Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Особенности работы музыкального руководителя с детьми ОВЗ. Работа №254678

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

В статье рассматриваются вопросы организации музыкального воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в общеразвивающие группы дошкольных организаций. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования коррекционная работа и инклюзивное образование детей с ОВЗ в группах компенсирующей и комбинированной направленности должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Работа:

Организация работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы организации музыкального воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в общеразвивающие группы дошкольных организаций. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования коррекционная работа и инклюзивное образование детей с ОВЗ в группах компенсирующей и комбинированной направленности должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В настоящее время инклюзивное образование детей с ограниченными

возможностями здоровья в дошкольные учреждения России активизируется,

апробируются разнообразные формы и модели взаимодействия специального

и массового образования, предпринимаются различные попытки создания

адекватных условий для наиболее полной социализации и адаптации таких

детей. Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является

одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,

обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной

самореализации в различных видах профессиональной и социальной

деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на

образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной

политики в области образования и социально-экономического развития

Российской Федерации.

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей

с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди

сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями

могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им

требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ,

взаимодействуют все специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед,

воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической

культуре).

Задача педагогов, в частности музыкального руководителя помочь детям

с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что

они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти,

развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих

сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать,

размышлять, сопереживать. Музыкальный руководитель: осуществляет

музыкальное и эстетическое воспитание детей; учитывает психологическое,

речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

использует на занятиях элементы музыкотерапии и др. Коррекция

нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным

видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать

музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои

настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на

развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового

восприятия), и речевой деятельности. Среди проблем можно назвать:

непроизвольность движений; боязнь нового места, общения с незнакомыми

людьми; речевые нарушения или отсутствие речи; замкнутость, неактивность

детей; неустойчивые внимание и память у дошкольников, особенность работы

с такими детьми состоит: – не в поиске способов освоения разных

танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

– не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных

вокализаций, простейших звукоподражаний; – не в разучивании танцев, а в

поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ в том, что она: помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса; помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре; музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание; косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей, можно использовать следующие виды музыкально-двигательной терапии:

1) Логоритмика – уникальная система упражнений, тренирующая

абсолютно всё, что необходимо ребёнку с ОВЗ для гармоничного развития:

речь, координацию движения, ловкость, различные группы мышц,

концентрацию внимания, слух. Все движения ребёнка, которые он выполняет

вначале неуверенно, а впоследствии всё лучше – способствуют речевому

развитию. Кроме того, она способствует развитию творческого начала в

ребёнке и развивает его кругозор, так как устанавливает прочные связи между

предметом и производимым им либо с его помощью действием и звуком. В

числе возможных упражнений – пение с дыхательными упражнениями, пение

с движением, проговаривание строчек либо отдельных слов, сопровождающееся движениями, пение и ходьба, ритмические упражнения

совместно со взрослым, пальчиковые упражнения с проговариванием, игра на

музыкальных инструментах с показом и звукоподражанием.

2) Танцевально-ритмические упражнения. Это одна из самых

непростых форм работы с детьми с ОВЗ. Отсутствие двигательной активности,

нарушения опорно-двигательного аппарата часто делают некоторые

танцевальные движения недоступными для некоторых детей. В процессе

совместной работы педагога и ребёнка обязательно найдутся такие

упражнения, которые ребёнок сможет выполнять – сначала, по показу

взрослого, затем самостоятельно. Данная работа должна выполняться с

постоянным усложнением – либо за счет введения нового элемента движения,

либо за счёт освоения новой комбинации уже изученных движений. При этом

педагог должен понимать, что важно поддерживать ребёнка в состоянии

комфорта, как физического, так и психологического. И сложное для

исполнения движение необходимо чередовать с тем, которое легко даётся

ребёнку, чтобы закрепить в нём уверенность в себе и не перегружать мышцы

работой.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать

вывод, что музыкальное занятие является эффективным и действенным средством в организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ,

повышающим интерес к окружающему миру, позволяющим ощущать ребенку

себя успешно и комфортно.

Использованные источники:

1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.. Коррекционно-педагогическая помощь

детям раннего и дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2016, с. 34-36.

2. Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., Баряева Л.Б. Программа логопедической

работы в дошкольном образовательном учреждении // Логопедическая

диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сб. мет. рекомендаций.

СПб., 2014, с. 48-52.

3. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. – М., 2015, с.12-15.

4. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами

в развитии. - СПб., 2017, с. 22-26.

5. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 2015, с. 36-38.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×