Выступление на методическом объединении учителей естественно- математического цикла в ОСШ № 96 учителя математики Буруруевой Т.В. по работе над методической темой «Особенности подготовки к ЕГЭ по математике учащихся с низкВыступление на методическом объединении учителей естественно- математического цикла в ОСШ № 96 учителя математики Буруруевой Т.В. по работе над методической темой «Особенности подготовки к ЕГЭ по математике учащихся с низкими учебными возможностями» 2022-2023ими учебными возможностями» 2022-2023
Выступление на методическом объединении учителей естественно- математического цикла в ОСШ № 96 учителя математики Буруруевой Т.В. по работе над методической темой «Особенности подготовки к ЕГЭ по математике учащихся с низкими учебными возможностями» 2022-2023
ЕГЭ – уже не новая форма проверки знаний ученика. Проверяя эти знания, мы довольно часто приходим к неутешительным результатам. Эти результаты не радуют чаще всего не только учителя, но и самого ученика. И это бывает потому, что ученик не владеет знаниями даже на базовом уровне. При этом очень часто оказывается, что в 10-й класс приходят дети, закончившие основную школу с трудом, т.к. имеют низкие учебные возможности вообще и по математике в частности. Или это могут быть дети, которые решили, что можно праздно провести еще 2 года в школе, после чего легко получить аттестат, как это произошло в 9-м классе. Но в этом они сильно заблуждаются. Ни одному из них уже не удастся просто отсидеться. Надо учиться, чтобы наверстать упущенное ранее. Значит учить и научить надо так, чтобы, каждый сдал экзамен. Задача учителя – научить всех сидящих перед ним учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа для каждого учителя, работающего в выпускном классе.
Работу по подготовке к ЕГЭ следует начинать с выяснения того, какую цель ставит перед собой сам ученик, к чему он будет стремиться и каких результатов на экзамене собирается достичь: или ему нужно только получить аттестат, или хороший балл для поступления в ВУЗ, а так же с систематизации и обобщения теоретического материала. При этом от слабого ученика мы требуем выучить необходимый минимум теоретических знаний, определенных программой и стандартом математического образования. Почему мы говорим только об этой категории учащихся? Потому, что это не менее трудоёмкая работа, чем подготовить к сдаче ЕГЭ хорошо успевающего ученика.
Почему ученик слабый? Чаще всего не потому, что он такой от природы, а нередко он становится таковым от того, что дома работает слишком мало или вообще ничего не делает.
Мы таких детей чаще ругаем, критикуем, что разумеется, правильно, однако забывая при этом, что леность ученика рождается не на пустом месте. Низкие учебные возможности любого человека имеют свои причины и являются не только виной, но и бедой ребенка. Бедой, в которой ему часто нужно помочь. Учитель, который готов заниматься этой работой, должен хорошо представлять весь ее предстоящий объем.
Необходимо установить причины низких учебных возможностей конкретного ребенка.
Это могут быть:
усталость: многие замыслы ученика были бы осуществлены и начинания завершены, если бы не усталость и нехватка сил, преследующие его постоянно;
отсутствие смысла работы: смысла чего-либо добиваться, к чему-то стремиться и доводить до конца;
отсутствие умения работать: это, в первую очередь, интеллектуальных, что не дает возможности ученику нормально учиться;
непосильность работы: многие учебные задания трудны для ученика из-за несоответствия его возрастным и психологически
м особенностям;
проявление страхов: он боится низкой оценки результатов своей работы другим
и или собственной низкой оценки
;
отсутствие уверенности в себе: во всем, за что ни берется, ребенок, он предвидит неудачу, на всяком пути препятствия кажутся ему неодолимыми, поэтому он легк
о отступает, сходит с дистанции.
Преподавателю нужно услышать ученика, дать понять, что он не безразличен ему. Нужно показать ребенку существующую у него проблему, убедить его в возможности ее решения. При подготовке к ЕГЭ по математике старайтесь больше говорить об успешности сдачи экзамена, что все зависит прежде всего от настроя и подготовки к экзамену. Главное, чтобы ребята задумались над подготовкой к экзамену.
В школе проводятся пробные ЕГЭ во 2, 3 и 4 четвертях. Даже самые слабые учащиеся начинают читать задания и видеть, что они тоже смогут решить некоторые и сами. Преподаватель в это время может подойти к ученику и посоветовать читать задания внимательно, правильно заполнять бланк ответов.
На занятиях по внеурочной деятельности (один час в неделю) решаем задания из тестов базового уровня. Учащиеся делятся на группы произвольно, есть ребята, которые хотят решать сами без группы и только задания профильного уровня, даю и им такую возможность (работаю с ними индивидуально). Затем на следующих уроках рассматриваю задания по темам. При объяснении основываюсь на способах решений самих учащихся, которые сами получили правильные ответы: например, некоторые решают только с помощью формул, а некоторые с помощью рисунков и логики. Стараюсь за основу взять способ решения самих ребят.
Мы с ребятами на уроках математики при повторении постараемся все выявленные пробелы разобрать.