В различных формах профилактики девиантного поведения могут использоваться схожие средства и методы.
Деятельность специалистов по профилактике должна преследовать цель выявления и устранения факторов, вызывающих противоправное поведение подростков, поиск наиболее эффективных путей их преодоления.
Существуют различные формы профилактики девиантного поведения подростков.
Первая форма – это создание социокультурной среды.
Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные фильмы – все это должно иметь качественно иной духовно-нравственный уровень.
Вторая форма - профилактики девиантного поведения подростков – это информирование. Это направление воспитательно-профилактической работы с девиантными подростками проводится в форме лекций, бесед, распространения литературы или телефильмов. Для этого используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии алкоголя и наркотиков на здоровье подростков. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются о негативные последствия употребления алкоголя и наркотиков или описываются драматические судьбы подростков девиантного поведения, их личностная деградация.
Третья форма – это организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Предполагается, что подростки используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активной деятельности личности признаны: познание – путешествия, туризм; испытание себя – физическая культура, спорт, походы и экскурсии в горы; общение и досуг, физкультурно-спортивная и благотворительная деятельность.
Четвертая форма – это организация здорового образа жизни. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, оптимальные физические нагрузки, соблюдение режима сна, труда и отдыха, общение с природой, соблюдение правил поведения, исключение излишеств. Технологии воспитания культуры здоровья, позволяющие воспитывать у подростков культуру здоровья, личностные качества, способствующие его сохранению и укреплению, формируют мотивации на ведение здорового образа жизни, ответственность за собственное здоровье, здоровье окружающих людей.
Пятая форма – это минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного девиантного поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, алкоголь и наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.
Шестая форма – это активизация личностных ресурсов. Занятия подростков физической культурой, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста – все это активизирует личностные ресурсы, обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Девиантное поведение-любое поведение, отклоняющееся от нормы.
Деструктивное поведение-направлено на разрушение норм и правил, причинение вреда себе или окружающим.
Основные направления системы профилактики в школе:
1.Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями;
2.Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса.
3.Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение.
4.Обучение детей навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со сложными состояниями сознания, преодолевать горечь утраты и т.п.) (Было проведено мероприятие в рамках месячника в страших классах, я провела мероприятие с 5а и 6а классами по теме Конфликты и пути их разрешения).
5.Организация допрофессиональной подготовки подростков, что предполагает поддержку личности и семьи ребёнка в создании нормальных условий взаимодействия с социальным окружением, подготовку подростка к жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение и овладении средствами и навыками трудовой деятельности;
6.Составление социального паспорта школы.
В различных формах профилактики девиантного поведения могут использоваться схожие средства и методы.
Деятельность специалистов по профилактике должна преследовать цель выявления и устранения факторов, вызывающих противоправное поведение подростков, поиск наиболее эффективных путей их преодоления.
Существуют различные формы профилактики девиантного поведения подростков.
Первая форма– это создание социокультурной среды.
Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные фильмы – все это должно иметь качественно иной духовно-нравственный уровень.
Вторая форма- профилактики девиантного поведения подростков – это информирование. Это направление воспитательно-профилактической работы с девиантными подростками проводится в форме лекций, бесед, распространения литературы или телефильмов. Для этого используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии алкоголя и наркотиков на здоровье подростков. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются о негативные последствия употребления алкоголя и наркотиков или описываются драматические судьбы подростков девиантного поведения, их личностная деградация.
Третья форма– это организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Предполагается, что подростки используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активной деятельности личности признаны: познание – путешествия, туризм; испытание себя – физическая культура, спорт, походы и экскурсии в горы; общение и досуг, физкультурно-спортивная и благотворительная деятельность.
Четвертая форма– это организация здорового образа жизни. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, оптимальные физические нагрузки, соблюдение режима сна, труда и отдыха, общение с природой, соблюдение правил поведения, исключение излишеств. Технологии воспитания культуры здоровья, позволяющие воспитывать у подростков культуру здоровья, личностные качества, способствующие его сохранению и укреплению, формируют мотивации на ведение здорового образа жизни, ответственность за собственное здоровье, здоровье окружающих людей.
Пятая форма– это минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного девиантного поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, алкоголь и наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.
Шестая форма– это активизация личностных ресурсов. Занятия подростков физической культурой, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста – все это активизирует личностные ресурсы, обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.