формирование у педагогов представлений о причинах конфликтов, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования;формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций, содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности педагогов по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.
Все-таки необходимо уметь предотвращать конфликты или эффективно и безболезненно для обеих сторон выходить из них. Помните: сегодня, не сумев сдержать эмоции, вы вступили в конфликт с учащимся, коллегой по работе, а завтра, действуя подобным образом, вы вступите в конфликт с близкими людьми, с теми кто вам очень дорог. В случае если вы не сумеете достойно выйти из конфликта, вы испортите отношения надолго или, кто знает, может навсегда …
«От конфликта к культуре психологического общения »
Цель
формирование у педагогов представлений о причинах конфликтов, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования;
Задачи:
формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций, содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности педагогов по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.
Ход:
Психолог. В течение рабочего педагоги включаются в широкий диапазон взаимоотношений с коллегами, учениками, родителями по разным поводам. И, естественно, в общении возможны недоразумения, ссоры, обиды, проявления агрессии, смена настроений и т, д. И ситуация может перейти в конфликт.
Задания педагогам:
- назвать синонимы слову «конфликт»;
- дать определение слову «конфликт»;
- сравнить свое определение конфликта с научным;
- записать позитивные и негативные функции конфликта.
· Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов. Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений, вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой.
Функции конфликтов.
Позитивные
Негативные
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами
Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте.
Получение новой информации об оппоненте
Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе.
Сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом
Представление о побежденных группах, как о врагах.
Стимулирование к изменениям и развитию
Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе.
Снятие синдрома покорности у подчиненных
После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников.
Диагностика возможностей оппонента
Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)
Психолог. Всем известно, что любой конфликт имеет пагубные последствия. Он всегда окрашен сильными эмоциями, в основном отрицательными. Конфликт сильно влияет на нервную систему человека и часто имеет «эффект последствия».
Все-таки необходимо уметь предотвращать конфликты или эффективно и безболезненно для обеих сторон выходить из них. Помните: сегодня, не сумев сдержать эмоции, вы вступили в конфликт с учащимся, коллегой по работе, а завтра, действуя подобным образом, вы вступите в конфликт с близкими людьми, с теми кто вам очень дорог. В случае если вы не сумеете достойно выйти из конфликта, вы испортите отношения надолго или, кто знает, может навсегда …
Таким образом, если человек научится достойно выходить из конфликта или предупреждать его, то это умение он будет использовать и дома, и на улице, и на работе.
Я вам хочу привести пример из истории
«Однажды министр юстиции Иван Дмитриев представил Александру 1 дело об оскорблении его величества. Государь, отстранив рукой бумаги, сказал:
- Ведь ты знаешь, Иван Иванович, что я этого рода дела никогда не слушаю. Простить – и кончено!
_ Государь! – ответил Дмитриев. – В этом деле есть важные обстоятельства. Позвольте доложить …
Александр, подумав немного, возразил:
- Нет, Иван Иванович. Чем важнее такого рода дела, тем меньше я хочу их знать. Может случиться, что я как император все-таки прощу, но как человек затаю злобу. А я этого не хочу».
(Из книги «Исторические анекдоты из русской жизни». М., 2004)
Так поступал Александр 1, что бы избежать конфликтов, а для того чтобы узнать как поступаете вы проведем тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» .
Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.
№
Ответы
Часто
3 балла
От случая к случаю 2 балла
Редко
1 балл
1
Угрожаю или дерусь.
2
Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
3
Ищу компромиссы.
4
Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5
Избегаю противника.
6
Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
7
Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
8
Иду на компромисс.
9
Сдаюсь.
10
Меняю тему…
11
Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12
Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13
Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14
Предлагаю мир.
15
Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста.
Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,1 это тип поведения «А» и т. д.
Тип «А»-1,6,11
тип «Б»- 2,7,12
тип «В»- 3,8,13
тип «Г»- 4,9,14
тип «Д»- 5,10,15
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А»- это «жесткий» тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
«Б»- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворяли бы обе стороны.
«В»- «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г»- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
«Д»- «уходящий» стиль. Ваше кредо- «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Работа в группах.
Педагогам предлагается проанализировать конфликтные ситуации и предложить способы выхода из этой ситуации
Ситуация №1
На уроке с конца ряда передается записка. Ученики молча читают ее, смотрят на потолок и хихикают, после чего передают записку дальше, не особо скрывая ее от учителя. Учитель видит записку, забирает ее, разворачивает и видит сообщение «посмотри на потолок». Он смотрит на потолок, в это время класс разражается взрывом хохота.
Ситуация №2
Урок алгебры. Примерно за 10 минут до конца урока, учитель вызывает к доске Васю. Он должен решить пример, используя формулы, изученные на уроке.
Звенит звонок. Учитель просит всех выйти из класса, а Васю остаться и решить пример. Но ученики не уходят, а обступают Васю, который стоит у доски. Звучат реплики: «Да ты че совсем тупой», «Это же элементарно» и т. д. В результате это начинает раздражать Васю.
Ситуация №3
Учительница английского языка заходит в 9 класс и видит, что ученицы повесили все плакаты с грамматическими схемами на новые грамматические правила вверх ногами. Девочки решили пошутить в расчете на то, что учитель потратит несколько минут урока на перевешивание плакатов, и можно будет еще некоторое время заниматься своими делами.
Ситуация №4
Уважаемый учитель с большим опытом работы входит в класс и видит на доске карикатуру на себя. Она выразительная, смешная, точная. Класс молча ждет реакции учителя.
Ситуация №5
В классе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком.
Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом.
Ситуация №6
На перемене двое пятиклассников – мальчик и девочка – громко спорят.
Подошедшая учительница узнает, что мальчик разбил новый планшет девочки, который она принесла в школу. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. А девочка требует деньги за разбитую вещь.
Ситуация №7
После уроков к учительнице робко подходит первоклассник и, страшно смущаясь, просит: Наталья Викторовна, дайте мне, пожалуйста, телефон Маши Ереминой
– Дима, а зачем тебе?
Опустив глаза, мальчик признаётся, что ему очень нравится одноклассница, а поговорить с ней в школе он не решается. Может, по телефону получится? Как поступить?
Задание педагогам:
Создать памятку «Способы выхода из приближающегося конфликта»
Способы выхода из приближающегося конфликта
1. Подчеркнутая внимательность.
2. Способ аппеляции к достоинствам ученика.
3. Разряжают конфликт шутка, юмор.
4. Обращение к ученику с просьбой об услуге.
5. Неожиданная реакция на конфликт.
Психолог. Как невербальными сигналами снизить напряжение во время инцидента, конфликтной ситуации?
Обычно снижают напряженность:
1. Увеличение расстояния между взрослым и подростком (по сравнению с обычным). Чем меньшее расстояние, тем большее впечатление производят слова взрослого на подростка.
2. Замедление проговаривания слов и предложений.
3.Тон, понижающийся к концу предложения слова.
4.Менее частый и менее продолжительный контакт глазами.
5. Замедление, затормаживание движений.
Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благородными целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали. Конфликт - тот же порох. Он вспыхнет или от слова, или от единственного поступка. Поэтому лучший способ предупредить или разрешить любой конфликт - обеспечить высокую культуру общения.
Существует специальная технология общения, приемы которой убедительно демонстрирует американский ученый-психолог Д. Карнеги:
1. УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет
тех, кто ее дает!
2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком
в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по
имени.
3. Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.
4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут
дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни.
Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
4. Рефлексия.
Каждому участнику предлагается поделиться впечатлениями о том, изменилось ли что-то в его взглядах на конфликт.
Использованная литература
Стебенева
Н. Королева Н. «Путь к успеху»// Школьный психолог – 2003 - № 29
Фопель
К. «Сплоченность и толерантность в группе».
М.:Генезис
, 2003.
Школьный психолог № 15, 2009.
4. Анцупов А.Я. «Профилактика конфликтов в школьном коллективе». М: Владос,2003