЦ» в районе это - МБДОДЮСШ «Виктория» и ДШИ им. Пономаренко.
Задача педагога подсказать родителям, в какой области талантлив ребёнок и в каком специализированном учреждении помогут раскрыть и развить талант ребёнка. А также, организовать поддержку, заинтересованность одноклассников сферой деятельности одарённых детей.
Клип, видео с концерта.
Слайд№2 В моём классе двое обучающихся ежедневно занимаются хоккеем. Периодически уезжают на турниры. Я не препятствую этому, напротив, нахожу время для дополнительных занятий по предметам.
Ребята следят за успехами хоккеистов, поздравляют с победами. Успехи, спортивная форма мальчиков мотивируют остальных ребят. В классе 9 мальчиков, из них 5 занимаются футболом, 2 – брейкдансом и 2 – борьбой. Постоянно подчёркиваю, что всем детям в нашем классе есть, чем гордиться.Слайд№3 На классных часах мы смотрим видео с концертов, на которых дети выступают с хореографическими и гимнастическими номерами. Организовываю выставку работ , ребят, посещающих кружок ИЗО.Слайды 4-6. Коллективно посещаем концерты детей – учеников музыкальной школы.
Такие мероприятия стимулируют детей развиваться. В моём классе 89 % детей посещают кружки, секции, занятия в БМШ, МБУК « Березанский КДЦ», МБУДО ДЮСШ, ДШИ имени Пономаренко.
А вот выявление, сопровождение и развитие академической и интеллектуальной одарённости, непосредственно задача педагога.
В работе с одаренными детьми придерживаюсь следующих принципов педагогической деятельности.
1.Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
4. Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя.
Все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях федеральных стандартов.
Применяемые стратегии: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация обучения.
Набрав первоклассников, планирую свою работу следующим образом.
Уровень 1. Работа над выявлением и развитием одаренности обучающихся на уроках. Задействовано 100% учащихся.
Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности. Слайды 7. https://logiclike.com/cabinet#/tutorial
https://childdevelop.ru/worksheets/1708/
https://www.labirint.ru/books/303860/
https://www.uchportal.ru/load/49
Некоторые задания использую для коллективной работы, другие для индивидуальной. Слайды 8,9.Но не следует забывать и о печатных 10,11,12.
изданиях. Плюс таких сборников – это система, комплекс игр, тестов, упражнений. Легко обобщить и сделать выводы о проделанной работе.
Уровень 2. Работа над выявлением и развитием одаренности обучающихся в рамках школьных конкурсов, проектов и соревнований . Задействовано более 60% обучающихся.
Чаще всего, одаренность обучающихся в конкретной предметной области, подкрепленная индивидуальным подходом на уроках и дополнительными предметными знаниями, выявляется в виде призовых мест и просто высоких результатах на различных конкурсах и олимпиадах. Это формальное признание высоких результатов является важным фактором формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей. (Фото с грамотами.) Достигнув определенного успеха, ученик с большим желанием посещает дополнительные занятия по предмету, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшим успехам.
https://easyen.ru/index/olimpiady_po_vsem_predmetam/0-18
http://ruolimpiada.ru/predmetam-nachalnoy-shkoly/
https://info.olimpiada.ru/tasks
На этих сайтах банк различных олимпиадных заданий с ответами.
Уровень 3. Развитие одаренности обучающихся в малых группах, в рамках работы творческих и научно-исследовательских лабораторий, проектной деятельности. Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных.)
Предлагаю индивидуальные домашние заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)
Задействовано до 40% учащихся. (Слайд с темами проектов)
Летом составляю перечень интересных тем для проектов и исследований. Затем провожу работу так, чтобы дети сами обозначили проблему, захотели её исследовать, если не получается зажечь интерес, отступаю, пробую следующую. Есть беспроигрышные темы.
Уровень 4 . Индивидуальная работа с одаренными обучающимися. Задействовано до 10% обучающихся. Для обучающихся с высокой степенью развития одаренности для дальнейшего роста в интересующей его области необходимым является индивидуальный, зачастую личный контакт с учителем.
Обзор порталов для одарённых детей.
http://гениальные.дети
Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим. Кроме того, что талант ребёнка будет развивать учитель, необходима помощь и участие родителей.
Чтобы заинтересовать родителей, необходимо познакомить их с информацией о сайтах.
Международный образовательный портал для педагогов и творчески одарённых детей.
Цель портала:
-выявление одаренных детей России;
-объединение их в интеллектуальную социальную сеть для взаимодействия и социализации;
-теперь одаренные дети страны смогут получать дополнительное образование в режиме онлайн.
Уникальность портала:
авторская образовательная «3Д-технология: Дети Для Детей»;
игрофикация заданий;
онлайн-коворкинг: юные таланты со всех регионов России участвуют в создании совместных проектов;
позитивная коммуникация: на портале создана блогосфера, где ребята публикуют эссе, фотографии и рисунки; размышляют об искусстве, науке, образовании;
экосистема портала ориентирована на популяризацию традиционных российских культурных и нравственных ценностей, воспитание у школьников патриотических чувств;
система мотивации: участвуя в конкурсах, ведя блоги, комментируя и взаимодействуя, ребята зарабатывают внутреннюю «валюту» – ДАРы, которую в дальнейшем обменивают на призы;
бесплатное участие школьников во всех мероприятиях, проводимых на портале.
http://globaltalents.ru/instrukt/
https://ya-odarennost.ru
http://odarennie.ru
При составление плана работы с родителями в рамках программы работы с одарёнными детьми, также придерживаюсь разноуровневой системы.
Уровень 1. Задействовано 100% родителей.
Проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников».)
Открытые уроки и внеклассные мероприятия;
Творческие отчеты перед родителями;
Уровень 2. Задействовано до 40% родителей.
Обзор диагностик.
Обзор сайтов для одарённых детей, оказание помощи в навигации по сайтам.
Информирование о турах бесплатных онлайн – олимпиад.
Установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
Вовлечение в проектную деятельность.
Консультации для родителей и индивидуальные встречи.
Уровень 3. Задействовано до 10% родителей.
Психологическое сопровождение семьи способного ребенка.
Информационная среда для родителей.
Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей.
4. Поддержка и поощрение родителей на уровне школы.
Всегда Россия славилась талантом,
Культурой и душевной красотой.
Страна художников, поэтов, музыкантов.
Здесь жили Пушкин, Лермонтов, Толстой.
Здесь Левитан писал свои берёзки,
Здесь Ломоносов постигал науки,
Здесь Мусоргский, Рахманинов, Чайковский-
Дарили нам чарующие звуки.
Всегда России было кем гордится,
Не перечесть имён Великих всех
Талантам здесь неведомы границы
Талантливых повсюду ждёт успех
И пусть порой не всё в России ладно,
Она хранит достоинство и честь,
Но главное Великие таланты
Всегда в России были, будут, есть!
Спасибо за внимание.