Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Особенности социально-психологической адаптации обучающихся начальных классов в условиях инклюзивной образовательной среды. Работа №271252

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье описан опыт работы учителя начальных в условиях инклюзивного образования. 

Работа:

Особенности социально-психологической адаптации обучающихся начальных классов в условиях инклюзивной образовательной среды

 

А.В. Аввакумова, учитель МБОУ СОШ № 34 г. Твери,

 

В марте 2016 года письмом Министерства образования и науки утвержден ФГОС ОВЗ [6], в котором закреплено право на обучение в общеобразовательной школе всех детей независимо от их индивидуальных особенностей, что в свою очередь повлекло за собой появление множества проблем, решать которые приходилось в ходе реализации предписаний ФГОС. Специфика возникающих затруднений связана с особенностями ребенка, включенного в общеобразовательный класс. Наиболее часто у таких детей возникают трудности в общении, дети с ОВЗ не всегда принимаются одноклассниками, неопытный педагог часто акцентирует внимание класса на особенностях их одноклассников [2].

Адаптация как таковая изучается различными науками, каждая из которых дает свое определение и выделяет специфическую структуру, но во всех случаях общим остается понимание адаптации как процесса и/или результата взаимного приспособления человека и среды [7]. Х. Хартманн отмечал важность адаптации человека на протяжении всей его жизни, в том числе – и социальной [7]. Социальная адаптация традиционно рассматривается как усвоение индивидом норм и ценностей общества, в котором он проживает [4]. Социально-психологическая адаптация подразумевает приобретение человеком того или иного социально-психологического статуса, то есть определенного положения личности в системе отношений, которое определяет его права и обязанности [5, с. 11].

Наиболее часто в инклюзивные классы включаются обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР). Детьми с ТНР, согласно стандарту, считаются дети с нарушением речевого развития, но с сохранным слухом, дефекты речи у них оказывают влияние на становление психических функций [9]. Часто при сохранном интеллекте у детей с ТНР встречаются вторичные нарушения психики, что может привести к ошибочному выводу об их неполноценности. Но, что наиболее важно, при надлежащей и своевременной помощи вторичные нарушения также достаточно легко компенсируются. В общеобразовательной школе они обучаются по программам 5.1 и 5.2 [9], которые направлены на формирование у детей с ТНР общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Результатом освоения программ является получение обучающимися с ТНР тех же знаний, что и нормативными детьми, а также формирование у них всех универсальных учебных действий, по программе 5.2 – за более длительный период (повторное обучение в одном из классов начальной школы).

Основные особенности социально-психологической адаптации указанной категории детей связаны с тем, что их речь не всегда членораздельна, они часто понимают, что обладают значительными недостатками в речи и поэтому избегают общения. Нередко дети с дефектами речи подвергаются насмешкам со стороны сверстников, что снижает их коммуникативность и тормозит адаптацию. В некоторых случаях, при особенно тяжелых нарушениях речи (когда она совершенно бессвязная и нечленораздельная) может возникать полное не понимание сверстниками и учителем речи школьника [3].

Именно поэтому для детей с ТНР учителем должны быть созданы некоторые специфические условия для их социально-психологической адаптации. Необходимо оказывать дополнительную поддержку обучающемуся, если он выражает желание что-то сказать, иногда необходимо выступить «переводчиком» и помочь наладить контакт. При работе со всем классом желательно помочь детям сделать вывод, что ни одна особенность человека не дает нам права смеяться над ним. При возникновении конфликтов нужно проводить дополнительные беседы. Важно помнить, что нельзя слишком выделять ребенка на фоне класса, нужно наоборот искать в нем то, в чем на уровне с классом. Часто ТНР является вторичным дефектом развития, как, например, у детей с ЗПР [8].

Дети с задержкой психического развития – это до 50 % обучающихся, неуспевающих по школьной программе. К основным особенностям детей с ЗПР можно отнести отставание речевого развития, несамостоятельность, трудности в соблюдении правил поведения, ведущая деятельность – игровая (в норме она должна постепенно заменяться учебной), мотивация к учебной деятельности и внутренняя позиция школьника не сформированы, мыслительные процессы заторможены, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, тревожность, сниженная потребность в общении, рассеянное внимание и др. [1]. Как правило, дети с ЗПР не способны освоить образовательную программу в требуемом объеме и в установленные для этого сроки, поэтому, если диагноз установлен психолого-медико-педагогической комиссией, эти дети обучаются по адаптированным образовательным программам 7.1 и 7.2. В работе учителя по этим образовательным программам требуется более детальная подготовка, разработка индивидуальных контрольно-измерительных материалов, например, предоставление обучающемуся с ЗПР отдельных карточек с функцией дополнительной помощи (с иными формами представления задания, наглядности, степенью детализации). Определяется отдельная система оценивания для каждого ребёнка с ЗПР. Следовательно, такие обучающиеся выделяются учителем в ходе образовательного процесса, и это привлекает внимание всех участников образовательного процесса (в том числе и родителей). Программа 7.2 предполагает возможность повторного обучения ребенка в одном из классов начальной школы (чаще в первом или втором) [8]. Работая с детьми с ЗПР, важно помнить, что этот диагноз – лишь задержка психического развития, а, значит, есть возможность ее скомпенсировать, грамотно организовав обучение ребенка.

Приоритетным направлением работы по сопровождению детей с ЗПР в их социально-психологической адаптации относится формирование эмоциональной сферы: во-первых нужно учить ребенка правильно понимать свои эмоции и выражать их адекватно ситуации. Очень часто неудача может вызвать взрыв эмоций, сопровождающийся криками «у меня не получается!», «больше не буду ничего делать!» – о таком случае нужно учить ребенка сдерживать эмоции, выражать их более спокойно, учиться просить о помощи. Если грамотно организовать работу ребенка с ЗПР и его соседа по парте – получится двойная выгода: во-первых ребенок с ЗПР будет включаться в общение, во-вторых, его сосед по парте сможет почувствовать свою необходимость и значимость. Иногда наоборот, эмоциональные реакции могут быть не выражены или выражены слабо вследствие дисфункции отдельных уровней эмоциональной сферы. В таком случае важно организовывать общие игры, способствующие поднятию эмоционального настроя, объединению детей, их общению [1].

Немаловажным является обучение детей с ЗПР элементарным навыкам личной гигиены, так как несоблюдение ими некоторых правил может отталкивать детей, к этому так же можно привлекать одноклассников. При работе в этом направлении важно учить ребенка планировать свои действия и создавать план или распорядок дня. Это может помочь в обучении планированию деятельности в целом.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (без других ОВЗ) традиционно обучались в общеобразовательных классах [10]. В отличие от имеющих ОВЗ рассмотренных выше категорий, эти обучающиеся могут не иметь проблем в освоении образовательной программы, поэтому и трудности в их социально-психологической адаптации в рассматриваемых условиях заключаются чаще не в самих детях с ОВЗ, а в их окружении. Инклюзия предполагает работу со всем классом по развитию толерантности ко всем членам общества, независимо от каких-либо их признаков, но в этом конкретном случае важность такой работы очевидна.

Ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата и его одноклассникам необходимо показать, что ограниченность его возможностей относительна, а техническое обеспечение может способствовать расширению его возможностей. Именно поэтому нужно проявлять осторожность в выборе подвижных игр (а они должны присутствовать обязательно), при организации групповой работы, создании ситуаций взаимопомощи.

Таким образом, при работе с обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивной развивающей образовательной среды, а так же при организации помощи в прохождении социально-психологической адаптации можно выделить два основных направления: работа с самими детьми с ОВЗ и с их окружением. К первому направлению можно отнести: формирование у ребенка с ОВЗ адекватной самооценки, чувства собственной значимости и полноценности, развитие коммуникативных навыков и умения просить о помощи, ликвидацию пробелов в знаниях. Ко второму направлению можно отнести: повышение статуса ребенка в глазах одноклассников, развитие чувства толерантности, формирование умений оказывать помощь, общаться на равных с любым собеседником, осознание ценности человека. При планомерной и регулярной работе по указанным направлениям, обучающиеся с ОВЗ или просто с некоторыми особенностями в развитии станут полноценными членами общества, а их одноклассники – культурными и толерантными людьми, способными принять личность другого человека такой, какая она есть.

 

Список литературы

Батуева С.В. Социализация младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокультурной деятельности / С.В. Батуева // Вестник СМУС 74 – 2014. – №5 – с. 47-52

Владельщикова

Д.Н., Обухова О.А. Проблема социально-психологической адаптации детей-инвалидов // Вестник СМУС74. 2016. №1 (12). С.19-22

Воронич Екатерина Аркадьевна Особенности развития речи детей в условиях инклюзивного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. №4 (57).

URL

:

https

://

cyberleninka

.

ru

/

article

/

n

/

osobennosti

-

razvitiya

-

rechi

-

detey

-

v

-

usloviyah

-

inklyuzivnogo

-

obrazovaniya

(дата обращения: 10.04.2018).

Красильников И. А., Константинов В. В. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии

разрешения внутренних конфликтов //Известия Самарского научного центра Российской академии

наук. – 2009. – Т. 11. – №. 4-4.

Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник.

Мн

.

:

Х

арвест

, М.: АСТ, 2001. – 526 с.

Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального образовательного стандарта

образования

обучающихся с умственной отсталостью // Письмо МИНОБР О введении ФГОС ОВЗ от 11 марта 2016 года.

URL

:

https

://

xn

--80

abucjiibhv

9

a

.

xn

--

p

1

ai

/%

D

0%

B

4%

D

0%

BE

%

D

0%

BA

%

D

1%83%

D

0%

BC

%

D

0%

B

5%

D

0%

BD

%

D

1%82%

D

1%8

B

/8021

(дата обр.

10.04.2018).

Немов

Р. С. Общая психология. – Издательский дом" Питер", 2008.

Примерна адаптированная образовательная программа начального общего образования

обучающихся

с задержкой психического развития.

URL

:

http

://

fgosreestr

.

ru

/

registry

/

primernaya

-

adaptirovannaya

-

osnovnaya

-

obshheobrazovatelnaya

-

programma

-

nachalnogo

-

obshhego

-

obrazovaniya

-

obuchayushhixsya

-

s

-

zaderzhkoj

-

psixicheskogo

-

razvitiya

/

(дата обр. 20.09.2018)

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования

обучающихся

с тяжелыми нарушениями

речи. URL:

http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi/

(дата обр. 10.04.2018)

Примерна адаптированная образовательная программа начального общего образования

обучающихся

с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

URL

:

http

://

fgosreestr

.

ru

/

registry

/

primernaya

-

adaptirovannaya

-

osnovnaya

-

obshheobrazovatelnaya

-

programma

-

nachalnogo

-

obshhego

-

obrazovaniya

-

obuchayushhixsya

-

s

-

narusheniyami

-

oporno

-

dvigatelnogo

-

apparata

/

(дата обр. 20.09.2018)

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×