В статье описан опыт работы с ребенком перенесшим функциональную гемисферэктомию.
Описано поэтапное формирование взаимодействия ребенка и взрослого, формирование правильного поведения. В результате проведенной работы у ребенка появилась фразовая речь и стало возможно проводить с ним коррекционно-развивающие занятия на развитие ВПФ.
Работа:
Опыт коррекционной работы с ребенком, перенесшим функциональную гемисферэктомию.
Педагог-психолог Н.В. Макарова
Учитель-логопед Л.М.Феррои
В ЦПМССДиП обратилась семья мальчика (3 года и 2 месяца) с жалобами на задержку в речевом и когнитивном развитии, нарушениями поведения. В возрасте 1года и 4 месяцев ребенку в связи с частыми судорожными приступами (от 2 до 6 раз в сутки) была проведена операция: Функциональная гемисферэктомия справа. Операция и послеоперационный период протекали без осложнений, приступы после операции не повторялись. После операции произошло некоторое нарастание гемипареза, мальчик перестал пользоваться левой кистью, функция ходьбы и бега была сохранена, при этом, ребенок прихрамывал на левую ногу.
На момент обращения в центр состояние мальчика характеризовалось следующим образом: ребенок был крайне расторможен и импульсивен (бегал из угла в угол, стараясь всячески задеть и сбросить любой предмет, который был на его пути), попытки педагога ввести ребенка в какие-то рамки, вызывали аутоагрессию (бил себя по голове и громко, звонко без передышки кричал). На запрет со стороны матери реагировал и переставал баловаться. Глазной контакт был кратковременный, ребенок плохо концентрировал внимание, отмечалась моторная неловкость и зацикливание на вращающихся предметах.
Обращенную речь понимал ограниченно, собственная речь была малопонятна для окружающих и имела жесткую ситуационную привязанность. В речи присутствовали вокализации, обрывки лепетных слов, (например, би, произносимое одной и той же монотонной интонацией, обозначало машина, едет бибикает, киа - кофта). Паралингвистические (т.е. неязыковые) средства – жесты, мимика, интонации были не доступны. Ребенок не мог соотнести картинку с предметом, не мог правильно собрать пирамиду. Мог показать некоторых домашних животных на картинке и имитировать их голоса (например, коровы, кошки и собаки). Мальчик мог показать части тела на себе и на животном. Следует отметить, еще очень важный момент в состоянии мальчика. Он испытывал дискомфорт от прикосновений к нему, как от педагогов, так и от членов семьи, за исключением мамы.
На начальном этапе работы с ребенком необходимо было снизить импульсивность и научить его удерживать внимание относительно продолжительное время. Занятия с психологом проходили в зале, т.к. ребенок не мог находиться в кабинете для занятий (все предметы и игрушки разлетались в разные стороны). Взаимодействие с мальчиком психолог начинал именно через вращающиеся и музыкальные предметы. Это были колечки от пирамидок, волчки, мячи, машинки, погремушки.
Фрагмент занятия: психолог крутил волчки, а ребенок бегал вокруг них и монотонно с громким голосом выкрикивал звукоподражательные слова. Постепенно ребенок стал проявлять интерес к мячам и к разноцветным, крутящимся колечкам от пирамидки. Он, подбегал, дотрагивался до крутящихся колечек и выкрикивал очередной раз какое-то слово на своем языке. Благодаря этому упражнению ребенок стал наблюдать за предметом сначала в течение 1-ой минуты, а потом время увеличилось до 5 минут и т.д. Мальчик научился наблюдать за предметами, теперь необходимо было научить его ждать. Для этого использовалось следующее упражнение.
Фрагмент занятия: психолог выстраивал из мягких модулей невысокую башенку. В это время мама держала ребенка за руку, не давая ему сломать постройку до тех пор, пока она не будет закончена. После чего мама и мальчик вместе подбегали и разрушали башню. Через несколько занятий мамина помощь уже не требовалась, мальчик сам с удовольствием начинал играть в эту игру. Благодаря этим упражнениям удалось установить хороший эмоциональный контакт с ребенком, развить способность наблюдать достаточно продолжительное время за действиями взрослого, снизить импульсивность, после чего можно было приступить к более интенсивным занятиям, направленным на развитие импрессивной речи и познавательной сферы. Однако, прежде всего, была поставлена задача, научить ребенка играть, сидя за столом.
Фрагмент занятия: педагог рассматривал новый, яркий мяч, сидя за столом, который находился в том же зале, где проходили занятия. Потом приглашал маму ребенка и предлагал ей поиграть с мячом – покатать его друг другу. Через некоторое время мальчик садился рядом с мамой ивключался в игру. В дальнейшем часть занятия проходила за столом, где психолог не только играл с ребенком в особенно привлекательные для него игры, но и лепил, рисовал, рассматривал картинки и т.п.
Игры в зале были интересны для ребенка, т.к. там было много разнообразных игрушек, большое пространство, что очень привлекало мальчика. Эти занятия позволили научить его некоторое время заниматься за столом более сложными видами деятельности. Однако попытка перенести занятия в другое помещение (кабинет психолога) вызвали у ребенка бурную реакцию (возобновлялось предыдущее негативное поведение). Мальчик не смог продемонстрировать те учебные навыки, которые были сформированы на занятиях в зале. Это выявило еще одну серьезную проблему, а именно: отсутствие способности к генерализации имеющихся навыков.
На этом этапе пришлось вернуться к тем играм, с которых начинались занятия в зале. На помощь пришли все те же крутящиеся и издающие различные звуки игрушки, и предметы. Постепенно снова удалось часть времени проводить за столом, где сначала преимущественно воспроизводились любимые игры, а затем удалось ввести и другие виды занятий. Следует отметить, что научить мальчика заниматься за столом в новом для него помещении, удалось существенно быстрее, чем на предыдущем этапе. Теперь была поставлена задача научить мальчика заниматься в соответствии с предложенным планом, научить доводить до конца начатое задание, а также расширить пассивный словарь и представления об окружающем мире, приступить к формированию счетных навыков и навыков чтения. Поскольку ребенок оставался крайне неусидчивым и не мог долгое время сидеть за столом, приходилось очень часто менять виды занятий. Кроме того, часть упражнений проводилась на ковре. Быстрая смена заданий позволяла избежать пресыщения, а занятия на полу позволили снять мышечное напряжение, расслабиться и отдохнуть. Игра на полу выступала в качестве поощрения, награды за правильное поведение ребенка, а именно выполнение задание по плану и без нежелательного поведения (крика, протестных реакций). Для того чтобы, улучшить понимание обращенной речи, использовались следующие приемы: взрослый произносил инструкцию, например, дай, после чего второй взрослый брал руку мальчика и выполнял инструкцию рука в руке.
Фрагмент занятия: психолог приглашал ребенка за стол: Сядь, за стол!. После того, как мальчик садился за стол, мама вставала за спину ребенка. Педагог давал игрушку мальчику, который начинал некоторое время ей манипулировать. Через некоторое время психолог просил у мальчика игрушку: Дай!. Мама брала руку ребенка в свою и протягивала игрушку педагогу. После нескольких повторов помощь со стороны матери уменьшалась. Она лишь направляла руку ребенка к игрушке. В последующем ребенок самостоятельно выполнял данную инструкцию.
Обучение чтению происходило следующим образом. Ребенку предъявляли слог на карточке. Психолог произносил вслух этот слог, показывая ребенку его, а затем выкладывал слог на стол. Затем вместе с ребенком произносил данный слог. Количество повторений от 5 до 8 за одно занятие, через небольшие промежутки времени. За одно занятие предъявлялось пять слогов. Данную процедуру мама выполняла в качестве домашнего задания. После того, как ребенок выучил данные слоги, его просили показать, или дать психологу данный слог, например, Дай, па!. Через некоторое время количество слогов обогатилось такими слогами, как: ка, га, му, мо, ко, ку, на, ну, но, и т.д. которые заучивались по выше указанному методу.
В ходе обучение использовалась система поощрений, которая заключалась в следующем: в качестве поощрения за правильно выполненное задание или за попытку выполнить его ребенку давалась любимая игрушка, наклейка на одежду или разрешалось выйти из-за стола и поиграть на ковре. Для контроля времени, отведенного на игру, были использованы песочные часы. За хорошее, желательное поведение ребенок также получал вознаграждение. В дальнейшем использовалась только похвала (молодец, умница) и наклейки.
В результате этих занятий улучшилось понимание речи: мальчик мог показать по просьбе взрослого геометрические фигуры, цифры, выучил названия основных цветов. Появились попытки произнести слова, хотя, как правило, ему удавалось воспроизвести только один или несколько слогов. Научился выкладывать по порядку цифры от 1 до 5, читать слоги. Ребенок научился строить башню из 4-5 кубиков, мог самостоятельно достать кубики из коробки и сложить их обратно. Он научился имитировать движения взрослого. Несмотря на положительную динамику в развитии ребенка у него все еще сохранялись выраженные речевые нарушения. Поэтому мальчик начал занятия с логопедом.
На первых занятиях с логопедом отчетливо проявилась уже упоминавшаяся проблема, связанная с невозможностью переноса имеющихся навыков и негативным поведением: мальчик в контакт не вступал, бегал по комнате, дотрагивался до всех предметов и игрушек, сбрасывал их на пол; эмоциональный фон в основном был повышен (суетлив, возбужден, расторможен, импульсивен).В связи с этим перед специалистом встала задача организовать поведение мальчика и наладить с ним эмоциональный контакт, а в дальнейшем научить реагировать на речевые инструкции педагога и выполнять их, различать неречевые звуки и воспринимать их, как сигналы, свидетельствующие о начале и конце занятия, начать работу, направленную на развитие артикуляции. Для того, чтобы наладить контакт с ребенком, логопед стал подключаться к интересующему ребенка заданию.
Фрагмент занятия: мальчик визжал, кричал и бегал по комнате, размахивая правой рукой, старался сбросить листы бумаги на пол. Бег по комнате сопровождался смехом и монотонным громким криком: ААААААиии. Неожиданно для ребенка, логопед поднимал лист бумаги и со словами: Был листочек, превратился он в комочек превращала лист бумаги в комочек и бросала в сторону.Данное упражнение вызвало удивление у мальчика. Постояв минуты две, мальчик смотрел на логопеда и сказал: Да!. Что означало еще!!!Игра так заинтересовала ребенка, что потом он сам поднимал с пола листочки и подавал логопеду. Данный игровой метод послужил пусковым механизмом в эмоциональном общении ребенка и логопеда. В ходе обучения пониманию речевой инструкции активно использовались жесты.
Фрагмент занятия: логопед отходил от ребенка на несколько шагов и манил его к себе, проговаривая и используя жест: Иди ко мне. Когда ребенок подходил, взрослый сажал его перед собой, надувал шарик и отдавал ему.
Как указывалось, выше, мальчик испытывал дискомфорт от прикосновений к нему и пытался их избегать, что осложняло процесс обучения. Для преодоления этой проблемы необходимо было вызвать у него приятные ощущения от поглаживания и ощупывания предметов различной фактуры.
Фрагмент занятия: логопед подносил близко к ребенку предмет (например, мягкую игрушку, колючий шарик, игрушку на пружинке, музыкальную игрушку и т.п.). Вначале ребенок просто задевал ладонью предмет, потом перераспределял пальцы на предмете и удерживал его в руке. Постепенно ребенок научился не просто держать предмет в руке, а ощупывать и передвигать ладонь и пальцы по предмету. Далее предстояло преодолеть сопротивление мальчика физическому контакту.
Фрагмент занятия: ребенок бегал по комнате, хватал игрушку и продолжал с ней бегать. Логопед подходил к мальчику и отчетливо нараспев произносил: Дай! и протягивал руки к нему. Когда ребенок отдавал игрушку, логопед на ладошки ребенка (неожиданно для него) приклеивал кусочек малярного бумажного скотча. Мальчик не возмущался, а наоборот, показывал руку маме и улыбался. Данный метод позволил логопеду уменьшить сопротивление со стороны ребенка к тактильному контакту. Малярный скотч на последующих занятиях послужил главным инструментом взаимодействия. Кусочки отрывались и приклеивались (поверх одежды) на разные части тела ребенка: руки, ноги, спинку, животик и т.п., а ребенок должен был отклеивать их. Такого рода игры, не вызывали у ребенка дискомфорта. Постепенно увеличивалась продолжительность физического контакта. Например, когда мальчик бегал по комнате, взрослый его ловил, считал сначала до 3-х, потом до 5-ти и отпускал. Если ребенок стоял спокойно и не сопротивлялся, когда взрослый держал его за руку, то использовались поощрения: музыкальная игрушка, мармеладка и т.п. На следующем этапе коррекционной работы стало возможным перейти к занятиям направленных на развитие слухового внимания и восприятия.
Фрагмент занятия: два стула стояли напротив друг друга или же рядом. Логопед ставил на каждый стул по одной игрушке. Под музыку мама и ребенок ходили по комнате, а в момент завершения музыки они подбегали к стульям, брали свою игрушку и садились.
Фрагмент занятия: взрослый находился за дверью (с набором игрушек и подавал сигнал). Другой взрослый и ребенок сидели напротив входной двери. За дверью раздавался звук мяу. Педагог вместе с мальчиком прислушивались к звуку за дверью. Снова слышался мяу. Взрослый, спрашивал ребенка, кто там? После чего открывалась дверь, там стоял взрослый с игрушкой.
Фрагмент занятия: ребенок и двое взрослых сидели на стульях. Другой взрослый показывал карточки с изображением солнышко и дождик. Под песенку Солнышко лучистое… ребенок и двое взрослых ходили по комнате. Под песенку Дождик, дождик кап- кап- кап… ребенок и взрослые садились на стулья.
Благодаря этой игре ребенок научился действовать по-разному: под песенку про солнышко гулять, под дождик сидеть на стуле несколько минут. Для того, чтобы научить мальчика использовать ранее сформированные навыки общения в разных ситуациях с разными людьми, был введен новый вид работы в системе психолог – ребенок – логопед. В новой ситуации мы вновь столкнулись с нежелательным поведением ребенка. Вначале он стал негативно реагировать на присутствие двух педагогов, но по сравнению с предыдущими этапами работы, удалось достаточно быстро справиться с поведением ребенка.
В настоящее время можно констатировать в развитии ребенка положительную динамику. Поведение мальчика постепенно становится упорядоченным: перестал разбрасывать предметы на пол, понимает для чего, нужен учебный материал, может поднять упавшие предметы и дать взрослому. Ребенок адекватно реагирует на похвалу и запрет. Проявляет интерес к совместной деятельности. Сейчас мальчик активно вступает в диалог с педагогами и членами семьи, интересуется новыми игрушками, книгами. Сам выбирает из предложенного материала, то, что хочет. Выполняет задание по плану. Старается соблюдать правила в настольных играх, например, при игре в лото. У ребенка сформировались начальные навыки функциональной игры. Он может уложить мишку или зайку спать, полечить животное и накормить его. Когда мальчик встречает другого ребенка в Центре или на улице, то он проявляет инициативу, пытается взаимодействовать, здоровается (кричит Привет!). Знает геометрические фигуры, основные цвета и некоторые оттенки. Может выбрать нужный предмет по инструкции из 5-6 предложенных, знает числовой ряд от 1 до 10, на стадии формирования соотнесение числа и количества в пределах трех. Оперирует понятиями большой- маленький, знает названия домашних животных и их детенышей, сортирует предметы по форме, размеру и цвету. Обобщающие понятия на стадии формирования, некоторые понятия использует в речи (например, одежда, обувь, игрушки). Заметно увеличился активный словарь ребенка, который состоит в основном из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные, пользуется простой фразой. Фраза упрощенная и структурно нарушенная. В речи появились слова-местоимения Я, мне, моя, употребляет имена взрослых (родственников и педагогов). Ребенок выучил гласные буквы и знает определенный набор слогов, используя их, пытается читать простые слова. Мальчик научился слушать рассказ в течение 5-10 минут, стал интересоваться книгами, рассматривать и листать их. Если в книге видит знакомый предмет или животное, обращает внимание, показывает пальцем на объект, может громко крикнуть. Различает предметы на картинках. Наблюдается положительная динамика в графической деятельности ребенка. Он может самостоятельно нарисовать круг, может соединить точки, превращая их в треугольник и квадрат. Ребенок научился выражать свои желания, при этом активно использует коммуникативные жесты, просит о помощи во время учебных занятий.
Скачать работу
Педагог-психолог Н.В. Макарова
Учитель-логопед Л.М.Феррои
В ЦПМССДиП обратилась семья мальчика (3 года и 2 месяца) с жалобами на задержку в речевом и когнитивном развитии, нарушениями поведения. В возрасте 1года и 4 месяцев ребенку в связи с частыми судорожными приступами (от 2 до 6 раз в сутки) была проведена операция: Функциональная гемисферэктомия справа. Операция и послеоперационный период протекали без осложнений, приступы после операции не повторялись. После операции произошло некоторое нарастание гемипареза, мальчик перестал пользоваться левой кистью, функция ходьбы и бега была сохранена, при этом, ребенок прихрамывал на левую ногу.
На момент обращения в центр состояние мальчика характеризовалось следующим образом: ребенок был крайне расторможен и импульсивен (бегал из угла в угол, стараясь всячески задеть и сбросить любой предмет, который был на его пути), попытки педагога ввести ребенка в какие-то рамки, вызывали аутоагрессию (бил себя по голове и громко, звонко без передышки кричал). На запрет со стороны матери реагировал и переставал баловаться. Глазной контакт был кратковременный, ребенок плохо концентрировал внимание, отмечалась моторная неловкость и зацикливание на вращающихся предметах.
Обращенную речь понимал ограниченно, собственная речь была малопонятна для окружающих и имела жесткую ситуационную привязанность. В речи присутствовали вокализации, обрывки лепетных слов, (например, би, произносимое одной и той же монотонной интонацией, обозначало машина, едет бибикает, киа - кофта). Паралингвистические (т.е. неязыковые) средства – жесты, мимика, интонации были не доступны. Ребенок не мог соотнести картинку с предметом, не мог правильно собрать пирамиду. Мог показать некоторых домашних животных на картинке и имитировать их голоса (например, коровы, кошки и собаки). Мальчик мог показать части тела на себе и на животном. Следует отметить, еще очень важный момент в состоянии мальчика. Он испытывал дискомфорт от прикосновений к нему, как от педагогов, так и от членов семьи, за исключением мамы.
На начальном этапе работы с ребенком необходимо было снизить импульсивность и научить его удерживать внимание относительно продолжительное время. Занятия с психологом проходили в зале, т.к. ребенок не мог находиться в кабинете для занятий (все предметы и игрушки разлетались в разные стороны). Взаимодействие с мальчиком психолог начинал именно через вращающиеся и музыкальные предметы. Это были колечки от пирамидок, волчки, мячи, машинки, погремушки.
Фрагмент занятия: психолог крутил волчки, а ребенок бегал вокруг них и монотонно с громким голосом выкрикивал звукоподражательные слова. Постепенно ребенок стал проявлять интерес к мячам и к разноцветным, крутящимся колечкам от пирамидки. Он, подбегал, дотрагивался до крутящихся колечек и выкрикивал очередной раз какое-то слово на своем языке. Благодаря этому упражнению ребенок стал наблюдать за предметом сначала в течение 1-ой минуты, а потом время увеличилось до 5 минут и т.д. Мальчик научился наблюдать за предметами, теперь необходимо было научить его ждать. Для этого использовалось следующее упражнение.
Фрагмент занятия: психолог выстраивал из мягких модулей невысокую башенку. В это время мама держала ребенка за руку, не давая ему сломать постройку до тех пор, пока она не будет закончена. После чего мама и мальчик вместе подбегали и разрушали башню. Через несколько занятий мамина помощь уже не требовалась, мальчик сам с удовольствием начинал играть в эту игру. Благодаря этим упражнениям удалось установить хороший эмоциональный контакт с ребенком, развить способность наблюдать достаточно продолжительное время за действиями взрослого, снизить импульсивность, после чего можно было приступить к более интенсивным занятиям, направленным на развитие импрессивной речи и познавательной сферы. Однако, прежде всего, была поставлена задача, научить ребенка играть, сидя за столом.
Фрагмент занятия: педагог рассматривал новый, яркий мяч, сидя за столом, который находился в том же зале, где проходили занятия. Потом приглашал маму ребенка и предлагал ей поиграть с мячом – покатать его друг другу. Через некоторое время мальчик садился рядом с мамой ивключался в игру. В дальнейшем часть занятия проходила за столом, где психолог не только играл с ребенком в особенно привлекательные для него игры, но и лепил, рисовал, рассматривал картинки и т.п.
Игры в зале были интересны для ребенка, т.к. там было много разнообразных игрушек, большое пространство, что очень привлекало мальчика. Эти занятия позволили научить его некоторое время заниматься за столом более сложными видами деятельности. Однако попытка перенести занятия в другое помещение (кабинет психолога) вызвали у ребенка бурную реакцию (возобновлялось предыдущее негативное поведение). Мальчик не смог продемонстрировать те учебные навыки, которые были сформированы на занятиях в зале. Это выявило еще одну серьезную проблему, а именно: отсутствие способности к генерализации имеющихся навыков.
На этом этапе пришлось вернуться к тем играм, с которых начинались занятия в зале. На помощь пришли все те же крутящиеся и издающие различные звуки игрушки, и предметы. Постепенно снова удалось часть времени проводить за столом, где сначала преимущественно воспроизводились любимые игры, а затем удалось ввести и другие виды занятий. Следует отметить, что научить мальчика заниматься за столом в новом для него помещении, удалось существенно быстрее, чем на предыдущем этапе. Теперь была поставлена задача научить мальчика заниматься в соответствии с предложенным планом, научить доводить до конца начатое задание, а также расширить пассивный словарь и представления об окружающем мире, приступить к формированию счетных навыков и навыков чтения. Поскольку ребенок оставался крайне неусидчивым и не мог долгое время сидеть за столом, приходилось очень часто менять виды занятий. Кроме того, часть упражнений проводилась на ковре. Быстрая смена заданий позволяла избежать пресыщения, а занятия на полу позволили снять мышечное напряжение, расслабиться и отдохнуть. Игра на полу выступала в качестве поощрения, награды за правильное поведение ребенка, а именно выполнение задание по плану и без нежелательного поведения (крика, протестных реакций). Для того чтобы, улучшить понимание обращенной речи, использовались следующие приемы: взрослый произносил инструкцию, например, дай, после чего второй взрослый брал руку мальчика и выполнял инструкцию рука в руке.
Фрагмент занятия: психолог приглашал ребенка за стол: Сядь, за стол!. После того, как мальчик садился за стол, мама вставала за спину ребенка. Педагог давал игрушку мальчику, который начинал некоторое время ей манипулировать. Через некоторое время психолог просил у мальчика игрушку: Дай!. Мама брала руку ребенка в свою и протягивала игрушку педагогу. После нескольких повторов помощь со стороны матери уменьшалась. Она лишь направляла руку ребенка к игрушке. В последующем ребенок самостоятельно выполнял данную инструкцию.
Обучение чтению происходило следующим образом. Ребенку предъявляли слог на карточке. Психолог произносил вслух этот слог, показывая ребенку его, а затем выкладывал слог на стол. Затем вместе с ребенком произносил данный слог. Количество повторений от 5 до 8 за одно занятие, через небольшие промежутки времени. За одно занятие предъявлялось пять слогов. Данную процедуру мама выполняла в качестве домашнего задания. После того, как ребенок выучил данные слоги, его просили показать, или дать психологу данный слог, например, Дай, па!. Через некоторое время количество слогов обогатилось такими слогами, как: ка, га, му, мо, ко, ку, на, ну, но, и т.д. которые заучивались по выше указанному методу.
В ходе обучение использовалась система поощрений, которая заключалась в следующем: в качестве поощрения за правильно выполненное задание или за попытку выполнить его ребенку давалась любимая игрушка, наклейка на одежду или разрешалось выйти из-за стола и поиграть на ковре. Для контроля времени, отведенного на игру, были использованы песочные часы. За хорошее, желательное поведение ребенок также получал вознаграждение. В дальнейшем использовалась только похвала (молодец, умница) и наклейки.
В результате этих занятий улучшилось понимание речи: мальчик мог показать по просьбе взрослого геометрические фигуры, цифры, выучил названия основных цветов. Появились попытки произнести слова, хотя, как правило, ему удавалось воспроизвести только один или несколько слогов. Научился выкладывать по порядку цифры от 1 до 5, читать слоги. Ребенок научился строить башню из 4-5 кубиков, мог самостоятельно достать кубики из коробки и сложить их обратно. Он научился имитировать движения взрослого. Несмотря на положительную динамику в развитии ребенка у него все еще сохранялись выраженные речевые нарушения. Поэтому мальчик начал занятия с логопедом.
На первых занятиях с логопедом отчетливо проявилась уже упоминавшаяся проблема, связанная с невозможностью переноса имеющихся навыков и негативным поведением: мальчик в контакт не вступал, бегал по комнате, дотрагивался до всех предметов и игрушек, сбрасывал их на пол; эмоциональный фон в основном был повышен (суетлив, возбужден, расторможен, импульсивен).В связи с этим перед специалистом встала задача организовать поведение мальчика и наладить с ним эмоциональный контакт, а в дальнейшем научить реагировать на речевые инструкции педагога и выполнять их, различать неречевые звуки и воспринимать их, как сигналы, свидетельствующие о начале и конце занятия, начать работу, направленную на развитие артикуляции. Для того, чтобы наладить контакт с ребенком, логопед стал подключаться к интересующему ребенка заданию.
Фрагмент занятия: мальчик визжал, кричал и бегал по комнате, размахивая правой рукой, старался сбросить листы бумаги на пол. Бег по комнате сопровождался смехом и монотонным громким криком: ААААААиии. Неожиданно для ребенка, логопед поднимал лист бумаги и со словами: Был листочек, превратился он в комочек превращала лист бумаги в комочек и бросала в сторону.Данное упражнение вызвало удивление у мальчика. Постояв минуты две, мальчик смотрел на логопеда и сказал: Да!. Что означало еще!!!Игра так заинтересовала ребенка, что потом он сам поднимал с пола листочки и подавал логопеду. Данный игровой метод послужил пусковым механизмом в эмоциональном общении ребенка и логопеда. В ходе обучения пониманию речевой инструкции активно использовались жесты.
Фрагмент занятия: логопед отходил от ребенка на несколько шагов и манил его к себе, проговаривая и используя жест: Иди ко мне. Когда ребенок подходил, взрослый сажал его перед собой, надувал шарик и отдавал ему.
Как указывалось, выше, мальчик испытывал дискомфорт от прикосновений к нему и пытался их избегать, что осложняло процесс обучения. Для преодоления этой проблемы необходимо было вызвать у него приятные ощущения от поглаживания и ощупывания предметов различной фактуры.
Фрагмент занятия: логопед подносил близко к ребенку предмет (например, мягкую игрушку, колючий шарик, игрушку на пружинке, музыкальную игрушку и т.п.). Вначале ребенок просто задевал ладонью предмет, потом перераспределял пальцы на предмете и удерживал его в руке. Постепенно ребенок научился не просто держать предмет в руке, а ощупывать и передвигать ладонь и пальцы по предмету. Далее предстояло преодолеть сопротивление мальчика физическому контакту.
Фрагмент занятия: ребенок бегал по комнате, хватал игрушку и продолжал с ней бегать. Логопед подходил к мальчику и отчетливо нараспев произносил: Дай! и протягивал руки к нему. Когда ребенок отдавал игрушку, логопед на ладошки ребенка (неожиданно для него) приклеивал кусочек малярного бумажного скотча. Мальчик не возмущался, а наоборот, показывал руку маме и улыбался. Данный метод позволил логопеду уменьшить сопротивление со стороны ребенка к тактильному контакту. Малярный скотч на последующих занятиях послужил главным инструментом взаимодействия. Кусочки отрывались и приклеивались (поверх одежды) на разные части тела ребенка: руки, ноги, спинку, животик и т.п., а ребенок должен был отклеивать их. Такого рода игры, не вызывали у ребенка дискомфорта. Постепенно увеличивалась продолжительность физического контакта. Например, когда мальчик бегал по комнате, взрослый его ловил, считал сначала до 3-х, потом до 5-ти и отпускал. Если ребенок стоял спокойно и не сопротивлялся, когда взрослый держал его за руку, то использовались поощрения: музыкальная игрушка, мармеладка и т.п. На следующем этапе коррекционной работы стало возможным перейти к занятиям направленных на развитие слухового внимания и восприятия.
Фрагмент занятия: два стула стояли напротив друг друга или же рядом. Логопед ставил на каждый стул по одной игрушке. Под музыку мама и ребенок ходили по комнате, а в момент завершения музыки они подбегали к стульям, брали свою игрушку и садились.
Фрагмент занятия: взрослый находился за дверью (с набором игрушек и подавал сигнал). Другой взрослый и ребенок сидели напротив входной двери. За дверью раздавался звук мяу. Педагог вместе с мальчиком прислушивались к звуку за дверью. Снова слышался мяу. Взрослый, спрашивал ребенка, кто там? После чего открывалась дверь, там стоял взрослый с игрушкой.
Фрагмент занятия: ребенок и двое взрослых сидели на стульях. Другой взрослый показывал карточки с изображением солнышко и дождик. Под песенку Солнышко лучистое… ребенок и двое взрослых ходили по комнате. Под песенку Дождик, дождик кап- кап- кап… ребенок и взрослые садились на стулья.
Благодаря этой игре ребенок научился действовать по-разному: под песенку про солнышко гулять, под дождик сидеть на стуле несколько минут. Для того, чтобы научить мальчика использовать ранее сформированные навыки общения в разных ситуациях с разными людьми, был введен новый вид работы в системе психолог – ребенок – логопед. В новой ситуации мы вновь столкнулись с нежелательным поведением ребенка. Вначале он стал негативно реагировать на присутствие двух педагогов, но по сравнению с предыдущими этапами работы, удалось достаточно быстро справиться с поведением ребенка.
В настоящее время можно констатировать в развитии ребенка положительную динамику. Поведение мальчика постепенно становится упорядоченным: перестал разбрасывать предметы на пол, понимает для чего, нужен учебный материал, может поднять упавшие предметы и дать взрослому. Ребенок адекватно реагирует на похвалу и запрет. Проявляет интерес к совместной деятельности. Сейчас мальчик активно вступает в диалог с педагогами и членами семьи, интересуется новыми игрушками, книгами. Сам выбирает из предложенного материала, то, что хочет. Выполняет задание по плану. Старается соблюдать правила в настольных играх, например, при игре в лото. У ребенка сформировались начальные навыки функциональной игры. Он может уложить мишку или зайку спать, полечить животное и накормить его. Когда мальчик встречает другого ребенка в Центре или на улице, то он проявляет инициативу, пытается взаимодействовать, здоровается (кричит Привет!). Знает геометрические фигуры, основные цвета и некоторые оттенки. Может выбрать нужный предмет по инструкции из 5-6 предложенных, знает числовой ряд от 1 до 10, на стадии формирования соотнесение числа и количества в пределах трех. Оперирует понятиями большой- маленький, знает названия домашних животных и их детенышей, сортирует предметы по форме, размеру и цвету. Обобщающие понятия на стадии формирования, некоторые понятия использует в речи (например, одежда, обувь, игрушки). Заметно увеличился активный словарь ребенка, который состоит в основном из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные, пользуется простой фразой. Фраза упрощенная и структурно нарушенная. В речи появились слова-местоимения Я, мне, моя, употребляет имена взрослых (родственников и педагогов). Ребенок выучил гласные буквы и знает определенный набор слогов, используя их, пытается читать простые слова. Мальчик научился слушать рассказ в течение 5-10 минут, стал интересоваться книгами, рассматривать и листать их. Если в книге видит знакомый предмет или животное, обращает внимание, показывает пальцем на объект, может громко крикнуть. Различает предметы на картинках. Наблюдается положительная динамика в графической деятельности ребенка. Он может самостоятельно нарисовать круг, может соединить точки, превращая их в треугольник и квадрат. Ребенок научился выражать свои желания, при этом активно использует коммуникативные жесты, просит о помощи во время учебных занятий.