Работа учителя-дефектолога и учителя-логопеда дистанционно с помощью ИКТ
Учитель-дефектолог, учитель-логопед:
Коваль Людмила Анатольевна
ЦДО детей-инвалидовГБОУ«Белгородский
инженерный юношеский лицей-интернат»
Дистанционная форма обучения с детьми-инвалидами на ступени получения детьми начального, основного и среднего общего образования является инновационной.
При поступлении в Центр дистанционного обучениядетей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающиеся бесплатно получают комплект компьютерного обо- рудования и доступ к сети Интернет.
Педагоги, работающие в Центре, также обеспечиваются комплектом оборудования и программным обеспечением, специфическим для своего учебного предмета, проходят специальную курсовую подготовку.
Родители детей осваивают курс по основам использования компьютерного оборудования.
Обучение организовано с использованием комплекта оборудования: компьютер, колонки, микрофон,сканер, принтер – обязательно и при необходимости дополнительно устанавливается графический планшет.
Уроки и занятияпроводятся в режиме реального времени в оболочке с использованием программы Skype.
На сегодняшний день существует серьезная проблема обучения детей–инвалидов и детей с ОВЗ, так как они испытывают значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей развития, а также соматических заболеваний.
Дети- инвалиды, обучающиеся в ЦДО имеют сложные дефекты развития, страдают нарушением развития опорно-двигательного аппарата, зрения, заболевания ЦНС и болезни нервной и эндокринной системы.
Логопедическая работа с этими детьми имеет определенную специфику и базируется на следующих принципах:
- так как каждый ребёнок «особенный»: имеет свой характер, психо-физические и соматические возможности, то крайне необходим индивидуальные подход к каждому конкретному обучающемуся;
– создание на занятиях эмоционально–комфортнойи эмоционально-гармоничной обстановки;
-тесное и постоянное взаимодействие с родителями. Именно родители в условияхдистанционного обучения на дому заменяют роль тьютора.
Задания по коррекции устной и письменной речи приходится проводить либо в устной форме, либо задания выполняются в печатном виде, самостоятельно обучающимися или с помощью родителей.
Логопедическая работаи работа учителя-дефектологас детьми-инвалидами в режиме on-line (удаленно в пространстве) имеет свою специфику и ряд особенностей.
Целькоррекционно-развиваюшщейработы в дистанционной форме обучения - создание единого коррекционно-образовательного пространства, способствующего преодолению нарушений письма и чтения у детей-инвалидов при взаимодействии учителем-логопедом с учителями ЦДО, родителями ребенка с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Основные этапы и направления логопедической работы в дистанционной форме при обучении детей-инвалидов: изучение сопроводительной документации, диагностический этап, коррекционно-развивающий этап, взаимодействие с участниками логопедического сопровождения образовательного процесса.
На этапе диагностики учитель-логопед, учитель-дефектологзнакомится с детьми и их родителями (лицами их заменяющими). Логопедическое обследование проводится по адаптированным методикам ирекомендациям (Т.Б. Волосовец, (дизорфография), О.Б. Иншаковой (устная речь), Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой (нарушения чтения и письма) и др. Материалы наглядности представляются учащемуся наведением web-камеры и в электронном виде посредством функциипрограммыSkype«поделиться экраном», в ходе которой ребенок видит открытые на рабочем столе компьютера педагога картинки и задания.
Коррекционно-развивающий этап проводится учителем-логопедоми учителем-дефектологомв течение всего учебного года, 2 раза в неделю, индивидуально дистанционно, по 30 минут с каждым обучающимся. На коррекционно-развивающие занятия зачисляются обучающиеся 2-7 классов. Рабочие программы по коррекции нарушений чтения и письма разработаны с учётом возраста и интеллектуальных возможностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Так как у детей-инвалидов имеются нарушения чтения и письма, а также недоразвитие высших психических процессов, каждое занятие включает в себя разнообразные задания на всестороннее психо-речевое развитие ребёнка.
Задания, предлагаемые детям на занятиях по коррекции нарушений чтения и письма сменяются заданиями на развитие высших психических процессов (память, мышление, внимание), артикуляционную гимнастику и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук.. Для особенных детей этасмена видов работы особенно необходима, т.к. дети-инвалиды и дети с ОВЗ страдают быстрой эмоциональной истощаемостью, непродолжительное время концентрируют внимание на занятии. Объём выполнения задания подбирается индивидуально, с учётом возможностей обучающегося.
Выполнение домашнего задания по заданной теме предлагается обучающемусяна выбор: либо в печатном виде, либо выполнить задания прямо в презентации(подчеркнуть, вставить слова и т.д.).
Опираясь на опыт работы с детьми-инвалидами в дистанционнойформе, можно с уверенностью сказать, что используя имеющиеся компьютерные технологии, процесс логопедической коррекции в условиях дистанционного обучения становится намного более продуктивным, интересным, методически оснащённым и, соответственно, эффективным, чем в условиях традиционной школы.
Литература.
1.Андреев, А. А., Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. – М. : ВУ, 2009.
2. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Под ред.И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко, И. А. Никольской . - М. : Национальный книжный центр, 2013. - 336 с.
3. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М. : Владос, 2008. 270 с.
4. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда. М. : Владос, 2001. 224 с.
5. Обследование младших школьников и дизорфографией / под ред. Т.Б. Волосовец, Н. Е. Кутеповой: учебно-методическое пособие. М. : Издательство РУДН, 2007. 45 с.
6. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и ихпреодоление у младших школьников: учебное пособие.М. : ВЛАДОС, 1997. 256 с.