Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Особенности эмоциональной сферы учащихся коррекционной школы VIII вида". Работа №355083. Номер работы: №355083

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Цель  доклада- выявить особенности состояния эмоциональной сферы учащихся 4коррекционной школы VIII вида.Объектом исследования является эмоциональная сфера умственно отсталых учащихся  класса, особенности проявления эмоциональной сферы учащихся коррекционной школы VIII вида.В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:1. Проанализировать проблему развития эмоциональной сферы умственно отсталых детей в психолого - педагогической литературе.2. Выявить особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталых детей.3. Выявить психокоррекционные условия, способствующие эмоциональному развитию умственно отсталых учащихся.

Работа:

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

на тему:

«Особенности эмоциональной сферы учащихся

коррекционной школы VIII вида»

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Фролова Елена Валерьевна

 

 

 

 

 

 

Эмоции – чувства, переживаемые человеком своего отношения к действительности, к фактам социальной и личной жизни.

Разновидностями эмоций по силе, длительности и обобщенности являются аффекты (сильные, внезапно охватывающие весь организм и бурно протекающие переживания), и настроения (переживания, вызванные первоначально одним объектом и распространяющиеся на все другие объекты более или менее длительно).

По содержанию эмоции разделяются на интеллектуальные, моральные, эстетические, в зависимости от области, в которой они проявляются.

Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. Следует отметить, что эмоциональная сфера у учащихся с ОВЗ достаточна своеобразна.

Негативные изменения в эмоциональной сфере предполагают вторичное недоразвитие некоторых познавательных процессов, провоцируют возникновение у учащихся с ОВЗ таких черт характера как упрямство, вредность, безынициативность, мрачность), неадекватные формы поведения (агрессия, капризность, медлительность, излишняя подвижность и суетливость; преобладание внешне обвиняющих реакций с эмоциями гнева, раздражения в форме активного сопротивления или негативизма; быстрая смена настроений; неадекватное переживание неудач и замечаний – от полного равнодушия и игнорирования до повышенной раздражительности и чувства страха). Неадекватное и неадаптивное поведение детей влечёт за собой вереницу трудностей психического плана (трудности в общении со сверстниками и взрослыми, внутриличностные конфликты, проблемы в семье, слабую успеваемость). Поэтому изучение эмоциональной сферы учащихся с ОВЗ, ее своевременное развитие и коррекция имеют важное значение для педагога.

Проявления эмоций зависят от принадлежности детей к различным клиническим группам.

1 группа – характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. Безразличность к воздействующим на них раздражителям.

2 группа – реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим их причинам, в ряде случаев - неадекватные.

3 группа - не прослеживается грубых нарушений эмоциональной сферы, хотя в отдельных случаях наблюдаются отклонения и не всегда объяснимые поступки.

Однако всем учащимся с ОВЗ свойственны общие проявления нарушений эмоциональной сферы:

- эмоциональная незрелость

- недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств

Конец формы

- ограниченность диапазона переживаний

- крайний характер проявления радости, огорчения, веселья

Чувства детей с ОВЗ долгое время недостаточно дифференцированны. (не такие разграниченные, многовариативные). Их переживания однообразны, неустойчивы, более примитивны, они испытывает только или удовольствие, или неудовольствие.

Такие дети часто бывают, неадекватны воздействиям внешнего мира по своей динамике. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому, у других детей (такие встречаются гораздо чаще) наблюдается чрезмерная сила переживаний, возникающая по малосущественным поводам.

Так, например, незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию. Такой ребенок может понять, что причинивший ему огорчение педагог вовсе не хотел его обидеть, однако доводы рассудка не помогают ему подавить в себе чувство обиды.

Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми. У них слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности.

Проявлением незрелости личности ребенка с ОВЗ является также и большое влияние эгоцентрических (Эгоцентризмэто позиция человека, не признающего существования других точек зрения.)
эмоций на оценочные суждения. Наиболее высоко ребенок оценивает тех, кто ему приятен, кто ближе к нему. Так он оценивает не только людей, но и события окружающей жизни — хорошо то, что приятно.

Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит также к тому, что у учащихся коррекционных школ с опозданием и с трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности и т. д. Формирование высших чувств предполагает слияние чувств и мысли. Своевременная работа педагога и родных, направленная на развитие интеллекта и формирование высших духовных потребностей обеспечивает этим чувствам ведущую роль. Пока не воспитаны духовные чувства, по мере роста ребенка стихийно все большее место занимают элементарные потребности и, следовательно, эмоции.

Основной причиной таких состоянийзучения эмоциональной сферы учащихся с ОВЗ с трудностями поведения) является болезненное переживание чувства собственной неполноценности, осложняемое неблагоприятной средой и другими обстоятельствами. Учащиеся слабо контролируют свои эмоциональные проявления и часто даже не пытаются этого делать.

Наряду с общим недоразвитием эмоциональной жизни у детей с ОВЗ также отмечаются некоторые болезненные проявления чувств, о которых нужно знать и соответственно этому осуществлять квалифицированный психолого-педагогический подход к больному ребенку. Таковы, например, явления раздражительной слабости, заключающиеся в том, что в состоянии утомления или при общем ослаблении организма дети реагируют на все мелочи вспышками раздражения.

У многих детей, наблюдаются дисфории. Дисфориями называются эпизодические расстройства настроения. Они наступают вне связи с реальными обстоятельствами, в отсутствие каких-либо неблагоприятных внешних воздействий. Дисфории у учащихся коррекционных школ проявляются следующим образом. Ученик, который на протяжении длительного времени был спокоен, послушен, добродушно, сердечно относился к товарищам и учителю, вдруг приходит в класс в угнетенном, мрачном состоянии и со злобой реагирует на замечания педагога, на невинные шалости сверстников. Спустя день или два такое расстройство настроения бесследно проходит само по себе. Если педагог, не зная, что у данного ученика наступил приступ дисфории, начнет выяснять причину плохого настроения, а тем более порицать за него, могут появиться слезы или какие-либо неожиданные выходки. Если же педагог понял, что у данного ребенка наступил период дисфории, его лучше всего не расспрашивать.

Иногда расстройства настроения проявляются в виде особого, также ничем не мотивированного повышенного настроения. Такое ничем не мотивированное повышенное настроение носит название эйфории. В отличие от обычной жизнерадостности, которая не мешает очень чутко реагировать на события окружающей жизни, в состоянии не мотивированного повышенного настроения дети становятся нечувствительными к объективной реальности. Они продолжают смеяться, веселиться и т. п. В тех случаях, когда такое состояние принимает выраженный характер, педагог должен с тревогой отнестись к этому болезненному явлению т.к. это может быть признаком начинающегося обострения заболевания.

Предвестником приближающегося заболевания является также и другое нарушение эмоциональной жизни — апатия. Иногда учащиеся вспомогательной школы высказывают мысли и обнаруживают настроения, совершенно не свойственные детскому возрасту: безразличие к жизни, к людям, нежелание двигаться, действовать, утеря всяких детских интересов и привязанностей. Такая апатия должна рассматриваться учителем как признак болезни и заставить его немедленно показать ребенка врачу — психоневрологу.

 

Коррекции эмоциональных состояний учащихся с ОВЗ. (рекомендации)

1. Соблюдение педагогом на уроках принципа психологической комфортности. Создание отношений эмпатии, взаимного доверия и принятия.

2. Создание на уроках, занятиях ситуации успеха (я могу!) для каждого ученика. Такая ситуация формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

3. Оказание помощи учащимся в развитии их положительных эмоций, в формировании оптимистического отношения к миру, к другим людям, к своим возможностям и перспективам (экскурсии, встречи с интересными людьми, проведение тренингов – общения, формирования жизненных навыков, развития толерантности и др.)

4. Использование игровых методов. Игра - это психотерапевтическое средство снятия страхов, разрядки эмоционального напряжения, преодоления негативных переживаний. В игре содержаться все необходимые условия для развития эмоциональной сферы учащихся с нарушением интеллекта.

5. Использование методов арт-терапии. Это естественные и бережные методы исцеления и развития души через художественное творчество. Они способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению – с другой. Снимают накопленное психическое напряжение, помогают успокоиться и сосредоточиться. (виды арттерапии: изотерапия, музыкотерапия, танцетерапия , сказкотерапия, библиотерапия, оригамиигровая терапия почти нет.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×