Организация проектной деятельности
В настоящее время использование проектного метода обучения рассматривается как один из способов организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.
В этой связи интересно заглянуть в историю возникновения и поисков разнообразных методов обучения.
Жан Овидий Декроли, создавая «Школу жизни через жизнь» писал: «Я имею целью создать связь между науками, заставить их сойтись в одном центре. Этот центр — ребенок, к которому все сходится и от которого все расходится». Заложенный в системе Ж.-О. Декроли переход в освоении реальности от «Я» - к миру, от простого ближнего окружения ребенка к более широкому (семья-город-страна) определил набор стандартных тем для дошкольников. Образовательный процесс в его системе складывался из триады: практическое наблюдение - ассоциация - конкретное выражение.
Американский ученый Джон Дьюи (1859-1952) разработал и апробировал основы проектного обучения в школе. Педагог и дети идут вместе от проекта к проекту, исследуя окружающую жизнь. Под проектом Д. Дьюи понимал постепенно усложняющиеся практические знания, планируемые и выполняемые детьми. Проект, который исполняют дети, отмечает Д. Дьюи, должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Им был разработан новый дидактический метод - метод проектов.
Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965), который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, включаясь, таким образом, в реальную действительность и овладевал новыми знаниями. У.Х. Киллпатрик выделял 4 вида проектов: созидательный (производительный), потребительский (изготовление предметов потребления), проблемный (преодолевающий проблемные затруднения), проект-упражнение.
Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.
В 20-х гг. «метод проектов» нашел свое отражение и в идеях советских педагогов: Н.К. Крупской, Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Полностью данный метод был запрещен в России в 30-х гг., так как в его использовании были допущены перегибы (полностью подменялась классно-урочная система, не выполнялась программа обучения).
В настоящее время использование проектного метода обучения практиками рассматривается как один из способов организации педагогического процесса в работе с детьми, в том числе с дошкольниками. По словам Л. Свирской, «... под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр».
Проект (в отличие от прежних занятий в традиционной практике) может длиться столько дней, сколько:
• у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;
• взрослым удается поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы и пополнять развивающую среду раскрывающими ее материалами;
• будет сохраняться творческая и методическая готовность взрослых поддерживать проект новыми идеями и ресурсами.
Таким образом, в основе проектного обучения лежат следующие принципы.
1. В центре внимания - ребенок.
2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей смысл для ребенка.
3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.
4. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
«Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционной сетки занятий в детском саду».
С.В. Плахотников делит проекты на детские, когда ребенок выступает полноправным автором, взрослые и детско-взрослые (детско- родительские).
Особенность детско-родительского проекта в том, что в нем принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в работе над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Особенности организации проектной деятельности:
- проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием;
- участники проектной деятельности должны быть мотивированы, и простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;
- проектная деятельность имеет адресный характер, а следовательно, ярко выраженную социальную окраску.
Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой:
- погружение в проект;
- организация деятельности;
- осуществление деятельности;
- презентация результатов.
Алгоритм работы над проектом
1. Создание информационного поля:
• накопление знаний;
• подбор разнообразных наглядных и дидактических материалов;
• изготовление пособий и игр;
• чтение соответствующей литературы;
• мотивация родителей для включения в деятельность (выполнение домашних заданий).
2. Выдвижение идеи детьми:
• введение детей в «нормативную ситуацию» и выдвижение ими идеи;
• совместное обсуждение участников, форм, этапов и результатов проекта;
• формирование рабочих подгрупп.
3. Реализация, идеи:
• выполнение творческих заданий (индивидуальных, подгрупповых, коллективных);
• обсуждение результатов выполнения творческих заданий каждого этапа и планирование дальнейшей реализации проекта для достижения конечной цели (продукта);
• контроль и помощь взрослых (педагогов и родителей) в форме сотрудничества с детьми;
• наглядная фиксация результатов всех участников.
4. Презентация:
• обязательное условие - получение социально значимого продукта проектной деятельности;
• презентация результата проекта в различных формах: спектакль для гостей, альбом, коллаж, выставка творческих работ, поделка, видеофильм и др.
Что дает проектная деятельность участникам образовательного процесса?
Детям
• На основе высокой познавательной мотивации изменяется позиция ребенка: из пассивного участника и потребителя знаний он становится исследователем, открывателем, творцом.
• Развивается самоконтроль, рефлексия, произвольность и другие волевые процессы.
• Формируются нравственные качества личности ребенка: партнерство, принятие позиции другого, взаимопомощь, дружелюбие.
Родителям
• Родители становятся неформальными участниками образовательного процесса.
• Формируется позитивная активная родительская позиция и доверительное отношение к образовательному учреждению.
• На основе родительской рефлексии развивается родительская компетентность.
• Создаются условия для обмена опытом семейного воспитания в неформальной обстановке.
Педагогам
• Педагоги переходят от позиции «Делай как я» к позиции «Делаем вместе с ребенком».
• На основе профессиональной рефлексии повышается уверенность и компетентность педагогов.
• Создаются условия для активного самовыражения и творчества.
Можно выделить следующие индикаторы эффективности использования проектной деятельности:
• в проектной деятельности расширяется социально-познавательное пространство детей;
• развиваются познавательная и творческая активность;
• развиваются общие интеллектуальные способности;
• формируется познавательная мотивация.
Литература:
1. Свирская Л..B. Методика ведения педагогических наблюдении. Образовательные проекты. М.: Линка-Пресс, 2010. С. 27.