Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.
Организация проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников.
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!
В. А. Сухомлинский
Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. И то, что он постепенно теряет запас доброты, внимательности виноваты мы, взрослые. Моя задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых. Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, и «братьям нашим меньшим» – животным, относиться к другому, как к самому себе, понимать и разделять огорчения и радости другого.
Опыт работы показывает, что некоторые дети не проявляют сочувствия, обижают слабых, смеются над несчастными. Что это? Детское недомыслие или уже испорченность? Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим «я», «хочу» ради «мы». Проявить готовность, разделить невзгоды и радости других людей. И то, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости – не может не сказаться на дальнейшем становлении личности.
В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
В последнее время очень остро стоит вопрос экологии. На протяжении веков люди брали у неё всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно помочь ей, как другу, попавшему в беду.
Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.
Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей. В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры.
Авторы примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова и др. считают, что «только в том случае, когда педагог методично и целенаправленно использует в работе принцип интеграции образовательных областей, развитие дошкольников будет полным и разносторонним».
Понятие интеграции относится к общенаучным и заимствовано педагогической наукой из философии, где интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние связанности, взаимопроникновения отдельных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
В настоящее время перед ДОУ поставлена задача – предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции. К таким формам она относит совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно ролевые игры. Однако, все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает их интеграцию.
На наш взгляд, наиболее интересной для детей, способной объединить сразу несколько образовательных областей и видов деятельности вообще, является проектная деятельность.
Анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии дошкольников в планировании всех этапов реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта. На протяжении десятилетий метод проектов не был востребован, его «второе рождение» в начале 90-х годов XX века произошло достаточно стихийно, преимущественно в учебном процессе и еще не получило должного теоретического обоснования, методической разработки. Вместе с тем, очевидно, что он обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению результативности экологической воспитанности детей.
Однако, как показывает практика, большинство педагогов, осознавая актуальность экологических проблем, не владеют технологиями экологического воспитания, в частности используют очень редко или не применяют вообще проектную деятельность в экологическом воспитании дошкольников.
Таким образом, актуальность организации проектной деятельности в ДОУ обусловлена: - важной ролью проектной деятельности в повышении уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста; - недостаточной изученностью условий организации проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников.
В условиях детского сада о деятельности воспитанников можно говорить в том случае, если у них осуществляются процессы, направленные на активное отношение к тому, что говорит и показывает воспитатель. В том же плане можно говорить и о деятельности педагога, если он осуществляет активное отношение к воспитанникам.
Важнейшим свойством деятельности является ее предметность. При ознакомлении с окружающей природой, предметом деятельности детей являются объекты живой и неживой природы (растения, животные, вода, воздух и др.), либо непосредственно воспринимаемые, либо отраженные в понятиях и представлениях. Деятельность с такими объектами осуществляется субъектом деятельности (детьми). Предметом деятельности педагога являются дети.
Сегодня в стране происходит возрождение метода проектов. Проектную форму обучения широко используют в работе детских садов, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной форме уже не отрицают систематического освоения знаний, такая деятельность включается в содержание проекта.
Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует детей на создание образовательного продукта, а на не простое изучение определенной темы. Дошкольники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача - получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему. Образовательный проект - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени - от одного занятия до нескольких месяцев.
Дошкольный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Включение дошкольников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Конечно, дошкольный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать детей в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаѐтся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
При организации проектной деятельности в детском саду необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности детей. Включать дошкольников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с младшей группы. Вначале - доступные творческие задания, а уже в старшей и подготовительной группе дети с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
В проектной деятельности выделяются следующие этапы:
1этап. Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.
2этап. Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.
3этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.
4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.
В старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и, если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание — это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов 20 века. Его базовой 5 основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно- следственные связи учреждений» (раздел «Развитие экологической культуры детей»). Этот документ впервые закрепил
В предметном окружении ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными и т.д. это естественный процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых.
Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей природе, которое строится на базе экологического сознания. Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации воспитательно - образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Они сводятся к следующему:
1. Создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания.
2. Создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания.
3. Систематическое повышение квалификации педагогического персонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей.
4. Осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование.
5. Выявление уровня экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами и людьми.
6. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
7. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе.
8. Воспитывать любовь к животному и растительному миру и формировать навыки заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.
9. Формировать у детей экологические знания и ответственное отношение к природе.
10. Информировать дошкольников об экологической ситуации в городе, области, мире и о влиянии ее на здоровье людей.
11. Расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений дошкольников.
12. Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.
Эффект решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их применения. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире.
Условия, необходимые для экологического воспитания:
1. Создание в группе уголка живой и неживой природы и экологического кабинета.
2. На территории дошкольного учреждения создание внешних природных зон - (сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая»).
3. Взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием.
4. Организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.
Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию самые разнообразные: это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео- и аудиозаписи. Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Чаще всего в ДОУ используются следующие виды проектов: творческие, информационные, коммуникативные, ролевые, исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам. По продолжительности проекты могут быть: краткосрочными (одно или несколько занятий «Моя семья»), средней продолжительности и долгосрочные («Как рос огурец» — несколько месяцев).
Перед тем как приступить к работе над проектом воспитателю предстоит ответить на следующие вопросы: - Какие умения и навыки приобретут воспитанники в процессе деятельности? - Какой вид проекта будет реализован (творческий, информационный)? - Какие знания должны иметь воспитанники до и после его выполнения? - Каким образом будет организовано взаимодействие детей в процессе деятельности? - Что станет продуктом группового проекта воспитанников? - Какое оборудование потребуется для его реализации? - Каким образом возможно привлечение других специалистов ДОУ или родителей (социальное партнерство)?
Далее необходимо составить план работы по подготовке проекта, который включает в себя следующие положения:
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта
. 5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельно выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие
. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребѐнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2) развитие познавательных способностей;
3) развитие творческого воображения;
4) развитие творческого мышления;
5) развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В старшем дошкольном возрасте – это:
•формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Определение уровня экологической воспитанности детей создает завершенность педагогической технологии - истинному педагогу всегда хочется увидеть результат воспитательного процесса, доказательство значимости его систематических усилий. Между тем диагностика - трудоемкое и ответственное дело, которое должны выполнять профессионалы с полным пониманием того, каких результатов можно ожидать, как они помогут скорректировать дальнейшую педагогическую работу. Совершенно неоправданно существующее в настоящее время стремление управленческих структур в образовании, во что бы то ни стало иметь ежегодные результаты диагностики всех детей, по всем параметрам и из всех ДОУ.
Диагностика - деликатное дело, она определяет уровень развития ребенка, его реальное продвижение в формировании физических, психических и личностных новообразований. Развитие применительно к человеку - понятие психологическое, оно обозначает скачок (по аналогии с развитием в живой природе), поэтому процессом его определения должны заниматься психологи. Неправильно или неумело проведенная диагностика приносит больше вреда, чем пользы: отнимает много времени у воспитателей, создает ложное представление об успехах (или, наоборот, о провалах), создает прецедент «навешивания ярлыков» на детей («глупый», «профессор» и др.), что в дальнейшем мешает им в развитии, так как у них образуются комплексы неполноценности, завышенные или заниженные самооценки.
Процедура диагностики в экологическом образовании еще недостаточно исследована, так как само это направление - относительно новое в образовании. В настоящее время, когда существуют различные программы и ДОУ предоставляется возможность выбирать их, не может быть единого способа проверки детей. Диагностика создается под программу, потому что ее назначение состоит в том, чтобы определить эффективность программы с точки зрения ее влияния на развитие детей Итак, экологическая воспитанность старшего дошкольника является результатом освоения им в ходе экологического воспитания доступного содержания экологической культуры. Экологическая воспитанность выражается в гуманноценностном отношении ребенка к природе как качественном преобразовании освоенных им экологических представлений, умений осуществления деятельности в природе, отношения к ней. Формирование экологической воспитанности детей обеспечивается комплексом педагогических условий: программой, включающей доступное для дошкольников содержание экологической культуры, и направленной на взаимосвязанное развитие всех компонентов, составляющих структуру экологической воспитанности; педагогической технологией, обеспечивающей единство формирования у детей экологических представлений, умений деятельности в природе, опыта ценностного отношения к ней и постепенное нарастание проявлений экологической воспитанности дошкольников; экологопедагогической готовностью воспитателя к работе; конструированием экологически развивающей среды, стимулирующей разнообразную деятельность детей с объектами природы. Наличие позитивной динамики в развитии ценностного отношения детей к природе, характеризующейся нарастанием его гуманистической направленности, осознанности, устойчивости, самостоятельности является критерием эффективности созданных педагогических условий формирования экологической воспитанности старших дошкольников.
Выводы
1.Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Чаще всего в ДОУ используются следующие виды проектов: творческие, информационные, коммуникативные, ролевые, исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам.
2. Определение уровня экологической воспитанности детей создает завершенность педагогической технологии — истинному педагогу всегда хочется увидеть результат воспитательного процесса, доказательство значимости его систематических усилий. Экологическая воспитанность старшего дошкольника является результатом освоения им в ходе экологического воспитания доступного содержания экологической культуры. Экологическая воспитанность выражается в гуманно -ценностном отношении ребенка к природе как качественном преобразовании освоенных им экологических представлений, умений осуществления деятельности в природе, отношения к ней.
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Проекты в детском саду могут быть творческие, информационные, коммуникативные, ролевые, исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам.
Проектная деятельность – это интегрированная деятельность, которая включает в себя и чтение художественной литературы, и художественное творчество детей, и получение необходимых научных знаний, отраженных в программном содержании.
Список литературы
1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду. М.: Мозаика Синтез, 2009.
3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. - М.: Айрис-Пресс, 2008.
5.Варенцова Н.С. Опыт творческой проектной деятельности.- М.: Мозаика Синтез, 2009.
6. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2007.
7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТОР, 1996.
8. Журавлѐва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников.- Волгоград: Учитель,2009.
9. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой - М.: Просвещение, 1983.
10. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. – М.: Айрис, 2004.
11. Киселѐва Л.С. Проектный метод деятельности дошкольного учреждения.- М.: Аркти, 2003.
12. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009.
13. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Под ред. Саморуковой П.Г. - М.: Просвещение, 1991.
14. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство - пресс, 2000.
15. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2005.
16. Николаева С. Н., Шишкина В. А. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1998.
17. Суравегина И.Т., Зверев И.Д. Отношение дошкольников к природе.-М.: Педагогика, 1998.
18. Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Цвет природы: пособие для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 2005.