Сон — неотъемлемая часть режима дня ребёнка. Организации дневного отдыха в детском саду уделяется особо пристальное внимание, так как в периоды бодрствования дети, как правило, очень активны, а организму малыша очень важно восстанавливать силы и накапливать энергию для деятельности во второй половине дня. Перед педагогом стоит непростая задача устроить отход ко сну так, чтобы все ребята получили возможность отдохнуть.
Сон необходим для восстановления физиологического и психического равновесия малыша. Согласно санитарно-гигиеническим нормам, его продолжительность для детей до 5 лет составляет 2 часа, до 7 лет — 1–1,5 часа.
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия имени
Заслуженного учителя Российской Федерации
Сергея Васильевича Байменова города Похвистнево городского округа Похвистнево Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад Лад»
"Организация дневного сна
в ДОУ"
Автор-составитель:
Воспитатель
Сукаева Оксана Игоревна
Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка
является дневной сон. Результаты исследований показали, что дети в
возрасте 3—4 лет, которых не укладывали на дневной отдых, проявляли
более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети,
продолжавшие ежедневно спать I— 2 ч в обеденное время. Ученые пришли к
выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты
ночного сна, но и важен сам по себе в качестве передышки для организма
энергичного ребенка. Дневной сон — чудесная возможность восстановить
силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа.
Сон, восстанавливая работоспособность организма, имеет большое
значение для сохранения здоровья. Особенно важен нормальный сон для
маленьких детей. Ребенок дошкольного возраста много играет, двигается,
быстро утомляется. Для восстановления работоспособности нервных клеток
и затраченной энергии, а также для роста и развития ему необходим
правильно организованный, достаточно продолжительный сон.
Необходимо с первых дней пребывания в детском саду выработать у
детей положительное отношение к сну. Спокойное состояние, необходимое
малышу перед засыпанием, создается нами уже в конце прогулки,
поддерживается во время обеда и подготовки ко сну. Когда дети засыпают,
нельзя допускать шума и разговоров; помещение не должно быть ярко
освещено. Однако нет необходимости в полной тишине, так как дети могут
привыкнуть к такой обстановке и будут чувствительны к малейшему шороху.
Укладывание детей спать в строго определенные часы, согласно
режиму дня ,это вырабатывает у них привычку к быстрому засыпанию.
Спать малыш должен в хорошо проветренном помещении, помещение
проветривается перед сном 15-20 минут, куда непрерывно поступает свежий
воздух, затем окна закрываются. В подготовке ко сну помогаем
подготовиться ко сну детям слабым, которые особенно нуждаются в дневном
отдыхе. Малыши ложатся в кровать на правый или левый бок (как им
удобно). Не следует разрешать им ложиться на живот, съеживаться, подбирая
колени, так как неправильное положение затрудняет кровообращение,
дыхание и влияет на формирование осанки. Мы следим за тем, чтобы руки
у детей были поверх одеяла. В течение всего периода сна мы находится в
спальне и наблюдает за детьми. Иногда одному нужно поправить одеяло,
другого одеть, третьему исправить позу и т. д. Малыши, которые засыпают
позже, могут при отсутствии взрослых разбудить других детей.
После дневного сна детей поднимают постепенно. Тех, которые
засыпают позже других (слабых или перенесших заболевание), поднимают
последними, дают им возможность поспать подольше, но и не задерживают в
постели больше положенного времени. Мы следим за тем, чтобы дети
надевали одежду в определенном порядке, чтобы все были причесаны.
Процесс одевания не должен занимать много времени: у малышей 20—25
мин. Подготовка детей ко сну и время подъема используется педагогом для
воспитания у них культурно-гигиенических навыков и развития
самостоятельности.