Информационно-коммуникационные технологии дают массу новых возможностей для организации тематических занятий, значительно повышают наглядность представления материала и качество его усвоения.
В данном тематическом разделе Вы найдёте немало примеров удачного применения ИКТ в образовательной и воспитательной деятельности с детьми. Одной из основных форм использования ИКТ в работе стала мультимедийная презентация. Этому недаром набравшему популярность виду наглядной подачи материала посвящены здесь многие публикации. Используйте готовые решения своих коллег в области ИКТ для повышения своей профессиональной компетенции, а также во время подготовки к открытым занятиям.
Использование ИКТ в развитии и обучении детей дошкольного возраста
ИКТ в дошкольном образовании целесообразно использовать в следующих направлениях.
Коммуникация и сотрудничество. Они возникают естественным образом при решении задач, рисовании, видеозаписи или конструировании, обсуждении того, что дети видят на экране, в экспериментах с программируемыми игрушками. Но для достижения максимальной пользы от применения ИКТ зачастую требуется участие взрослых.
Творчество. Для того чтобы проявить творческие способности, детям необходимо освоить набор схем и настроиться на игру, в которой можно применить эти схемы в новых контекстах. Экранные микромиры могут предоставлять ребенку возможности для их исследования и открытий, в них можно использовать различные средства и инструменты для достижения цели.
При этом нет жесткого понятия «ошибки», а есть исследование свойств микромира при участии педагога для выполнения открытых заданий, решения задач, которые поставил сам ученик. Педагог может постоянно «подбрасывать» вопросы: «что если…?» Как указывают Эдвардс и Хилер (Edwards and Hiler, 1993), чтобы поддержать креативность детей, следует их побуждать: в процессе игры находить альтернативные варианты действий, всегда видеть возможность выбора, устанавливать связи между вещами, проводить необычные сравнения и смотреть на вещи с точки зрения других.
Социально-драматические игры. Существуют огромные возможности для интеграции ИКТ в ролевые игры дошкольников… Известны успешные эксперименты по играм детей с виртуальными моделями туристического агентства, офисов и магазинов, в которых взаимодействие осуществляется в основном через сенсорный экран. Возможности здесь очень велики.
Обучение обучению. Есть веские доказательства того, что … инструменты ИКТ … поддерживают развитие универсальных учебных действий.
Использование ИКТ для освоения грамотности
Рассмотрим ряд моделей, в которых начинает формироваться грамотность детей дошкольного возраста.
1. В дошкольном возрасте дети обычно играют в ролевые игры, и роли часто вдохновляют их «написать» или «прочитать» что-то - скажем, предписание врача (если дети играют в больницу), прейскурант (если дети играют в магазин) или расписание (если дети играют в путешествие). Таким образом, они знакомятся с такими видами деятельности, как чтение и письмо.
Дети любят много раз слушать одну и ту же книжку, рассматривая в ней картинки и отслеживая движение маминого пальца по странице, если она указывает слово, которое произносит (и даже угадывая, как она делает это).
В середине 1980-х годов стали популярными «живые книжки» (например, «Златовласка и три медведя»). В этих электронных книжках использовали связь между написанным (в книжке) словом и его произношением. Таким образом, ребенок может слушать книжку страницу за страницей или угадывать, что означает данное слово, слушая, как оно звучит, или самостоятельно читать фрагменты книжки, глядя на картинки. «Живая книжка» - закрытый объект: ребенок немногое может сделать в ней.
2. Следующий шаг - построение информационных инструментов и сред, которые помогут ребенку развивать психологические инструменты грамотности (не только формальных навыков чтения и письма, но и созидания, понимания и мышления).
Пример такого информационного инструмента и соответствующей ему среды дает «Кликер» - созданный в Великобритании и внедренный в большинстве детских садов и начальных школ этой страны. Такой комплекс дает ребенку возможность:
- слышать любое написанное слово или рассказ;
- связывать картинку, написанное слово и записанное его звучание (угаданную связь можно проверить с помощью компьютера);
- создавать («записывать») предложение словами, соединенными с соответствующими картинками, или сочетанием слов и картинок;
- слушать предложения, которые читает вслух компьютер, и затем «записывать» это предложение - реконструировать предложение, расставляя слова в правильном порядке;
- записывать слова или тексты, произносимые самим ребенком, и прослушивать запись;
- вводить (с помощью рисунков или результатов сканирования) новые картинки и составлять на экране монитора новые слова с помощью букв.
Использование ИКТ для развития навыков математического мышления и решения задач
Компьютеры могут помогать в развитии математических представлений даже очень маленьких детей - при условии, что педагоги способны подбирать среды и инструменты, подходящие для изучения математических понятий и отношений, и использовать их так, чтобы они поддерживали и развивали мышление детей раннего возраста, особенно их метакогнитивные навыки.
ИКТ значительно расширяют возможности дошкольников учиться современной математике, предлагая им учебную деятельность в визуальных математических микромирах.
Использование ИКТ для развития навыков управления и планирования
Важнейшая задача для человека - планировать собственную жизнь и управлять ею. Как научить этому? Разумеется, обучение этим навыкам - принципиальная цель образования как такового. Привычный способ решения этой задачи представлен разными играми, например, «крестики-нолики», карты, шахматы, домино и т.д.
ИКТ могут радикально расширить масштабы игр и имитировать реальные события и варианты выбора. В то же время игры могут содержать важные элементы профессиональной деятельности по построению алгоритмов и программированию. Способность управлять событиями, планировать правильный способ осуществления чего-либо в изменяющейся обстановке совместно с другими активными участниками событий мы называем «алгоритмической грамотностью».
В компьютерной среде, которую используют для развития алгоритмической грамотности у детей младшего возраста, есть особенность, которая делает задачу правдоподобной - это наглядность, визуальность объектов и действий: все «происходит на экране».
Первый пример управления событиями, происходящими на экране, -простая игра в одевание ребенка на зимнюю прогулку. Это можно сделать вручную, указывая по очереди на нужные предметы одежды, или то же самое можно запрограммировать, расположив эти предметы в должной последовательности (т.е. создав план действий или программу). Затем можно нажать кнопку «старт» и посмотреть, что происходит, то есть проверить, правильно ли спланирован процесс.
Компьютеры, проекторы, сенсорные экраны, интерактивные электронные классные доски
Чаще всего ДОО с гордостью сообщают о том, что наряду с основным компьютерным оборудованием у них есть интерактивные классные доски. Впрочем, в некоторых организациях понимают, что вместе с этой новой интерактивной технологией возникают новые проблемы, касающиеся эффективного использования этих устройств, их размещения на стенах и вопросов обеспечения безопасности (например, в тех случаях, когда дети оказываются в луче проектора…).
Интерактивные доски можно творчески использовать для развития навыков, необходимых при подготовке к обучению письму (а также для других целей).
Использование интерактивных досок для всей группы может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. К отрицательным последствиям относится опасность того, что некоторые педагоги преимущественно сосредотачиваются на чисто презентационной стороне.
Следует иметь в виду, что доски становятся интерактивными, только если их используют преподаватели, владеющие интерактивной педагогикой.
Образовательные программные продукты
По мнению большинства специалистов, программы типа «тренируйся и упражняйся» («натаскивание») в меньшей степени подходят детям дошкольного возраста, хотя они часто используются в различных образовательных целях во многих участвовавших в нашем исследовании ДОО.
Многие из таких, построенных по принципу «тренируйся и упражняйся», прикладных программ преследуют очень узкие образовательные цели (например, изучение цветов или использование разных цветов при рисовании). Мы предлагаем использовать эти программы осторожно, поскольку они предполагают весьма линейную и ограниченную форму преподавания.
Обычно применение таких программ следует сочетать с использованием внешнего вознаграждения (улыбки, хорошей оценки или забавного звука). Чрезмерная зависимость от таких программ может привести к снижению внутренней мотивации ребенка к обучению».
Цифровые и программируемые игрушки
Такие инструменты стимулируют навыки решения задач, освоения геометрических понятий, учат сотрудничеству в работе, они развивают универсальные учебные действия. При программировании заданного поведения игрушки ребенок должен увидеть задачу с точки зрения этой игрушки.
Программируемые игрушки - обычно мелкие, передвигающиеся по полу роботы, на корпусе которых расположены простые кнопки, позволяющие ребенку отдавать команды типа «вперед», «назад», «вправо» и «влево». Последовательность выполнения команд можно записать, а затем запустить программу (скажем, нажав кнопку «двигайся»). Существуют разные программируемые игрушки, которые дают детям младшего возраста ценный опыт управления.
Интернет и электронная почта
Ключом к успеху является то, что дети вступают в контакт с людьми, с которыми они действительно хотят общаться и кто на самом деле хочет общаться с ними.
Сообщения посылают мамам и папам, бабушкам и дедушкам, дядям и тетям - и эти люди отвечают детям. Даже если у родителей нет электронной почты дома, у многих есть доступ к ней на работе, и ее использование там, по-видимому, не представляет особых проблем.
ИКТ как инструмент...
Теперь проведем классификацию ИКТ с другой позиции, а именно с точки зрения соответствия целям, для которых предназначена та или иная технология. В этом контексте можно выделить технологии, предназначенные для:
- записи и коммуникаций;
- конструирования (включая строительство роботов);
- наблюдений и исследований;
- ролевых игр и т.д.
Привлекательными технологическими инструментами можно назвать (в произвольном порядке):
цифровые фотоаппараты и видеокамеры,
имиджеры
,
цифровые микроскопы и телескопы,
сканеры,
графические панели,
телефоны, радиотелефоны,
звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства,
цифровые (в том числе говорящие) фотоальбомы,
плееры,
i-Pod’ы
и усилители,
музыкальные клавиатуры,
устройства оцифровки и музыкальной интерпретации движений (
Soundbeam
),
принтеры,
цифровые измерители температуры, расстояния и освещенности,
металлоискатели,
конструкторы для создания роботов (LEGO
WeDo
- см. пример 3.4 в книге),
используемые в качестве реквизита в играх не работающие устройст
ва и модели устройств
и др.
Коммуникация между оборудованием в пределах помещения, учреждения или выход в Интернет - важный вопрос для любой образовательной организации.
Беспроводной доступ пользуется все большей популярностью. Например, во дворе ДОО можно установить одну недорогую антенну. Этого достаточно для обеспечения интеграции всех устройств (включая блокноты, проекторы и т.д.) и доступа в Интернет.
В рамках такой классификации наиболее часто применяемым устройством является цифровая камера. Цифровая камера придает деятельности целенаправленность.
Дети, которые самостоятельно делают снимки, очевидно, тщательнее ищут объекты для фотографии. Большинство могут объяснить, почему сделан тот или иной снимок, а тем, кто не может обосновать выбор объекта съемки, педагоги предоставляют возможность сделать это при просмотре, который мы устраиваем по возвращении в класс.
Почти все дети справляются с задачей и предлагают свои объяснения. Таким образом, камера помогает прояснить и закрепить результаты обучения.
Для многих людей цифровая камера стала вратами в ИКТ: именно это устройство заставило их задумываться о новых технологиях.
Использование ИКТ при работе с детьми
В аналитическом отчете представлено несколько вариантов руководства деятельностью с применением ИКТ.
Чаще всего такое руководство осуществляет педагог. Это связано с тем, что ИКТ-оборудование находится в помещении группы: если в ДОО есть отдельный компьютерный класс, то занятия там с большей или меньшей группой детей проводит специалист по ИКТ.
Организация пространства: компьютерный уголок или компьютерный класс
Существует два разных подхода к размещению компьютеров и других средств ИКТ: первый - оборудование размещают прямо в классах, обычно в компьютерном уголке, второй - его устанавливают в компьютерном классе.
Хотя этот вопрос изучен недостаточно, в некоторых отчетах и литературе преобладает мнение, что если ИКТ размещены прямо в классах, их легче интегрировать в образовательный процесс.
Применение ИКТ в помещениях и на свежем воздухе
На первый взгляд ИКТ и деятельность детей вне помещения не сочетаются.
Средства ИКТ не слишком пригодны для использования на открытом воздухе: они часто нуждаются в стационарном источнике питания, дают сбои в сырости и могут сломаться под дождем, они редко бывают достаточно прочны для того, чтобы выдерживать климатические воздействия.
Зачем же, спрашивается, интегрировать технологии в деятельность на свежем воздухе, если она, очевидно, не годится для таких условий?
Есть две крайне веские причины, которые требуют, чтобы мы включали технологию в деятельность на свежем воздухе. Пространство вне помещений - среда, в которой некоторые дети больше всего склонны к обучению, и технология может дать им мотивацию и новые интересные способы познавательной активности.
Рассмотрим вопрос использования технологии, которую проще и естественнее всего начать применять на открытом воздухе. Речь идет о цифровой камере при условии, что дети уже научились обращаться с ней в помещении.
Начинать следует с установления правил пользования камерой за пределами ДОО и с ознакомления детей с этими правилами (например, как брать камеру и возвращать ее на место, как соблюдать правила безопасности при обращении с камерой и т.д.).
Вариантов работы с фото- или видеокамерой вне помещения много.
Их можно использовать как средство, которое использует преимущества игр на свежем воздухе и в то же время поддерживает все сферы развития детей.
Каждое тщательно продуманное действие с камерой (например, создание интересных композиций из природных объектов и съемка этих композиций) предоставляет разнообразные возможности взаимодействия с детьми и после возращения в ДОО: подключение камеры к компьютеру, выбор понравившихся снимков, распечатка и демонстрация этих снимков, обсуждение содержания с другими детьми, выяснение причин, почему ребенок создал именно такую композицию и т.д.
Естественным следующим шагом становится производство видеофильмов (с помощью той же цифровой камеры). Понаблюдаем, как дети пользуются камерой и компьютерными инструментами, и постепенно приведем их эксперименты к коллективному созданию маленьких фильмов.
Вне помещений можно с успехом использовать и другие технологии: беспроводные камеры для съемки на улице; их можно устанавливать в интересных местах, а объекты для съемки выбирать по находящемуся в помещении монитору.
С помощью таких камер дети наблюдают за природой с более близкого расстояния, не нарушая естественное течение событий (например, не мешая птицам вить гнезда).
На свежем воздухе можно использовать дистанционное управление и программируемые игрушки;
CD- и MP3-плееры;
микрофоны и звукозаписывающие устройства.
Очевидно, благодаря ИКТ ценность обучения за стенами детского сада повышается.
Рассмотрим многофункциональный целостный проект, основанный на работе с детьми все стен ДОО.
Он нацелен в основном на развитие грамотности (в широком смысле этого слова), но предусматривает «изучение окружающего мира, творчество, решение задач и использование технологий в игровой деятельности (играх и моделировании), медиаобразование, развитие навыков сотрудничества и т.д.».
В выполнении проекта могут участвовать дети одного или разных возрастов - в таких группах младшие и старшие дошкольники работают вместе.
Степень вовлечения в работу взрослых может колебаться в очень широких пределах в зависимости от предшествующего опыта детей и отношений, складывающихся в группе.
Проект разделен на несколько этапов (естественно, некоторые из них можно исключить).
Пример.
Рассмотрим проект, связанный с конкретными событиями, например. Употребляя слово «видео», мы в некоторых случаях имеем в виду также и фотографии.
Подготовительный этап. Каждому ребенку надо заранее приобрести опыт работы с цифровой камерой, например, фотографируя игрушечного медведя или снимая на видеокамеру другого ребенка, гуляющего возле детского сада.
Обсуждение будущего события. Дети высказывают свои намерения, ожидания и задают вопросы. Все это они записывают с помощью микрофона или педагог вводит с клавиатуры в компьютер намерения, пожелания и вопросы детей и с помощью проектора выводит текст на экран.
Например, педагог записывает: «Петя: я хочу сходить в зоопарк, потому что мне очень нравятся обезьяны. Я сфотографирую орангутанга». Аня: «А я хочу увидеть волка, узнать: он больше нашей собаки или нет».
Уровень грамотности в балансе с аутентичностью и уровень языка обсуждения могут быть разными. Даже если некоторые дети не умеют читать и писать, они наблюдают за тем, как педагог и другие дети создают и используют письменный текст в конструктивных целях (эти тексты будут использованы позднее).
Событие. Во время похода в интересующее детей место (монастырь, озеро неподалеку от детского сада и т.д.) они осматриваются, задают вопросы, высказывают пожелания, обсуждают свои впечатления и дальнейшие планы.
Одновременно дети записывают эпизоды, происходящие вокруг, и свои впечатления. Важно вовлечь всех в процесс записи, работы с камерой, выбора точек съемки и т.д.
Педагог оказывает помощь отдельным детям.
Другие дети могут действовать параллельно или объединяться в команды для совместной работы и взаимопомощи. Обычно записывают только видеоряд без звука, но в некоторых случаях звук важен, и его можно записать (устные замечания, сделанные на месте съемки, голоса животных - это особый случай).
Запись может включать аналоговые или цифровые измерения, например, температуры воды подо льдом или воздуха близ водоема.
Запись и редактирование. После такой прогулки имеется много отснятого материала.
У каждого фрагмента есть автор, точное время съемки и, конечно, содержание (контент). Все это имеет смысл для детей, особенно идентификационные данные кадров, снятых конкретными детьми. Они используют эти кадры для того, чтобы рассказать о событии.
Однако сначала надо отредактировать фильм. Редактирование осуществляют совместными усилиями детей и взрослых. В ходе этого процесса устраняются испорченные и непонятные фрагменты, а пригодные для клипов кадры получают названия и размещаются в должном порядке.
Видео как послание, комментарии. Для ребенка демонстрация видео –способ сказать что-то группе, педагогу, своей семье и другим людям. Поэтому дети, естественно, дополняют видеоряд текстовыми комментариями, которые могут быть устными или письменными (в виде субтитров или отдельных кадров).
В этой ситуации речь фактически является сочетанием визуальной, устной и письменной речи. Важно соединить устную и письменную речь в зоне, близкой уровню развития ребенка. Например, письменные комментарии могут быть сочинены ребенком (в устной форме), а затем, будучи записаны взрослым, вставлены в видеоклип.
Планирование и организация речи. Клипы можно организовать в виде структурированных очерков для линейных презентаций или нелинейных гипермедийных средств. Это преодолевает и в какой-то степени разрушает психологические барьеры, существующие между различными типами речи (важность этих барьеров исследована Л.С. Выготским).
Главное, в процессе создания очерков дети выполняют много действий по планированию и организации, а эти навыки необходимы и для построения обыкновенных текстов. В этот момент можно вернуться к обсуждению, которое имело место до события, и поразмыслить над ним.
С помощью педагога или одного из родителей дети могут отыскать в интернете картинки или другие фрагменты информации для ответов на вопросы, возникшие у них во время события или при написании очерков.
Презентация. Презентация результатов - очень важная часть проекта. Ребенок демонстрирует всем свой очерк и заявляет: «Это сделал я» или рассказывает историю, которая намного длиннее видеоклипа.
Педагог и другие дети могут комментировать выступление, задавать вопросы и развивать тему.
В конце каждый автор получает аплодисменты от аудитории. Комментарии, внесенные в клип на стадии производства, помогают вспомнить события, но автор отчасти может прочитать эти комментарии, и они помогут представить историю, в том числе забытые подробности.
Происходит рефлексия, возникают новые вопросы, обсуждаются и записываются новые впечатления.
Время от времени педагог может записывать ключевые слова или давать заглавия каким-то фрагментам, и дети рассматривают эти слова на экране. Все в какой-то момент сосредотачиваются на одном утверждении, например: «Я увидел...», «Теперь я знаю...», «В следующий раз я хочу...» и обсуждают его.
Интернет. Все истории размещают в информационной среде, где они становятся доступны родителям, а педагог советует им попросить своего ребенка провести презентацию дома. Существует и возможность вещания –рассылки некоторых очерков адресатам интернета.
За рамками события. Кроме того, ребенок может придумать историю или сказку на основе впечатлений и знаний, полученных во время экскурсии, на-пример, историю про зайцев зимой или о принцессе в замке, в котором по-бывал ребенок. С помощью микрофона и редактора звука ребенок может записать свою сказку и откорректировать ее.
Превращение в историю. Определение окончательных заглавий файлов и размещение результатов творчества в общем и личном информационном пространствах - важная часть работы. Клипы можно использовать в личных дневниках и портфолио, к которым ребенок обратится впоследствии.
В такой работе используют программы Quick Time, Movie Maker для обработки фильмов, PowerPoint для презентаций, Garage Band.