Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Опыт применения перспективных технологий и методов в практике современного образования. Работа №261866

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развитие творческого воображение у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации и рисованияПроцессы воображения являются аналитическими и синтетическими.

ВВЕДЕНИЕ

Многие современные профессии требуют от человека творческого подхода к решению профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность - задача любого педагога. Поэтому данная тема является актуальной. Своей непосредственной задачей я считаю художественно – эстетическое воспитание. Это направление в развитии детей мне очень близко, так как по профессии я учитель рисования.

Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел самостоятельно находя средство для его воплощения. Используя креативный подход, необходимо стремиться, чтобы дети «открывали» что новое, появлялись новые продукты творчества.

 

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способности. Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие личности ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Актуальность. На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, наиболее доступным видом работы с детьми является изобразительная деятельность, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество и имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Гипотеза. Во время работы, я столкнулась с проблемой,- дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.

Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Как правило, занятия чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способом передачи полученной информации, нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость.

Как показывает практика, очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей учитывая потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей, чтобы выразить свои фантазии. Между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Считаю, необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения. Важно, что чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребёнка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.

Ожидаемые результаты: использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей.

Этапы работы:

I.Подготовительный этап:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности

- организация и пополнение развивающей среды;

- проведение диагностики развития творческих способностей детей;

- подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей детей.

разработка перспективного плана по изобразительной деятельности.

- составление плана взаимодействия с родителями и педагогами.

II.Основной этап:

- реализация намеченных мероприятий с детьми (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность);

- осуществление взаимодействия с родителями и педагогами.

III.Заключительный этап:

Диагностика, оформление и анализ результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности.

Цель исследованияразвивать изобразительную деятельность дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.

Для достижения этой цели я выдвинула следующие задачи:

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество, наглядно-образное мышление, творческое воображение и художественный вкус, творческое воображение, путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

5. Взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей

6. Привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобразительных техник и их сочетаний;

7. Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности;

8. Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1.1 Условия возникновения, становления опыта

Работая воспитателем, я убедилась в том, что изобразительная деятельность приносит детям большую радость. Раньше я, как и многие педагоги–дошкольники, в основном придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. И порой, сама того не желая, ограничивала проявление творческих способностей детей. Традиционных подходов часто недостаточно для развития творчества, так как у детей еще не хватает прочных навыков, знаний и опыта, чтобы на их основе самостоятельно создавать задуманное. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.

Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, огорчает, волнует ребенка, что в свою очередь характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Кроме этого нетрадиционное рисование позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей, ведь ребятишки пришедшие в детский сад не владеют навыками рисования.

Таким образом, возникла необходимость создать педагогические условия для формирования у детей интереса к изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования, которые стимулировали бы творческий потенциал детейразвивали их художественно – творческие способности.

Созданный и опробованный опыт работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования, дает возможность показать ребенку как легко и интересно рисовать, используя при этом знакомые предметы, создает предпосылки для формирования изобразительной деятельности у детейразвивает творческие способности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками с учетом возрастных особенностей детей.

Опыт проводился в средней группе и длился в течении 2-х лет. Условно опыт можно разделить на два этапа. На первом этапе опыт теоретически разрабатывался и апробировался в средней группе, получив положительную динамику развития. На втором этапе опыт применялся с теми же детьми уже в старшей группе с целью совершенствования применяемых методик и получению более высокого результата творческого развития детей посредством нетрадиционной техники рисования.

Изучив и проанализировав авторские разработки, методические пособия, таких авторов как И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»; Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» и др., а также передовой опыт работы с детьми, накопленный сегодня педагогами-практиками, я нашла очень много интересных идей и методик, поставила перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.

1.2 Актуальность и перспективность опыта

Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого. А это значит, что руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И нетрадиционное рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Большинство специалистов – и психологов, и педагогов –сходятся во мнении: детское рисование – один их видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку также необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.

Рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

В непосредственно организованной деятельности, по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения. При непосредственномконтакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации, развитию мелкой моторикиНетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Кроме этого оно играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, помогает установить творческий и эмоциональный контакт с ребенком создает предпосылки активного общения.

Главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детейразвитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.

Таким образом, возникает противоречие между значением использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста и созданием условий развития творчества открывающих возможности, его личностного развитиятворческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми (как с родителями, так и с педагогами) и сверстниками, соответственно возрастным особенностям раннего возраста. Эти условия успешно решаются в представленном опыте.

Исходя из вышеизложенного, я считаю данное направление наиболее актуальным и необходимым, т. к. оно позволяет наиболее эффективно развивать творческие способности дошкольников посредством нетрадиционного рисования. Кроме того, данный опыт является перспективным, поскольку детство – хотя и маленькая, но очень значимая ступенька в развитии ребенка, так как по мере его взросления усложняются психические процессы, развивается творчество, а соответственно усложняется и нетрадиционное рисование, ставя перед собой задачи, способствующие более высокому уровню творческого развития личности.

1.3 Теоретическая база опыта

Теоретическая база данного опыта основана на исследованиях, посвященных проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие творческих способностей, которой в свое время занимались Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова, ряд исследователей под руководством Н. А. Ветлугиной (Т. Г. Казакова, В. А. Езикеева – в области рисунка, А. В. Бакушинский, Д. Б. Богоявленская, А. А. Венгер. Авторами исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Я использовала идеи данных авторов в своей практической деятельности.Мною были тщательно изучены следующие методические пособия:

1. «Художественное творчество и ребенок» п/р Н. А. Ветлугиной,

2. «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский,

3. «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова,

4. «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова,

5. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова,

6. «Воспитание и развитие дошкольника» Л. В. Васильченко,

7. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева,

8. «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова,

9. «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова.

Указанные авторы придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе я опиралась на методические разработки М. Г. Дрезниной «Каждый ребенок – художник. Обучение дошкольников рисованию (художественному творчеству)»; Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

В практической деятельности я также руководствовалась разработками

1. И. В. Тюфановой «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников (конспекты занятий)»;

2. О. М. Сахаровой «Сказки и краски (сказочные истории для развития речи и творческих способностей)».

1.4 Ведущая педагогическая идея, новизна и адресность опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке системы работы на основе ФГОС по созданию условий для нетрадиционной изобразительной деятельности с целью развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на основе применения комбинации элементов известных, классических, и современных методик в условиях дошкольного учреждения, с учетом особенностей развития конкретного детского коллектива, имеющейся предметно-развивающей среды, созданной педагогом при тесном сотрудничестве со взрослыми (как с родителями, так и с педагогами).

Новизна опыта

Как правило, нетрадиционное рисование используется разрозненно, как вариант изобразительной деятельности, однако любой вид деятельности должен отражать взаимодействие всех участников образовательного процесса, детей, родителей педагогических и иных работников организации.

Мною разработана система работы по использованию нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей дошкольного возраста, с учетом возрастных особенностей детей, в которой отражено взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для развития детейразвитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми, что соответствует ФГОС дошкольного образования.

Условно опытя поделила на три направления:

1. Направление «Педагог - ребенок» - непосредственное взаимодействие педагога и воспитанников.

2. Направление «Родитель - ребенок - педагог» - компетентность родителей в вопросе развития творчества нетрадиционными методами рисованияНепосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.

3. Направление «Педагог - педагог» - необходимо создать условия для развития данного вида деятельности с целью распространения опыта в другие группы детского сада (нетрадиционного рисования).

Представленный опыт соответствует основным принципам ФГОС дошкольного образования,а именно:

1. Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

2. Индивидуализации дошкольного образования;

3. Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4. Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

5. Партнерства с семьей;

6. Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка;

7. Возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Опыт реализовывался в формах, специфичных для детей определенной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Воображение это отражение реальности в новых, неожиданных комбинациях и связях.Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого; это расплывчато, схематично и стереотипно. Действительно, основой воображения является рекомбинация материала, хранящегося в памяти, в то время как дошкольникам не хватает этого знания. Недостатком таких знаний является недостаток и достоинство воображения детей; именно недостаток знаний о мире позволяет ребенку легко совмещать несовместимое.Воображение это психический процесс создания образов предметов,ситуаций,обстоятельств путем имеющихся у человека знаний в новое сочетание.Воображение это умственный процесс, создающий образы объектов, ситуаций ситуаций через знания, которые человек получает в новой комбинации.Воображение не может возникнутьс нуля. Чтобы начать фантазировать, человек должен видеть, слышать, получать впечатления и хранить их в памяти.Воображение в собственном определенном смысле этого слова может быть только в человеке. Только человек, который, будучи субъектом социальной практики, действительно трансформирует мир, развивает истинное воображение. В процессе развития это сначала следствие, а затем предпосылка той человеческой деятельности, посредством которой она действительно меняет реальность. В каждом действии, в котором человек меняет мир, завершается фрагмент фантазии, и развитие воображения как преобразования реальности в сознании тесно связано с его действительным преобразованием на практике, хотя часто оно выходит далеко за его пределы [9, c.86].Каждое воображение порождает что-то новое, изменяется, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, трансформация, отклонение

 

 

8от этого может быть выражено, например, в том, что, основываясь на знаниях и опыте, человек воображает, то есть создает для себя картину того, чего он никогда не видел в реальности.С помощью воображения человек отражает реальность, но в других, необычных, часто неожиданных комбинациях и связях.Воображение преобразует реальность и создает на этой основе новые образы.Воображение тесно связано с мышлением, поэтому оно способно активно трансформировать жизненные впечатления, приобретенные знания, данные, восприятие и идеи. Вообще, воображение связано со всеми аспектами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.Воображение это познавательный процесс, основанный на аналитической и синтетической активности человеческого мозга.Анализ помогает выявить отдельные части и признаки предметов или явлений, синтез объединить в новые, еще не встречающиеся комбинации. В результате создается изображение или система образов, в которых человек отражается в реальности в новой, трансформированной, измененной форме и содержании.Неважно, насколько новым является то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что на самом деле основано на нем. Поэтому воображение, как и вся психика, является отражением мозга окружающего мира, но только отражением того, что человек не воспринимал, отражением того, что станет реальностью в будущем [39, с.52].Физиологической основой воображения является формирование новых комбинаций временных нервных связей, которые уже сформировались в коре полушарий головного мозга.Основной смысл воображения состоит в том, что без него любой человеческий труд был бы невозможен, поскольку невозможно работать без воображения конечного результата и промежуточных результатов.

 

 

9В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:Первае из них представлять реальность в образах и уметь их использовать, решая проблемы. Эта функция воображения связана с мышлением и органически включена в него.Вторая функция воображения регулировать эмоциональные состояния. С помощью своего воображения человек способен, по крайней мере частично, удовлетворить многие потребности, снять напряжение, которое они создают. Эта жизненно важная функция особенно подчеркивается и развивается в психоанализе.Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции когнитивных процессов и состояний человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи и эмоций. С помощью умело вызванных образов человек может обратить внимание на необходимые события. Через образы он получает возможность контролировать восприятие, воспоминания, высказывания.Четвертая функция воображения заключается в формировании внутреннего плана действий способности выполнять их в уме, манипулируя образами.Наконец, пятая функцияэто планирование и программирование мероприятий, подготовка таких программ, оценка их правильности, процесс их реализации [6, с.87].В психологии используются следующие виды воображения:Непроизвольное или пассивное воображение новые образы возникают под влиянием бессознательных процессов. Это сны, галлюцинациикомбинации пережитых впечатлений.Произвольное или активное воображение это процесс намеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в данной деятельности. Такое воображение возникает в раннем возрасте и получает наибольшее развитие в детских играх. В игре дети выполняют разные роли

 

 

10(пилот, водитель, доктор, Баба Ягаи т.д.). Необходимость выстраивать свое поведение в соответствии с принятой ролью требует активной работы воображения. Кроме того, необходимо представить недостающие предметы и саму ситуацию в игре.По оригинальности произвольное (активное) воображение делится на репродуктивное ипродуктивное илитворческое.Репродуктивное воображение это конструирование изображения объекта, явления в соответствии с его словесным описанием или в соответствии с рисунком, схемой, изображением. В процессе восстановления воображения возникают новые образы, но новые для субъекта субъективны, но объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных объектах культуры [12, с.289].Воссоздание воображения играет важную роль в жизни человека, оно позволяет людям делиться опытом, без которого немыслима жизнь в обществе.Это помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.Творческое воображение это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Изображения создаются без опоры на готовое описание или условное изображение [27, с.42].Проблемы творческого процесса получили широкое развитие в российской психологии. В настоящее время исследователи ищут интегративный показатель, характеризующий творческого человека. Этот показатель определяется как совокупность интеллектуальных и мотивационных факторов или рассматривается как непрерывное единство процедурных и личностных компонентов мышления в целом и творческого мышления в частности.Психологический анализ творческой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, а очень медленно, постепенно,

 

 

11развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. Она во многом зависит от накопленного человеком опыта.

Пожалуйста, подождите.
x
×