В статье рассматриваются вопросы организации музыкального воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в общеразвивающие группы дошкольных организаций. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования коррекционная работа и инклюзивное образование детей с ОВЗ в группах компенсирующей и комбинированной направленности должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
Организация работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
В статье рассматриваются вопросы организации музыкального воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в общеразвивающие группы дошкольных организаций. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования коррекционная работа и инклюзивное образование детей с ОВЗ в группах компенсирующей и комбинированной направленности должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
В настоящее время инклюзивное образование детей с ограниченными
возможностями здоровья в дошкольные учреждения России активизируется,
апробируются разнообразные формы и модели взаимодействия специального
и массового образования, предпринимаются различные попытки создания
адекватных условий для наиболее полной социализации и адаптации таких
детей. Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является
одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,
обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной
самореализации в различных видах профессиональной и социальной
деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на
образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной
политики в области образования и социально-экономического развития
Российской Федерации.
Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей
с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди
сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями
могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им
требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ,
взаимодействуют все специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед,
воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре).
Задача педагогов, в частности музыкального руководителя помочь детям
с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что
они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти,
развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих
сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать,
размышлять, сопереживать. Музыкальный руководитель: осуществляет
музыкальное и эстетическое воспитание детей; учитывает психологическое,
речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
использует на занятиях элементы музыкотерапии и др. Коррекция
нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным
видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать
музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои
настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на
развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового
восприятия), и речевой деятельности. Среди проблем можно назвать:
непроизвольность движений; боязнь нового места, общения с незнакомыми
людьми; речевые нарушения или отсутствие речи; замкнутость, неактивность
детей; неустойчивые внимание и память у дошкольников, особенность работы
с такими детьми состоит: – не в поиске способов освоения разных
танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;
– не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных
вокализаций, простейших звукоподражаний; – не в разучивании танцев, а в
поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ в том, что она: помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса; помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре; музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание; косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей, можно использовать следующие виды музыкально-двигательной терапии:
1) Логоритмика – уникальная система упражнений, тренирующая
абсолютно всё, что необходимо ребёнку с ОВЗ для гармоничного развития:
речь, координацию движения, ловкость, различные группы мышц,
концентрацию внимания, слух. Все движения ребёнка, которые он выполняет
вначале неуверенно, а впоследствии всё лучше – способствуют речевому
развитию. Кроме того, она способствует развитию творческого начала в
ребёнке и развивает его кругозор, так как устанавливает прочные связи между
предметом и производимым им либо с его помощью действием и звуком. В
числе возможных упражнений – пение с дыхательными упражнениями, пение
с движением, проговаривание строчек либо отдельных слов, сопровождающееся движениями, пение и ходьба, ритмические упражнения
совместно со взрослым, пальчиковые упражнения с проговариванием, игра на
музыкальных инструментах с показом и звукоподражанием.
2) Танцевально-ритмические упражнения. Это одна из самых
непростых форм работы с детьми с ОВЗ. Отсутствие двигательной активности,
нарушения опорно-двигательного аппарата часто делают некоторые
танцевальные движения недоступными для некоторых детей. В процессе
совместной работы педагога и ребёнка обязательно найдутся такие
упражнения, которые ребёнок сможет выполнять – сначала, по показу
взрослого, затем самостоятельно. Данная работа должна выполняться с
постоянным усложнением – либо за счет введения нового элемента движения,
либо за счёт освоения новой комбинации уже изученных движений. При этом
педагог должен понимать, что важно поддерживать ребёнка в состоянии
комфорта, как физического, так и психологического. И сложное для
исполнения движение необходимо чередовать с тем, которое легко даётся
ребёнку, чтобы закрепить в нём уверенность в себе и не перегружать мышцы
работой.
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать
вывод, что музыкальное занятие является эффективным и действенным средством в организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ,
повышающим интерес к окружающему миру, позволяющим ощущать ребенку
себя успешно и комфортно.
Использованные источники:
1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.. Коррекционно-педагогическая помощь
детям раннего и дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2016, с. 34-36.
2. Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., Баряева Л.Б. Программа логопедической
работы в дошкольном образовательном учреждении // Логопедическая
диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сб. мет. рекомендаций.
СПб., 2014, с. 48-52.
3. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. – М., 2015, с.12-15.
4. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами
в развитии. - СПб., 2017, с. 22-26.
5. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 2015, с. 36-38.