Рекомендации
Инклюзивное обучение на уроках английского языка
В наши дни один из основополагающих принципов при получении образования является принцип приоритета ученика. Актуальным направлением реформы системы образования в России является «инклюзивное образование».
Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Такой подход позволяет назвать «особым» любого ребенка, чем-то отличающегося от принятой нормы. Таким образом, инклюзия призвана обеспечить повышение качества образования, воспитания и социализации всех детей.
Работа в этом направлении говорит о том, что внедрение инклюзивного образования полезно обществу по ряду причин:
Оно помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.
Оно поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.
Оно предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства.
Оно расширяет профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов и методов преподавания.
Хотелось бы остановиться на применении принципов инклюзивного обучения на уроках иностранного языка для детей с ОВЗ.
При реализации инклюзивного обучения на уроках иностранного языка рекомендуется
:
формировать лексические умения в ходе выполнения упражнений (которые обеспечивают запоминание новых слов и выражений и употребление их в речи);
использовать информационно-коммуникационные
технологии
, что позволяет «особенному» ребенку с удовольстви
ем заниматься английским языком
;
создавать благоприятный психологический климат;
использовать здоровье сберегающие технологии, иллюстративный и аудиоматериал, интерактивные элементарные задания на CD;
формировать ситуации успеха просто необходимо на каждом уроке, чтобы ребенок с ОВЗ почувствовал радость от малого, но хорошо выполненного задания.
При организации системы работы с детьми с ОВЗ на уроках иностранного языка необходимо стараться подбирать посильные индивидуальные задания, разрабатывать дополнительный материал, который бы входил в сферу интересов обучающихся, конкретизировать учебные задания с указанием способов работы, предупреждать ошибки детей.
Также индивидуализация – индивидуальный подбор учебного материала и типов заданий и опора на личный опыт учащихся.
Способствует успеху в освоении иностранного языка и совместное с детьми выполнение образцов заданий, предупреждение возможных трудностей в учебной деятельности.
МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА- В буквальном смысле иногда необходимо многократно повторять одну и ту же фразу, разбирать новый материал пока ребенку не станет понятно.
Дозирование информации - Большинству детей с ОВЗ необходимо разделять лексический и грамматический материал на порции
Всегда разрабатывается пошаговый четкий постоянный алгоритм действий:
Ребенок должен знать 1 шаг, 2 шаг, 3 шаг ….
Например,
четкий алгоритм работы с текстом:
1) ознакомительное чтение
2) выделение незнакомых слов
3) работа со словарем, поиск значений незнакомых слов
4) дословный перевод предложений
5) редактирование
6) чтение и самостоятельный перевод без опоры на письменный вариант
ТИПИЗАЦИЯ ФОРМ РАБОТЫ И ВИДОВ ЗАДАНИЙ
Для освоения умственных действий, на первоначальном этапе необходимо многоразовое выполнение однотипных заданий, для запоминания фраз клише, их необходимо проговаривать на каждом уроке
Нужно всегда соблюдать периодичность в повторении материала
Очень важный момент на уроке — это вербализация материала. Любой осваиваемый материал на уроке обязательно должен быть проговорен самим учеником, это помогает задействовать слуховую память и поселить учебный материал в сферу сознания.
Обязательное использование физкульт. минуток.
Разнообразие упражнений и игр, применение ИКТ, СD дисков с игровыми программами на уроке английского языка помогает ребенку легче и быстрее запомнить изучаемый материал, а это ведет к расширению лингвистического кругозора: помогает освоить элементарные лингвистические представления, доступные и необходимые для овладения устной и письменной речью на английском языке.
Всё это благоприятно влияет на процесс обучения таких детей, и у них не возникает ощущения того, что его усилия напрасны.
Таким образом, реализуется основная задача инклюзивного образования – социализация детей с ОВЗ.
Работа по организации инклюзивного обучения только начинается. На сегодняшний день существует ряд проблем, связанных с широким внедрением инклюзии не только в процесс обучения иностранным языкам, но и в образовательный процесс в целом.
Инклюзивное обучение предоставляет таким детям возможность освоить хотя бы элементарный уровень владения иностранным языком, что в свою очередь даст шанс социализироваться в современном обществе, снизить количество социально неадаптированных, «выпавших» из образовательной структуры детей и подростков.
Знание иностранного языка даже на элементарном уровне помогает таким детям социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в общении со сверстниками.