Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Основные положения музыкального воспитания и развития детей . Работа №301108

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Доклад к педагогическому семинару на тему "Основные положения музыкального воспитания и развития детей" посвящён вопросам развития творческих способностей детей. Музыкальное развитие детей может быть эффективным только тогда, когда ребёнок приобрёл интонационно-образный запас впечатлений, как "собственное слышание", которое неотделимо от переживания и чувствования, и научился эмоционально-осмысленно переживать исполняемую им музыку. Интонационная работа на уроках фортепиано является главной составляющей в формировании музыкальности учащегося. В докладе рассмотрены особенности начального этапа обучения.

Работа:

Е.Ю. Носова 

Преподаватель  

ГБП ОУ «Тверской педагогический колледж»

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ  

И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  

 

Воспитание  и  развитие  молодого  поколения  всегда  являлось  актуальной 

проблемой общества. 

Общество  ставит  перед  педагогами  задачу  воспитания  гармонично 

развитого человека, что может достигаться занятиями музыкой. 

Не  только  школа  обучает,  развивает  и  воспитывает,  но  и  искусство,  в 

частности  музицирование  на  фортепиано  может  стать  важнейшим  звеном  в 
процессе воспитания ребёнка. 

Для  педагога очень  важно,  чтобы  содержание  воспитательного процесса 

стало стержнем и опорой в работе по достижении конечной цели. 

Именно  искусство,  а  в  большей  степени  музыка,  развивает  высокую 

степень восприятия мира, даёт возможность глубокого постижения сути вещей. 
Следует  отметить,  что  музыка  формирует  эмоциональную  сферу  человека, 
совершенствует  его  мышление,  ребёнок  становится  чутким  к  красоте  в 
искусстве и жизни. 

Музыка  превосходит  все  виды  искусства  по  силе  своего  воздействия  и 

выразительности. Главная особенность музыки заключена в ее интонационной 
природе.  

Интонационная выразительность музыкального искусства раскрывает нам 

внутренний  мир  человека,  его  переживания,  чувства,  заложенные 
композитором в музыкальном произведении. 

Музыка,  как  эмоциональная  сила,  психологически  воздействуя  на  нас, 

обогащает чувства, интеллектуальные стороны личности, развивает творческие 
способности, воображение, возвышает человеческий дух. 

Музыкальное  развитие  детей  может  быть  эффективным  только  тогда, 

когда  ребёнок  приобрёл  интонационно-образный  запас  впечатлений,  как 
«собственное слышание», которое неотделимо от переживания и чувствования, 
и научился эмоционально-осмысленно переживать исполняемую им музыку. 

Этот  запас  нужно  использовать  в  работе  и  постоянно  обогащать  его  (за 

счёт разнообразного репертуара, способов  и  методов работы над  ним)  прежде 
всего,  в  сфере  интонационной,  позволяющей  выявлять  выразительные 
возможности,  заложенные  в  музыке,  а  также  анализа  музыкального 
произведения.  Роль  интонирования  и  анализа  произведения  в  музыкальном 
развитии  весьма  велика,  так  как  эти  сферы  обогащают  слышание,  могут 
вызвать  яркое  переживание  и  дают  возможность  понять  и  осмыслить 
музыкальный язык произведения. 

Таким  образом,  интонационная  работа  на  уроках  фортепиано  является 

главной составляющей в формировании музыкальности учащегося. 

Проблема  интонирования,  а  точнее  выразительного  интонирования  на 

фортепиано,  очень  сложная  и  обширная.  Решение  ее  занимает  время  всего 
обучения пианиста, начиная с первых его шагов. 

Процесс обучения в основном делится на два этапа.  
Начальный  этап  обучения,  куда  входят  дети  с  четырех  лет  и  по  второй 

класс  включительно.  На  этом  этапе  обучения  необходимо  выявить  и  развить 
индивидуальные  природные  возможности,  склонности,  музыкальные  данные 
ребенка,  дать  определенные  знания,  выработать  первоначальные  навыки.  Это 
период духовного овладения музыкой («хранить ее в своем уме, носить в своей 
душе и слышать своим слухом»). 

Приступая  к  занятиям  с  учеником  необходимо  учитывать  возрастные 

психологические особенности детей дошкольного возраста. 

Отметим характерные черты этого возраста: 

 

дошкольники 

отличаются 

высокой 

эмоциональностью, 

впечатлительностью, 

подвижностью, 

огромной 

восприимчивостью 

к 

чувственным впечатлениям окружающего мира; 

 

основная черта этого возраста – подражание; 

 

любознательность  –  привлекает  все  новое,  непонятное;  легко 

воспринимают  это  новое,  но  также  быстро  забывают,  поэтому  необходимо 
чаще возвращаться к пройденному для лучшего усвоения; 

 

не способны надолго сосредоточиться на какой-либо проблеме (малый 

объем внимания); его внимание привлекает то, что ярко, интересно, производит 
впечатление; 

 

в  познании  сказывается  слабость  произвольного  поведения,  поэтому 

сосредоточиться на чем-то малопривлекательном ребенку удается с трудом; 

 

осознанность поведения, умение достигать цель только зарождается; 

 

основной и любимый вид деятельности – игра, творческая игра, так у 

ребенка  в  это  время  развивается  творческое  воображение,  учится 
фантазировать;  

 

темп  мышления  медленный,  поэтому  спешка  не  нужна;  новые 

впечатления, знания, деятельность требуют времени, вживания в ограниченную 
емкость детской памяти; 

 

черта  детского  возраста  –  мышление  в  конкретных  образах,  поэтому 

необходимо  показывать  тот  или  иной  предмет,  или  указывать  на  какое-то 
явление, затем  вводить 

словесное  обозначение или  знак 

(наглядность 

необходима  –  графическое  изображение  как  вспомогательный  прием  в  работе 
педагога). 

В

 

психологии  этот  возраст  определяется  как  сензитивный,  то  есть 

восприимчивый  к  приобретению  определенных  психических  способностей. 
Период 

наибольшей 

эмоциональной 

чувствительности, 

высокой 

восприимчивости  и  значительной  изменчивости  ребенка  к  разнообразным 
воздействиям,  восприятие  жизни  становится  более  осмысленным,  появляется 
осмысленность в собственных переживаниях. 

Музыкальные 

способности 

развиваются 

раньше 

всех 

других. 

Исследователями  выделены  определенные  сензитивные  периоды  в  развитии 
музыкальности, которые обусловливаются динамикой созревания центральной 
нервной  системы,  формированием  органов  слуха,  движения,  структуры 
эмоциональной саморегуляции и интеллекта. 

Общая  длительность  периода  музыкальной  сензитивности  определяется 

возрастом  от  2-2,5  до  11-13  лет.  Индивидуальная  вариативность  музыкальной 
сензитивности,  как  полагают,  связана  с  наследственностью,  определяющей 
«скорость  созревания»,  условиями  музыкальной  среды  и  интенсивностью 
музыкального обучения. 

Начальный  этап  обучения  самый  трудный  и  ответственный  в  работе 

педагога.  Целью  данного  этапа  является  создание  фундамента,  на  котором 
будет строиться все дальнейшее развитие ученика. 

Основные задачи начального этапа обучения: развитие слуха (различные 

виды); воспитание чувства ритма; пробуждение интереса к занятиям; освоение 
элементарной  музыкальной  грамоты;  организация  игрового  двигательного 
аппарата;  воспитание  начальных  исполнительских  навыков;  развитие 
творческого начала. 

Направленность  в  работе  по  развитию  выразительного  интонирования 

определяется  следующим  образом:  накопление  элементарных  интонаций 
(слуховой багаж, слуховой опыт); навыки звукоизвлечения (работа над звуком, 
приемы  звукоизвлечения  –  туше,  артикуляция);  навыки  звуковедения 
(интонирование мелодии – работа над кантиленой); активизация музыкального 
слуха и всей эмоционально-слуховой сферы.  

 

Литература: 

1.

 

Алексеев  А.Д.  Методика  обучения  игре  на  фортепиано:  Учебное  пособие 
для музыкальных вузов и училищ. – М.: Музыка, 1978. 

2.

 

Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / В 2 кн. – Л., 1971. 

3.

 

Баренбойм  Л.А.  Путь  к  музицированию:  Исследование.  –  Л.:  Советский 
композитор, 1979. 

4.

 

Красильников  И.  Интонационная  концепция  музыкальности  и  модель 
дополнительного музыкального образования // Искусство в школе. – 2000 -
№1, №2, №4. 

5.

 

Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. – Л., 1979. 

6.

 

Макуренкова Е.П. О педагогике В.В. Листовой. – М.: Музыка, 1991. 

7.

 

Малиновская  А.В.  Фортепиано  –  исполнительское  интонирование: 
Проблемы  художественного  интонирования  на  фортепиано  и  анализ  их 
разработки в методико-теоретической литературе XVI – XX веков: Очерки. 
- М.: Музыка, 1990. 

8.

 

Медушевский  В.П.  О  закономерностях  и  средствах  художественного 
воздействия музыки. – М.: Музыка, 1976. 

9.

 

Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. – М, 1983. 

10.

 

Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. – М.: Знание, 1980. 

11.

 

Савшинский С.И. Пианист и его работа. – Л., 1961. 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×