Все дети любят рисовать. Но в то же время рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков приемов рисования и приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и приемов быстро отворачивает ребенка от рисования, потому что в результате его стараний рисунок получается неправильным, он не соответствует его замыслу.На помощь придут нетрадиционные техники рисования. Они привлекают своей простотой и доступностью, а также раскрывают возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Особенности и значение использования нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительной деятельности в ДОУ.
Все дети любят рисовать. Творчество для них – радостный труд, к которому их не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребят. Но в то же время рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков приемов рисования и приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и приемов быстро отворачивает ребенка от рисования, потому что в результате его стараний рисунок получается неправильным, он не соответствует его замыслу.
На помощь придут нетрадиционные техники рисования. Они привлекают своей простотой и доступностью, а также раскрывают возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок преодолевает страх перед неудачей, в дальнейшем же он будет получать удовольствие от работы с кистью и красками.
Рисование нетрадиционными способами – это увлекательная и завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь нет слова «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать что- то свое.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Существует множество приемов и техник рисования, при помощи которых можно создавать уникальные работы.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
•рисование пальчиками;
•оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
•рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
•тычок жесткой полусухой кистью.
•печать поролоном, пробками;
•отпечатки листьев;
•рисунки из ладошки;
•рисование ватными палочками;
•волшебные веревочки.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
•рисование солью, песком, манкой, мыльными пузырями, мятой бумагой;
•кляксография с трубочкой;
•печать по трафарету;
•пластилинография;
•граттаж.
Каждая из техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Например, в ходе занятий рисованием пальчиками дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения.
На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, но между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Главным является не конечный продукт - рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Таким образом, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционного рисования является актуальной и благоприятно сказывается на развитии творческих способностей детей.
Актуальность использования нетрадиционного рисования в детском саду заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.
Художественное творчество очень важно при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.
Успехов в развитии творческих способностей у ваших детей!