Несмотря на то, что география – одна из древнейших наук, она и сегодня не потеряла свою актуальность и значимость. Современное общество диктует необходимостью создания единого образовательного пространства, которое обеспечивает формирование разносторонней личности современного школьника. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) призван способствовать этому. Учебный предмет «География» – это не только содержание программ, но и работа мышления учащихся. Для этого необходима новая технология организации географического образования.
Статья
Особенности школьного курса географии на современном этапе развития системы образования
1. Сквозные направления школьной географии
В основу действующей примерной программы по географии положена идея интеграции физико-географических, экономико-географических и социально-географических знаний. Это выразилось в изучении вопросов политической карты и географии, населения в начальном курсе физической географии и курса географии материков и океанов. В последнем были также введены характеристики природы, населения и хозяйства ряда стран, благодаря чему курс приобрел страноведческий характер. Изменение в содержании школьной географии отражает тенденцию развития географической науки, для которой в наши дни характерна интеграция разных научных дисциплин, в целях решения фундаментальных научных и практических проблем.
Не менее веским обоснованием физико-географических, экономико-географических и социально-географических знаний в школьном обучении служат интересы и потребности учащихся.
Специфика школьной географии состоит в том, что ее содержание представляет собой «открытую» систему, связанную с событиями современной жизни в нашей стране и за рубежом.
2. Основные элементы содержания школьной программы
Дидакты И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин создали теорию содержания общего среднего образования, которая получила широкое распространение.
К элементам содержания школьной географии можно отнести: 1) знания; 2) умения и навыки; 3) опыт творческой деятельности; 4) опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
Знания – это отражение внешнего мира как идеальное воспроизведение в языковой форме объективной действительности. Согласно группировке учебных предметов известных дидактов Л.Я. Зориной и И.К. Журавлева, география входит в число предметов (вместе с физикой, химией, биологией, историей), где главным элементом содержания образования служат
научные предметные знания. Составляя костяк учебного предмета, знания
наиболее полно представлены в школьной программе по географии, занимая большую часть ее текста. Географические знания неоднородны по своим функциям, особенностям усвоения и способам изложения в учебнике.
Умения и навыки – это способы деятельности, посредством которых
учащиеся оперируют полученными знаниями, применяют их при решении
учебных задач и приобретают новые знания. Применение умения требует
обдумывания, для него не характерен автоматизм. В отличие от этого навык
трактуется в педагогической и методической литературе как способ деятельности, выполняемый автоматически, но под контролем внимания. В содержании школьной географии преобладают умения, на уровне навыка выполняется сравнительно небольшая часть действий, например определение
географических координат, высота местности по отметкам на карте и т. д.
Признаком приема учебной работы можно считать наличие перечня
действий, которые учащиеся должны осознать и усвоить.
Вооружение учащихся умениями и навыками – это также один из путей нормализации нагрузки в школе.
Этот элемент содержания образования представлен в программе в виде перечня того, что должен уметь учащийся, а также посредством практических работ, главная функция которых состоит в формировании способов
деятельности. Они включают инструктивные тексты, раскрывающие состав
и последовательность действий, которые надо осуществить.
В современных условиях возрастает роль третьего элемента содержания образования – опыта творческой деятельности. Овладение им способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает
умение видеть проблемы и принимать решения. В учебнике данный элемент находит свое выражение прежде всего в форме проблемных текстов
как разновидности объяснительных текстов.
Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности
определяет избирательное отношение к действительности, оптимизирует
социальную активность, способствует более эффективному усвоению других элементов содержания образования.
В этот элемент входят все составные части мировоззрения – взгляды,
убеждения, идеалы. Сюда можно отнести, с одной стороны, нравственные
проблемы, которые определяются географическим учебным материалом
(нравственный аспект экологических проблем, проблемы межрасовых и
межнациональных отношений), с другой – проблемы учебной деятельности
(например, в случае, если надо выбрать между личными и коллективными
интересами в ходе групповой работы, оказание помощи слабому ученику и
пр.). В этот элемент содержания образования следует включить и мотивы,
которые психологи рассматривают как психологическую причину поведения или деятельности. У школьников мотивом поведения нередко выступает познавательный интерес.
3. Изучение школьных курсов географии в зарубежных странах
В большинстве стран Запада нет централизованных и разработанных
программ. Так, в США создание учебного плана и программ по учебным
предметам входит в компетенцию отдельных штатов, в Германии право
представлено органами народного образования земель. В Великобритании
каждая школа самостоятельно определяет содержание образования. Но
единство требований учитывается. За учителем сохраняется свобода действий при планировании учебных курсов. Наибольшей централизацией отличается система народного образования во Франции, где созданы программы
по отдельным учебным предметам, которые курируются Министерством
образования.
Существуют следующая система преподавания географии за рубежом.
1. Интегрированные курсы («Естественные науки», «Общественные
науки», «Науки о Земле») – США, Германия, Япония и др.
2. Сочетание интегрированных программ с систематическими курсами географии в различных школах и классах – Великобритания, Австралия,
Новая Зеландия.
Систематические курсы географии – Франция, страны Восточной Европы.
Оценить однозначно положение географии в странах Запада сложно.
В США доля школ, в которых география является самостоятельным учебным предметом, невелика. Элементы географии входят в состав интегрированных курсов, которые составляют содержание других учебных предметов
(экологии, экономики, геологии). В Великобритании правительство несколько лет назад ввело в действие новый национальный план, закрепивший единый перечень обязательных учебных предметов для всей страны.
В этот перечень вошли 9 обязательных дисциплин, в том числе и география.
В старшем звене школы существует элективная система, до половины уча-
щихся избирают географию для углубленного изучения и сдачи выпускных
экзаменов. Английские методисты-географы выделяют две причины:
1. Практическая направленность обучения, большая роль исследовательской деятельности по изучению географии.
2. Гуманитаризация содержания школьной географии.
Эти два направления имеют исследовательский уклон на краеведческой основе, а гуманитаризация образования соответствует потребностям
детей и оказывает сильное влияние на интеллектуальное развитие, нравственность и другие стороны личности.
Школьной программе в школах Запада соответствует документ, где
сформулированы цели и задачи учебного предмета, дан перечень требований к итоговому уровню знаний, творческих видов деятельности и ценностных ориентиров, которые должны быть сформированы у учащихся в результате изучения географии, а также созданы измерительные материалы.
Школа западных стран пережила также период выборочного подхода
к построению курсов географии.
Для современного периода все более характерным становится построение школьных программ на основе ведущих идей, теорий, проблем
взаимодействия общества и природы, процессов урбанизации, географического прогноза и т. д.
Программы такого рода открывают широкий простор для развития самостоятельности и инициативы учащихся, для межпредметных связей с другими дисциплинами, овладения школьниками методами географической науки.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
1. Классификация методов обучения географии
Методы обучения необходимы для того, чтобы обеспечить усвоение
всех компонентов содержания географического образования, способствовать развитию и воспитанию учеников.
Классификация имеет большое научное и практическое значение, она
служит ориентиром для конструирования, отбора и оценки эффективности
методов обучения. В 30-е гг. была принята классификация методов обучения по источникам знаний: слово учителя, работа с учебником и книгой,
работа с глобусом и географической картой, наглядно-иллюстрационный
метод, работа с цифровым материалом и т. д. Эта классификация сыграла
положительную роль в практике школы, т. к. ориентировала учителей на
усиление работы с картой, на широкое использование разнообразных
средств наглядности. Но данная классификация имеет и свои недостатки:
методы обучения выделены по внешнему признаку, нет принципа развивающего обучения.
Исходя из идей развивающего обучения классификацию методов обучения целесообразно строить в зависимости от характера познавательной
деятельности учащихся. Это классификация И.Я. Лернера и Н.М. Скаткина,
которая включает пять методов обучения: объяснительно-иллюстративный
(информационно-рецентивный), репродуктивный, проблемное изложение,
частично-поисковый и исследовательский. В обучении географии эти методы приобретают определенную специфику под влиянием целей, содержания
и средств обучения учебному предмету.
2. Объяснительно-иллюстративный метод
Основное назначение – помочь усвоению знаний школьниками. Учитель ведет обучение, обеспечивает освоение готовой информации, сообщает
фактический материал, объясняет причинно-следственные связи, раскрывает общие понятия, закономерности, демонстрирует при этом карту, стенные
картины, другие средства наглядности. Учащиеся воспринимают, осознают,
запоминают информацию.
Чем старше ученики, тем выше требования к изложению материала
учителем (научность, доказательность).
От учителя требуется умение отобрать необходимый материал из
учебника и дополнительной научно-популярной и педагогической печати,
избегать перегрузки на уроках. Роль живого слова особенно велика.
Слушание – сложный процесс, который опирается на произвольное
внимание. Удержать внимание помогает составление логического конспекта, отдельные вопросы ученикам, занимательность. Большую роль отводят
темпам речи учителя. К этому же методу относят использование заданий
для самостоятельной работы учащихся, которые ограничиваются извлечениями и запоминаниями сведений, непосредственно выраженных в том или ином источнике знаний.