1. Введение;
2.Пояснительная записка;
3. Актуальность;
4. Цель познавательно - исследовательской деятельности в детском саду;
5. Основные характеристики детского экспериментирования;
6. Прследовательность детского экспериментирования;
7. Особенности организации работы с воспитанниками по детскому экспериментированию;
8. Развивающая предметно-пространственная среда по детскому экспериментированию;
9. Приемы активации познавательной деятельности детей;
10. Основное содержание исследований.
Участие в семинаре
Организация познавательно-исследовательской деятельности в старшей разновозрастной группе ДОУ
СОДЕРЖАНИЕ
В
ведение.
Пояснительная
записка.
Актуальность.
Цель познавательно-исследовательской деятельности
в детском саду.
Основные
характеристики
детского
экспериментирования.
Последовательность
детского
экспериментирования.
Особенности
организации
работы
с
воспитанниками по экспериментированию.
Развивающая
предметно
-
пространственная
среда
для
экспериментирования.
Приемы
активизации
познавательной
деятельности
детей
Основное
содержание
исследований.
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
это
активность
ребенка,
направленная
на
постижение
устройства
вещей,
связей между явлени
ями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются
надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.
Пояснительная
записка
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Опытно – экспериментальная деятельность, позволяет выработать определенный алгоритм исследовательских действий, выдвигать предположения и делать выводы.
Актуальность
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
Дети получают реальные представления о различных сто
ронах изучаемого объекта,
о
его
взаимоотношениях
с
другими
объектами
и
со
средой
обитания.
Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы,
так
как
постоянно
возникает
необходимость
совершать
операции анализа и синтеза, сравнения и
классификации, обобщения.
Развивается
речь
ребенка,
так
как
ему
необходимо
давать
ответ
об
увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Происходит
накопление
фонда
умственных
приемов
и
операций,
которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Одним из условий решения задач по экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни.
Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему
средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Основные методы работы с детьми:
экспериментальная
деятельность
решение
проблемных
ситуаций
Цель
познавательно-исследовательской
деятельности в детском саду:
Развивать
интерес
к
изучаемой
теме,
играм
развивающей
направленности, познавательную активность.
Повышать
уровень
знаний
и
умений
у
педагогов
в
методике
проведения
опытов и экспериментов с дошкольниками.
Формировать
познавательную
активность,
любознательность,
стремление
к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности:
Закреплять
умение
планировать
последовательность
действий, об
еспечивающих достижение цели.
Формировать
предпосылки
поисковой
деятельности,
интеллектуальной
инициативы.
Развивать
умения
определять
возможные
методы
решения
проблемы
с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Расширять
умения
применять
данные
методы
,
способствующие
решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Поддерживать
желание
пользоваться
специальной
терминологией,
ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской
деятельности.
Содействовать
способности
выдвигать
гипотезы
и
самостоятельно
формулировать выводы.
Воспитывать
умение
взаимодействовать
друг
с
другом
в
процессе совместной деятельности, к
ультуру поведения, интерес к книге.
Формы развития познавательно-исследовательской деятельности:
экспериментирование;
исследование;
коллекционирование;
проектирование.
Основные
характеристики
детского
экспериментирования:
Детское
экспериментирование
—
особая
форма
поисковой
деятельности,
в которой наиболее ярко выражены процессы:
целеобразования
, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
Формы
экспериментирования
(познавательная
и
продуктивная).
В
детском экспериментировании
наиб
олее
мощно
проявляется
собственная
активность детей, направленная на получение: новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).
Детское
экспериментирование
—
стержень
любого
процесса
детского
творчества.
Деятельность
экспериментирования
пронизывает
все
сферы
детской
жизни,
все виды деятельности, в том числе и игровую.
Последовательность
детского
экспериментирования:
Постановка
исследовательской
задачи
(при
педагогической
поддержке
в
раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном
возрасте).
Прогнозирование
результата
(старший
дошкольный
возраст).
Уточнение
правил
безопасности
жизнедеятельности
в
ходе
осуществления
экспериментирования.
Распределение
воспитанников
на
подгруппы,
выбор
ведущих,
капитанов (старший возраст).
Выполнение
эксперимента
(под
руководством
взрослого).
Наблюдение
результатов
эксперимента.
Фиксирование
результатов
эксперимента.
Формулировка
выводов.
Особенности
организации
работы
с
воспитанниками по экспериментированию.
При правильной организации работы у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами:
«Давайте сделаем так...», «Давайте посмотрим, что будет, если...» Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы.
У детей возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов.
Например: «Ребята, сегодня мы с вами посеяли семена, из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через 10 дней?» Каждый рисует рисунок, в котором отражает свои представления. Через 10 дней, сверяя рисунки и реальные растения, устанавливают, кто из ребят оказался наиболее близок к истине.
При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.
Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание и пр.).
Поддерживаемые доброжелательным интересом со стороны взрослого, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности (по
крайней мере, по сравнению со взрослым) пока невелика. Без поддержки со стороны педагога — хотя бы молчаливой — речь детей постоянно прерывается паузами.
Дошкольникам старшего возраста становятся доступными и двух- и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос
«Почему?». И сами они в этом возрасте становятся почемучками: подавляющее большинство вопросов начинается с этого слова. Появление вопросов такого типа свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления.
Воспитатель своими вопросами стимулирует этот процесс. Например, спрашивая, почему на нашем игровом участке не растет трава, он может получить довольно длинную логическую цепочку: «Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой (первое звено), значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями (второе звено)», или: «Почему наша астра цветет зимой?» — «Мы выкопали ее из земли, принесли в комнату, насыпали в ящик хорошую почву, поставили в теплое место, все время поливаем. У нее есть все условия, чтобы ей хорошо себя чувствовать». Здесь мы пронаблюдали шесть звеньев логической цепочки.
В старшемвозрасте начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)
Развивающая
предметно-пространственная
среда
для
экспериментирования.
Для оборудования мини-лаборатории учитываются следующие требования:
безопасность
для
жизни
и
здоровья
детей;
место
для
проведения
опытов;
место
для
оборудования
(лупы,
зеркала,
магниты,
песочные
часы,
наждачная бумага, фольга, пипетки,
стаканчинки
, воронки, бутылочки, формочк
и, сито и т.д.);
место
для
выставки,
альбомов
и
дневников
наблюдения;
место
для
хранения
неструктурированных
материалов
(стол
«песок-вода», опилки, листья, пенопласт и т.д.);
достаточность
(различные
экспонаты,
редкие
предметы,
камни,
кристаллы);
доступность
расположения.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
В качестве основных развивающихся функций познавательно - исследовательской деятельности могут быть обозначены следующие:
Развитие
познавательной
инициативы
ребенка
(любознательности);
Освоение
ребенком
основополагающих
культурных
форм
упорядочения опыта:
причинно
– следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
Перевод
ребенка
от
систематизации
опыта
на
уровне
практического
действия к уровню символического действия (систематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
Развитие
восприятия,
мышления,
речи
(словесного
анализа-
рассуждения)
в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную
и
временную
перспективу
(освоение
представлений
о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических
представлений).
Приемы
активизации
познавательной
деятельности
детей.
В требованиях ФГОС ДО к осуществлению образовательных, воспитательных задач в дошкольном возрасте обращено должное внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности детей.
Познавательная активность является качественной характеристикой процесса познания в ходе естественного пути освоение ребенком окружающего его мира, объектов природы, людей и т. д. Проявление ребенком познавательной активности выражено в сосредоточенности, целенаправленности действий и мыслей, личных инициативных проявлениях (стремление по- своему сравнивать, высказывать, осуществлять поиск).
Активность выражена в степени самостоятельности в выборе ребенком видов деятельности, в участии в организации игры, стремлении к общению, в формулировке высказывания, отношения к событию и так далее.
Используются разнообразные приемы повышения активности ребенка в познавательно - исследовательской деятельности:
Обеспечивается
интерес
к
предстоящей
деятельности
через
мотивацию, образность, эмоциональность. Значимость и необходимость участия каждого в деятельности;
Стимулируется
исследовательское поведение ребенка в
ходе поиска
способа выполнения («как?» «что узнаешь при этом?»);
Помогает
составлять
алгоритм,
уточнять
правила
и
ограничения
(схемы, знаки, чертежи);
Используются
приемы
развития
творческого
воображения.
Накопления ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (труд, коммуникация, социализация).
Основное
содержание
исследований,
производим
ых
воспитанниками, предполагает формирование у них представлений:
Дети
получают
реальные
представления
о
различных
сторонах
изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; о материалах(песок, глина, бумага, ткань, дерево, масло подсолнечное, воздушные шары, свеча), о природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды;теплота, звук, вес, притяжение), о мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений
- гороха, бобов, семян цветов), о предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
Развивается
память,
активизируются
мыслительные
процессы,
так
как
постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
Развивается речь,
ведь дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном,
формулировать
обнаруженные
закономерности
и
выводы.