Статья об организации внутреннего мониторинга
метапредметных результатов обучения в школе. От того, насколько грамотно организована система внутреннего мониторинга в образовательной организации, зависит результативность работы всего коллектива в целом. Одно из направлений ВСКО – мониторинг матапредметных результатов обучения.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (далее - УУД). Мониторинг метапредметных результатов предполагает оценку таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Организация внутреннего мониторинга
метапредметных результатов обучения в школе
МБОУ СОШ №1 имени 50-летия «Красноярскгэсстрой»
г.Саяногорска
Анашкина Татьяна Владимировна
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образовательная организация должна выстроить систему оценки достижения планируемых результатов (пункт 18.1.3.), которая обеспечит «комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования; обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся». [1] При этом школа вправе самостоятельно выбирать методики и программы внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСКО).
От того, насколько грамотно организована система внутреннего мониторинга в образовательной организации, зависит результативность работы всего коллектива в целом. Одно из направлений ВСКО – мониторинг матапредметных результатов обучения.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (далее - УУД). Мониторинг метапредметных результатов предполагает оценку таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность к осуществлению логических операций анализа, сравнения, обобщения, классификации, отнесению к понятиям, установлению аналогий;
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать средства её осуществления;
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы на основе оценки и учёта ошибок, проявлять самостоятельность и инициативу;
- умение осуществлять поиск информации, сбор и выделение главного из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, решать задачи творческого и поискового характера, искать схемы решения учебно-познавательных и практических задач;
- умение сотрудничать со сверстниками и педагогом при решении учебных проблем, принимать ответственность за результаты своих действий.
При оценке метапредметных результатов используются различные процедуры: решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, задания на выявление конкретного вида УУД, контрольные работы по предметам, комплексные работы на метапредметной основе, совместные работы на общий результат.
Инструментарий контроля также различен: тесты, задания, карты достижений, карты наблюдений, карты мониторинга, листы или дневники самооценки и др.
Методы контроля: тестирование, проектирование, наблюдение.
Формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная формы; письменный и устный опрос.
В качестве критериальной основы метапредметных результатов мы предлагаем уровневые шкалы успешности, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни достижения метапредметных результатов
Уровень
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
0 уровень: обучающийся не понимает УУД
Обучающийся не умеет планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность
Обучающийся не способен принимать и сохранять учебную цель и задачи, не умеет осуществлять информационный поиск, не способен проявлять инициативу и самостоятельность в обучении
Обучающийся не умеет сотрудничать с педагогом и сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении проблемы
1 уровень:
обучающийся понимает и принимает УУД
Обучающийся умеет планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Обучающийся способен принимать и сохранять учебную цель и задачи
Обучающийся умеет сотрудничать с сверстниками ипедагогом при решении учебных проблем
2 уровень: обучающийся понимает УУД и осуществляет руководством учителя
Обучающийся умеет контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок
Обучающийся способен самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умеет осуществлять поиск информации, собирать и выделять главное из различных источников
Обучающийся умеет слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы
3 уровень: обучающийся осуществляет УУД самостоятельно
Обучающийся имеет навык саморегуляции
Обучающийся способен проявлять самостоятельность и инициативу в обучении; умеет использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения практических и учебно-познавательных задач
Обучающийся умеет интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умеет выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую;
владеет диалогической и монологической формами речи
Осуществление мониторинга метапредметных результатов проводится администрацией образовательной организации, учителями-предметниками, психологом на основе годового плана. Каждому отведена определённая роль. По итогам проведения составляются сводные таблицы, корректируется действия каждого.
Например, при организации внутреннего мониторинга метапредметных результатов по русскому языку и литературе в 5-9 классах мы пользуемся различными процедурами. Во-первых, это специально разработанные комплексные работы. Их цель – оценка способности обучающихся работать с информацией, представленной в различном виде и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.
В каждом задании комплексной работы обучающимся предлагается ситуация, которая представлена в разной форме в одном или нескольких текстах с привлечением рисунков, диаграмм, таблиц, схем и др. Обычно заданий от двух до четырёх, к каждому по 5-6 вопросов. Хорошим ориентиром в разработке данного вида заданий могут быть варианты Международного дистанционного конкурса-исследования читательской грамотности «Почитай-ка».
Во-вторых, это контрольные работы, включающие разные по типу задания: на установление последовательности и соответствия; с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным кратким ответом; со свободным развернутым ответом. Цель контрольных работ – проверка знаний по теме, умения создавать собственные тексты, способности к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения и др. Ориентиром в данном виде заданий для нас являются контрольно-измерительные материалы (КИМы) для 5-9 классов, составленные Н.В.Егоровой. Все задания аналогичны материалам ЕГЭ, составляются в соответствии с Программой по русскому языку и учитывают возрастные особенности учащихся. Тематические тесты содержат 12 вопросов и заданий, которые разделены на три уровня сложности. Количественное распределение следующее:
Уровень А (базовый) – 7 вопросов. К каждому вопросу даются 4 варианта ответа, один из которых верный.
Уровень В (более сложный) – 2 вопроса и 2 задания. К каждому вопросу даются 4 варианта ответа, 2-3 из которых верные. Каждое задание требует краткого ответа в виде сочетания букв или цифр, одного или двух слов.
Уровень С (повышенной сложности – 1 вопрос, требующий написания развёрнутого ответа (сочинение-рассуждение).
В-третьих, включение в урок задач творческого и поискового характера. Их анализ также даёт информацию об уровне сформированности учебных действий. Например, для мониторинга регулятивных УУД в 5 классе предлагаются задания, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Типовые задания на формирование регулятивных УУД
Учебные действия
Типовые задания
Целеполагание
Ответь на вопрос: «Для чего необходимо знать (уметь)?»
Прогнозирование
Ответь на вопрос: «Какие трудности могут возникнуть и почему?», «Как думаешь, какой результат может получиться?»
Планирование
Ответь на вопрос «Что и как нужно было сделать, чтобы получился искомый результат?»
Осуществление учебных действий
«Найди лишнее…», «Подбери примеры…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…», «Напиши по памяти…», «Заполни таблицу…»
Контроль и самоконтроль
Ответь на вопрос: «Прав ли…? Докажи», «Проверьте задание друг у друга», «Проверьте по образцу», «Проверь по словарю…».
Коррекция
«Установи правильный порядок предложений в тексте»
Оценка
Продолжи фразу: «Мне понравилось…», «Мне показалось важным…», «Я хочу похвалить … за то…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…»
Учителями русского языка и литературы разработаны Карты достижений и 2 раза в год проводится диагностика каждого учащегося. В результате проведённого мониторинга можно наглядно увидеть динамику формирования УУД как всего класса в целом, так и каждого обучающегося в отдельности.
Таким образом, внутренний мониторинг метапредметных результатов обучения в школе необходимо проводить в системе, где каждый участник образовательной деятельности знает цель, выполняет чётко определённую роль и действует по плану. Только в этом случае будет достигнут положительный результат.
ЛИТЕРАТУРА
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) http://минобрнауки.рф/documents/938