Большую роль при этом играет организация групповых форм обучения, которые основаны на учебном сотрудничестве младших школьников и позволяют учащимся работать без пошагового руководства и контроля со стороны учителя.
Ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, обсуждения разных вариантов решения задачи, разных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, способное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.
Работая в группе, учащиеся учатся работать активно, серьезно относиться к порученному делу, успешно взаимодействовать с любым партнером, вежливо и доброжелательно общаться с ним, испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров.
Вопросы развития познавательного интереса у младших школьников поднимались в работах таких ученых, как Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова, Ю. К. Бабанский, В. Г. Разумовский, Н. Ф. Талызина и др.
Всё вышесказанное определило выбор темы исследования: «Организация групповой работы как средство формирования познавательного интереса у младших школьников к изучению математики».
БПОУ ВО «ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ
Выпускная квалификационная работа
(дипломная работа)
по профессиональному модулю 01. Преподавание по программам начального общего образования
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Студентки 4 курса
Ганичевой Алины Сергеевны
Научный руководитель
преподаватель:
Антонова Дарья Сергеевна
ВОЛОГДА
2023
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках математики посредством групповой работы….…………………………………….……………………………….……7
1.1. Формирование познавательного интереса младших школьников.………..7
1.2. Особенности организации групповой работы на уроках математики в начальной общеобразовательной школе …………………………….12
Глава 2. Практические основы формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках математики посредством групповой работы……………………………………………………………
2.1 Педагогический опыт формирования познавательного интереса у младших школьников к изучению математики посредством групповой работы……………………………………………………………………………….
2.2 Опытно-практическая работа по формированию познавательного интереса младших школьников к изучению математики посредством групповой работы …………………..………………...………………………...
Заключение ………………………………………………………………………
Список литературы и источников ………………………………………………
Приложение 1………………………………………………………………………
Введение
Организация образовательного процесса в современных реалиях требует от учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся. Поиск новых форм и приемов организации обучения и воспитания школьников в наше время – основная задача учителя начальных классов.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития образования.
В условиях ФГОС НОО детей нужно учить учиться, и поэтому познавательный интерес является первостепенной вещью, без которой младшие школьники не овладеют мотивацией к учению.
Умение общаться, свободно и самостоятельно мыслить, находить пути решения проблем разного рода сегодня ценятся намного выше, чем большой объём информации. На развитие данных качеств личности направлено современное образование. Главной задачей, которая стоит перед школой, является подготовка учеников к реальной жизни, что предполагает готовность личности открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки, принимать ответственность за результаты собственных действий, проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении результата, адаптироваться в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на формирование личностных характеристик, в том числе на заинтересованное познание мира. Важно, что учащиеся должны не только воспроизводить знания по русскому языку в стандартных учебных ситуациях, но и уметь использовать их при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Это обусловливает особое внимание к развитию познавательного интереса младших школьников, требует их продуманной и организованной деятельности на уроках математики.
Воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании — это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, сформировать любовь к чтению книг, труду и людям труда, быть сознательными, дисциплинированными, целеустремленными людьми. Пробуждая и развивая интерес к конкретной теме, конкретному предмету, каждый педагог не просто осуществляет простую передачу опыта, учит чему-то своих учеников, помогает им овладеть конкретными умениями и навыками (решение задач, чтение книг, т. д.), но и одновременно укрепляет веру в свои силы и творческие возможности у слабых учеников, не дает остановиться в своем развитии более сильным детям, учит всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при выполнении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.
Стойкий познавательный интерес — это увлеченность человека, потребность к углублению и творческому применению знаний. Если этот интерес есть у школьника, то он учится не ради оценок или похвал, наград и поощрений, а потому, что он увлечен учебой, что он стремится к совершенствованию своей личности, что он просто не может поступать по-другому. Но глубокий интерес возникает и развивается не сразу. Для его возникновения и развития нужна система образования и самообразования, воспитания и самовоспитания, а не только поиски кратковременных средств воздействия пробуждающих и поддерживающих любопытство и заинтересованность ученика на уроке, собрании и т. д.
Познавательный интерес способствует более свободному приобщению личности к общественным ценностям и стимулирует выбор личных ценностей. В современных педагогических исследованиях познавательный интерес рассматривается как интегративное качество личности, обеспечивающее расширение сферы познания, формирование мировоззрения, свободу личности в выборе целей и средств деятельности.
Приоритетной задачей начальной ступени образования является сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обучаемости, формирование умений и навыков.
Большую роль при этом играет организация групповых форм обучения, которые основаны на учебном сотрудничестве младших школьников и позволяют учащимся работать без пошагового руководства и контроля со стороны учителя.
Ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, обсуждения разных вариантов решения задачи, разных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, способное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.
Работая в группе, учащиеся учатся работать активно, серьезно относиться к порученному делу, успешно взаимодействовать с любым партнером, вежливо и доброжелательно общаться с ним, испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров.
Вопросы развития познавательного интереса у младших школьников поднимались в работах таких ученых, как Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова, Ю. К. Бабанский, В. Г. Разумовский, Н. Ф. Талызина и др.
Всё вышесказанное определило выбор темы исследования: «Организация групповой работы как средство формирования познавательного интереса у младших школьников к изучению математики».
Объект исследования формирование познавательного интереса младших школьников.
Предмет исследования организация групповой работы как средство формирования познавательного интереса у младших школьников к изучению математики.
Цель: изучение процесса формирования познавательного интереса у младших школьников к изучению математики посредством групповой работы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Рассмотреть формирование познавательного интереса младших школьников.
Изучить особенности организации групповой работы
на уроках математики в начальной общеобразовательной школе.
Проанализировать педагогический опыт по формированию познавательного интереса младших школьников к изучению математики посредством организации групповой работы;
Представить опытно-практическую работу по формированию познавательного интереса у младших школьников к изучению математики посредством организации групповой работы
.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение научной и методической литературы, анализ, синтез, обобщение, сравнение, изучение педагогического опыта, опытно-практическая работа.
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках математики по средствам групповой работы
Формирование познавательного интереса младших школьников
Согласно ФГОС НОО, готовность обучающихся к саморазвитию
и познанию являются одними из результатов освоения младшими школьниками программы начального общего образования [1]. Достижение этого личностного результата невозможно без развития
у младших школьников стойкого познавательного интереса, постоянного желания углубиться в сферу познания. Наличие познавательного интереса обеспечивает рост сознательного отношения обучающихся к учению, развитие познавательных процессов, умение ими управлять, сознательно их регулировать. Поэтому перед школой стоит задача: воспитать школьника активным участником познавательной деятельности, а это возможно лишь
в случае формирования у него познавательного интереса.
Под интересом понимают «положительно окрашенный эмоциональный процесс, который связан с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему» []. С. Л. Рубинштейн определяет интерес как проявление умственной и эмоциональной активности, проявляющееся в сосредоточенности на конкретном предмете мыслей, которая вызывает стремление как можно ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть и не отпустить из поля зрения. [6] Согласно
Н. Г. Капустиной, интерес подразумевает потребность учащегося в знаниях, которые ориентируют его в окружающей действительности [20].
Под воздействием интереса развивается мыслительная активность, выражающаяся в вопросах, с которыми ребенок обращается к родителям, учителю, взрослым, пытаясь выяснить сущность интересующего его явления, в самостоятельном поиске и отборе информации, в чтении книг по интересующей области знания. Умственная деятельность приобретает наиболее сконцентрированный характер, младшие школьники начинают размышлять над значимой для них проблемой, способы умственной деятельности становятся более продуктивными.
Понятие «познавательный интерес» является важной областью общего феномена интереса. По мнению Г. И. Щукиной, познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями.
По мнению ученой, познавательный интерес выступает как: 1) избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира; 2) тенденция, стремление, потребность личности, занимающейся деятельностью, которая принесет удовлетворение; 3) избирательно наполненные помыслы, эмоции, волевые стремления по отношению к объектам, явлениям и процессам окружающего мира [39].
Познавательными, как считает Н. Г. Морозова, являются те интересы, которые направлены на процесс учебного познания, на его результаты, которые и представляют собой отношение, переходящее
в эмоционально-познавательную направленность личности при благоприятных условиях [].
В нашей работе мы будем придерживаться мнения Г. И. Щукиной, которая понимает под познавательным интересом устойчивое стремление личности к целенаправленной активно-познавательной деятельности по отношению к объектам, имеющим для нее важное значение [39].
Наиболее тесной является связь познавательного интереса
с вниманием, в первую очередь с непроизвольным. Кроме этого, интерес влияет на память: то, что интересно преподнесено учащимся, легко запоминается, неинтересное же сложно «удержать» в памяти. Так как память в младшем школьном возрасте приобретает ярко выраженный произвольный характер, то изменения в области памяти связаны с тем, что ребёнок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу; во-вторых, происходит интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала.
Формирование познавательного интереса происходит в несколько стадий. По мнению Г. И. Щукиной, на первой стадии своего развития познавательный интерес возникает как эпизодическое переживание, затем начинает выражаться в эмоционально познавательном отношении к предмету, далее переходит в направленность личности в целом и меняет весь образ жизни школьников. На высшей стадии развития интерес превращается в эмоционально-познавательную непосредственно-мотивированную направленность личности на определенную область деятельности [43].
Многие педагоги, такие как В. В. Давыдов, В. В. Репкин,
Д. Б. Эльконин выделяют виды познавательного интереса по основанию обращённости ученика на отдельные стороны учебной деятельности:
1) познавательный интерес, обращённый на знания как на результат учения; 2) познавательный интерес, обращённый на способ добывания знаний.
Конечная цель такого обучения состоит в том, что иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т. е. хотеть и уметь учиться.
Познавательный интерес объединяет во взаимодействии интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, поэтому органично влияет на развитие различных психических процессов: памяти, воображения, внимания и др. Г. И. Щукина выделяет следующие содержательные компоненты познавательного интереса: эмоциональный, интеллектуальный, регулятивный, творческий [40].
Эмоциональный компонент подразумевает положительное отношение к объекту и процессу деятельности и проявляется во взаимодействии
с другими: оказание помощи, проявление заинтересованности, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками.
Интеллектуальный компонент связан с развитием операций мышления: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации и др., которые, по мнению Г. И. Щукиной, являются ядром познавательного процесса. Именно их развитие приводит к тому, что учащиеся получают возможность задавать вопросы о свойствах исследуемого объекта, ищут новые способы решения познавательных задач.
Регулятивный компонент включает устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем.
Творческий компонент выражается в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности [17].
Определить, насколько у учащихся сформирован познавательный интерес, можно с опорой на вышеуказанные компоненты. Так,
об интеллектуальной активности детей можно судить по их вопросам, стремлению участвовать в деятельности, активному оперированию приобретенным багажом знаний и умений, желанием поделиться полученной информацией. Эмоциональный компонент выражается, например,
в сочувствии герою произведения, в проявлениях эмоций относительно предмета изучения. На сформированность регулятивного компонента указывает сосредоточенность учащихся, спокойная реакция на возникшие затруднения стремление их разрешить. К этому можно добавить внеурочные проявления, такие как поведение на перемене, самостоятельные вопросы
и суждения, беседы и спор между учащимися, добровольное взятие дополнительной и самостоятельной работы.
Формирование познавательного интереса возможно при наличии определенных педагогических условий. Так, по мнению А. К. Марковой,
к педагогическим условиям формирования познавательного интереса необходимо отнести: 1) выделение в содержании общих принципов и закономерностей, включение системы задач; 2) активную деятельность школьников по преобразованию исходных вопросов и заданий для их решения; 3) оценку учителем не только результата, но и способов учебной работы школьника, а также вовлечение в процесс оценивания самих школьников; 3) выполнение детьми активных действий по анализу своей мотивационной сферы [35; 36].
К вышеперечисленным условия также можно добавить такие, как новизна материала, его эмоциональная окрашенность, коллективные формы организации различных видов деятельности, игровые задания, предоставление школьникам возможности выбора и др.
Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Г. И. Щукина выделяет следующие стадии развития познавательного интереса: любопытство; любознательность; познавательный интерес; устойчивый познавательный интерес.
Любопытство является элементарной стадией, обусловленной внешними, необычными обстоятельствами, которые привлекут учащихся.
Любознательность, как познавательная потребность младших школьников, выражается в проникновении за пределы увиденного, обнаружении нового, желании увидеть проблему и сформулировать её
в вопросе. Уже на уровне любознательности начинает развиваться познавательный интерес как познавательный мотив учения и деятельности ребенка.
Познавательный интерес содействует проникновению личности
в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации [8].
Устойчивый познавательный интерес проявляется не только при наличии предмета познания, но и при его отсутствии; интерес, который заставляет ученика искать ответы на вопросы, проявлять инициативу, поиск. У школьника появляется эмоционально-познавательное отношение
к предмету, познание становится целью деятельности [17].
Особенности формирования познавательного интереса младших школьников является то, что учебный процесс должен быть интенсивным
и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радости, интереса.
Таким образом, познавательный интерес можно считать важным фактором учебного процесса, который влияет на интенсивность познавательной деятельности учащихся. Под влиянием познавательного интереса деятельность учеников становится более активной, качественной и продуктивной. Можно сделать вывод о том, что на развитие познавательного интереса могут влиять следующие условия и факторы: содержание учебного материала; активная и поисковая мыслительная деятельность детей; организация учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся; эмоциональная атмосфера обучения; оптимальное сочетание различных методических приёмов обучения.
1.2. Особенности организации групповой работы на уроках математики в начальной общеобразовательной школе
Роль математической подготовки в начальном общем образовании современного ребенка ставит следующие цели обучения математике в школе:
‒ овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности.
‒ интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
‒ формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Г. И. Саранцев выделяет две группы целей обучения математике, которые, на наш взгляд, являются более полными и полностью удовлетворяют требованиям программы начального общего образования.
Первая группа целей математического образования включает в себя овладение системой математических знаний, умений и навыков, дающей представление о предмете математики, ее языке и символике, математическом моделировании, специальных математических приемах, об алгоритме и периодах развития математики.
Вторую группу целей составляют: формирование мировоззрения учащихся, логической составляющих мышления, алгоритмического мышления; воспитание нравственности, культуры общения, самостоятельности, активности; воспитания трудолюбия, ответственности за принятие решений, стремление к самореализации.
Основной организационной формой массового обучения математике в современной школе всегда был и остается урок, имеющий немало известных педагогических достоинств. Специфичность науки выделяет урок математики из всей системы уроков, которая предлагается в современном школьном учебно-воспитательном процессе. Изучение математики многим учащимся даётся с трудом. Возникает проблема создания заинтересованности предметом, активизации мыслительной деятельности. Важно научить ученика самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело построена учебная работа.
Как уже было было отмечено ранее, одним из условий формирования познавательного интереса у младших школьников является организация коллективных форм работы. Немаловажная роль здесь отводится групповой работе.
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. По определению Е. Н. Щурковой, «групповая деятельность – это организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению» [8; 25].
Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т. к. современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор [2] .
Групповая работа – это совместная деятельность детей и учителя, где реализуются все виды взаимодействий: «учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – группа», «ученик – учитель», где на смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая, коллективно-распределенная деятельность. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность [].
Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. И это потому, что члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы, а также потому, что работа каждого ученика в группе особенно индивидуализируется при регулировании темпа продвижения при изучении какого-либо вопроса.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся. Причем помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
И. Н. Журавлёва раскрывает задачи групповой работы: активизация познавательной деятельности, развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его, развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог и задавать вопросы на понимание [13; 7; 8].
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств, среди которых повышение учебной и познавательной мотивации, снижение уровня тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, повышение эффективности усвоения и актуализации знаний, улучшение психологического климата в классе.
Однако есть в ней и некоторые недостатки. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников [3; 8].
Включение детей в различные виды взаимозависимой деятельности позитивно влияет на результативность и согласованность совместных действий, а также благоприятно сказывается на процессе познания детьми друг друга и своей группы в целом. Ребенок испытывает влияние каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя развитие своих способностей к руководству и лидерству. У детей формируется отношение друг к другу не только через оценку взрослого, а через собственную оценку действий партнера.
Для эффективного взаимодействия в группе, кроме умений кооперации, специально формируются социальные умения и навыки учащихся: лидерства, руководства, подчинения, принятия совместных решений, разрешения конфликтов [16].
Организация групповой учебной деятельности будет способствовать усвоению на протяжении младшего школьного возраста норм и способов действия в группе не только под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого. Опыт совместных сопереживаний, учеба, совместная деятельность и общение на уроке делают восприятие детей «более зорким», от категории «плохой – хороший» они постепенно переходят к менее категоричным, оценивая образ другого человека, образ класса более полно, а себя более реально.
С. П. Иванова подчеркивает психологическое своеобразие групповой деятельности, которое состоит в том, что школьник в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Кроме того, детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников. Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый ребенок может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям. [3]
С. П. Иванова выделяет пять внутренних базовых психологических механизмов, на которых строится групповая работа: 1) позитивная взаимозависимость; 2) индивидуально-групповая ответственность;
3) поддерживающее взаимодействие предполагает не только деловую взаимопомощь, но и личностную поддержку, которая обеспечивается оказанием друг другу личной помощи, наличием позитивной обратной связи, совместными раз мышлениями учащихся над процессом и результатами совместной деятельности; 4) наличие социальных умений и навыков учащихся: лидерства, руководства, подчинения, принятия совместных решений, выражения доверия другим людям, разрешения конфликтов. Таким умениям необходимо специально учить; 5) рефлексивный групповой процесс, который включает оценку качества взаимодействия членов группы при выполнении учебного задания [13].
Совместная деятельность в группах предполагает объединение индивидуальных деятельностей, но это объединение не является механическим. Совместная деятельность, как целостная система, преобразует структуры индивидуальных деятельностей за счёт их взаимного дополнения и качественного обогащения.
По мнению Э. И. Ивлева, складывается структура совместной деятельности, в которой, согласно исследованиям, выделяются следующие элементы: общая цель, общий мотив, побуждающий людей работать вместе, совместные действия [15].
Групповые виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя [9].
Говоря об условиях эффективной организации групповой работы для правильного, продуманного комплектования групп, предлагается брать в расчет два признака: 1) уровень учебных успехов учащихся; 2) характер межличностных отношений [16; 44].
Младших школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов.
Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников. Низкая обучаемость, пробелы в знаниях, слаборазвитые коммуникативные способности, отсутствие лидера – все это не приведет к каким-либо положительным результатам [10].
При комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх. Если в группу входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет крайне минимальной. Правда, иногда случается, что общая цель, необходимость согласованных действий, ответственность друг перед другом отодвигают антипатии на второй план, и между участниками устанавливаются дружеские отношения. Такую групповую работу можно рассматривать и как важное средство решения воспитательных задач [35].
Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он предает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности [12].
Групповые формы работы ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс, строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в отечественной школе групповая работа.
Сотрудничество учащихся младшего школьного возраста с учителем и особенно друг с другом приближает каждого ребенка к состоянию субъекта учебной деятельности, так как способствует развитию важнейших психических новообразований: самоконтроля, самооценки, внутреннего плана действий, делает ученика активным и заинтересованным в учении, создает субъект – субъектные отношения в деятельности учащихся [35].
Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к групповым и коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что групповая форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать, и противопоставлять другим формам. Каждая из форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи, и взаимно дополняют друг друга.
При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей младшего школьного возраста происходит рост их субъективной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах.
Таким образом, изучение психолого-педагогической литературы, позволило сформировать определения основных понятий исследования: «познавательный интерес» и «групповая работа».
В начальной школе умения и навыки групповой работы находятся в стадии начального формирования. Поэтому именно от умений педагога во многом зависит успешность организации и эффективность групповой работы как средства формирования познавательного интереса, у младших школьников. Групповая работа также обеспечивает включение мыслительной деятельности каждого ученика. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.
Список литературы и источников
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [с изменениями и дополнениями от 11.01.2023 г.]. ‒ Текст: электронный // СПС «ГАРАНТ
.Р
У». ‒
URL
:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
(дата обращения: 20.11.2022).
Амелина
, М.В.
Разноуровневые
задания на уроках математики при изучении геометрического материала // Начальная школа. - 2010. - №8. - С. 57-59.
Антонова, С. Г. Познавательный интерес как средство познавательного развития дошкольников / С. Г. Антонова, И. В. Меньшова. – Текст: электронный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2021. – № 3 (40). – С. 1-4. – URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6067/ (дата обращения: 10.02.2023).
Бабанский
Ю.К. Педагогика: уч. пособие для студ. пединститутов /
Ю. К.
Бабанский
. –
Москва: Просвещение, 1988.
– Текст: непосредственный.
Бабанский
Ю.Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.:
Эксмо
, 2015. – 448 с.
Бабанский
, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К.
Бабанский
. – Москва: Просвещение, 1985. – 208 с. – текст: непосредственный.
Балканский
, Д.И. Формирование и развитие коммуникативных способностей в групповой изобразительной деятельности // Начальная школа. – 2012. - №4. – С.63–69.
Виноградова, М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников / М.Д. Виноградова, И.Б.
Первин
. - М.:
Эксмо
, 2012. - 448 с.
Глазкова, А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности // Начальная школа. - 2014. - №10. - С. 43–49.
Гончарик, А.В. Влияние групповой формы на формирование и развитие учебной мотивации // Начальная школа. - 2014. - №11. - С. 45-49.
Горнобатова
, Н. Н. Развитие познавательного интереса на уроках математики / Н. Н.
Горнобатова
// Эксперимент и инновации в школе. – 2014. – № 2. – С. 33-42. – Текст: электронный //
Cyberleninka
: научная электронная библиотека. –
URL
: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnogo-interesa-na-urokah-matematiki (дата обращения: 10.02.2023).
Дашевская
Л.П. Организация групповой работы при повторении материала по математике // Начальная школа. – 1990. – №2. – с. 37-41.
Журавлёва, И.Н. Групповые формы работы на уроках математики // Начальная школа. - 2010. - №5. - С. 39-42.
Иванова, С.П. Современное образование и психологическая культура педагога. – Псков: ПГПИ, 2014. – 564 с.
Ивлева, Э.И. Организация взаимопомощи учащихся на уроках математики // Начальная школа. - 2012. - №2. - С. 118-120.
Курятов
, В.М. Как организовать обучение в малых группах. – СПб
.:
Педагогика, 2010. – 201 с.
Мамбетова
, Р. Р. Основы развития познавательного интереса
в младшем школьном возрасте / Р. Р.
Мамбетова
. – Текст: электронный // Молодой ученый. – 2018. – № 20 (206). – С. 71-72. – URL: https://moluch.ru/archive/206/50416/ (дата обращения: 10.02.2023).
Педагогика / под ред. Ю.К.
Бабанского
. – Москва: Просвещение, 1983. – Текст: непосредственный.
Педагогика: учеб
.
п
особие для студентов пединститутов / под ред. Ю. К.
Бабанского
. – Москва: Просвещение, 1983. – 608 с. – Текст: непосредственный.
Перфильева, Н. С. Урок-игра как форма организации познавательной деятельности учащихся / Н. С. Перфильева. – Текст: электронный //
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–
URL
: https://urok.1sept.ru/articles/680838 (дата обращения: 10.02.2023).
Подласый
, И. П. Педагогика / И. П.
Подласый
. – Москва: Высшее образование, 2006. – 540 с. – Текст
: непосредственный.
Познание.
–
Текст: непосредственный //
Педагогический словарь
/
Г. М.
Коджаспирова
, А. Ю.
Коджаспиров
.
– Москва: Академия, 2003. – С. 176.
Попова, А.И. Об организации коллективных занятий / А.И. Попова, И.Г.
Литваинская
// Начальная школа. – 2010. – №8. – С. 38-41
Рубинштейн, С.
Л. О мышлении и путях его исследования / С.
Л.
Рубинштейн. – Москва, 2010. – 412 с. – Текст: непосредственный
.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2000 – 712 с. – Текст: непосредственный.
Сабанин, П. В. Особенности познавательного развития младших школьников с разным уровнем словесно-логического мышления / П. В. Сабанин. – Москва: Академия повышения квалификации и подготовки работников образования, 2015. – 314 с. –
Текст: непосредственный.
Сабанин, П. В. Особенности развития когнитивных процессов
у младших школьников / П. В. Сабанин. – Москва: Академия повышения квалификации и подготовки работников образования, 2015. – 96 с.
– Текст: непосредственный.
Селевко
, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К.
Селевко
. – Москва: Народное образование, 1998. –
256 с.
–
Т
екст: непосредственный.
Урзаева
, Л.Я. Формирование коммуникативных навыков в процессе групповой работы на уроках математики в начальной школе // Инновации в образовании - путь к профессионализму будущего педагога. - М.:
Эксмо
, 2014. - 171 с.
Хабиб
, Р.А. Организация коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике // О совершенствовании методов обучения математике. – М.: Просвещение, 2013. – 126 с.
Цукерман
, Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 2013. – 268с.
Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.
Шабалина, З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников // Начальная школа. – 2010. – №1. - С. 81-85.
Щетинин, М. П. Объять
необъятное
: записки педагога / М. П. Щетинин.
–
Москва: Педагогика, 1986. – 171 с.
– Текст: непосредственный.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. – Москва: Просвещение, 1979. – 160 с. – Текст: непосредственный.
Щукина Г. И. Эксперимент как метод изучения познавательных интересов школьников / Г. И. Щукина. – Текст: непосредственный // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: сб. науч. тр. –
Вып
. 1. – Ленинград: Издательство ЛГПИ, 1975. – С. 132-142.
Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Г. И. Щукина. – Москва: Просвещение, 1984. – 176 с. – Текст: непосредственный.
Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г. И. Щукина. – Москва: Педагогика, 1988. – 208 с. – Текст: непосредственный.
Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – Москва: Педагогика, 1998. – 208 с. – Текст: непосредственный.
Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – Москва: Педагогика, 1971. – 352 с. – Текст: непосредственный.
Щуркова
, Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 224 с.