Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 04.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Ознакомление детей раннего возраста с природой . Работа №289662

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация: Специальное место в формировании у дошкольников любви и бережного дела к природе занимает становление любознательности, которая характеризуется рвением пробраться за границы увиденного, выяснить неизвестное. В процессе пробуждения и становления психологического восприятия природы существенную роль играет отношение педагогов и родителей к природе и интересам ребят, связанным с ней. Легкодоступными средствами формирования энтузиазма к природе считаются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; внедрение деталей исследовательской работы; исследование таинственных явлений природы; работа по предложению поддержки природе; чтение книжек и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

 

Работа:
Кузнецова Анна Петровна и
воспитатель
МБДОУ Д/С № 208, Россия, г. Чебоксары.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ
Аннотация: Специальное место в формировании у дошкольников любви и бережного дела к природе занимает становление любознательности, которая характеризуется рвением пробраться за границы увиденного, выяснить неизвестное. В процессе пробуждения и становления психологического восприятия природы существенную роль играет отношение педагогов и родителей к природе и интересам ребят, связанным с ней. Легкодоступными средствами формирования энтузиазма к природе считаются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; внедрение деталей исследовательской работы; исследование таинственных явлений природы; работа по предложению поддержки природе; чтение книжек и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.
Ключевые слова: познавательное развитие, наблюдение, организация прогулки в детском саду.
Kuznetsova Anna Petrovna and
teacher
MBDOU D / S № 208, Russia, Cheboksary
INTRODUCING NATURE TO YOUNG CHILDREN
Abstract: a Special place in the formation of preschool children's love and care for nature is occupied by the formation of curiosity, which is characterized by a zeal to get beyond the boundaries of what they have seen, to find out the unknown. In the process of awakening and becoming a psychological perception of nature, an essential role is played by the attitude of teachers and parents to nature and the interests of children associated with it. Walking and excursions to nature; phenological observations; introduction of research details; investigation of mysterious natural phenomena; work on offering support to nature; reading books and watching videos about nature; conducting planned and situational conversations about nature and caring for it are considered easily accessible means of generating enthusiasm for nature.
Keywords: cognitive development, observation, organization of walks in kindergarten.
Может быть, старшее поколение, и мы, среднее, еще помним из дальнего юношества собственные ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. По высказываниям П.Г. Саморуковой мы носились босиком по росистой травке, купались в незапятнанных водах речек, озер, морей, резвились под теплыми дождиками, с восторгом шлепая по лужам, собирали полевые цветочки, прогуливались в ночное, ловили рыбу, обедали с каждого кустика и со всякого дерева все, что было съедобно, радовались солнцу и снегу. Наверняка, конкретно это и помогало нам грезить, веровать в ясное будущее. Но несчастные наши детки! Каких невосполнимых богатств и сокровищ они лишены. В данный момент, в том числе и в самых отдаленных селениях люди не в состоянии наслаждаться первозданной красой природы. Повсеместно человек приложил собственную хозяйственную руку [5, С.21].
Мы требуем, по мнению С.А. Веретенниковой, от ребят порядочности, доброты, любви, искреннего понимания, но ничего этого им не обеспечили, ничему не обучили. Мы растеряли, растратили богатства, копившиеся веками. Растоптали и низвергли все заветы, обыкновения, опыт прошедших поколений. Мы фактически все убили собственными руками, собственным бездушием, собственной бесхозяйственностью [1, С.56].
По мнению К.Д. Ушинского: Природа – понятие универсальное, и играет большую роль в культурном, эмоциональном, физическом развитии дошкольников [6, С.47].
Дети и природа – тема вечная. По высказываниям П.Г. Саморуковой с одной стороны ребенок – часть природы, с другой современные дети все реже общаются с природой, все чаще реальная природа заменяется искусственной и виртуальной [5, С.22].
С.Н. Николаева определила особенности детей раннего возраста: они проявляют заинтересованность и заботливое отношение только к тем объектам и явлениям природы, которые вызывают у них положительные эмоции. Положительный эмоциональный настрой во многом зависит от организации работы с детьми. Для того чтобы ребенок усвоил материал, необходимо, чтобы общение между малышом и взрослым было доброжелательным. Речь была выразительна, понятна ребенку, деятельность разнообразной, что бы дети не утомлялись, интерес не ослабевал [3, С.48].
Существуют различные методы ознакомления ребенка с природой, окружающим миром. Л.М. Маневцова отметила: в том числе и словесные беседы в помещении группы, показ наглядного материала, дидактическая игра. Правильно организованная прогулка помогает детям интересно проводить время на свежем воздухе. Занятия по ознакомлению с природой дают возможность последовательно формировать у них знания об особенностях природного окружения [2, С.30].
Обучение детей на занятиях по ознакомлению с природой, по мнению С.А. Веретенниковой, осуществляется разными методами (наблюдение, рассматривание картин, игрушек и т.д.), широко используются активные действия детей (предметные, продуктивные, игровые, включенные в игры, инсценировки с игрушками). Выбор метода зависит от вида занятия, его основной задачи. В соответствии с этим используются и разнообразные словесные методы (чтение художественного произведения, рассказ воспитателя) [1, С.56].
Мы в собственной группе на главный план ставим нравственные и познавательные цели, а потом уже обучающие. Мы разделяем мнение П.Г. Саморуковой, о том, что научить ухаживать за животными не сложно. Дети хорошо знают, что кошка ловит мышей, собака сторожит дом. Но большого труда стоит привить истинную любовь к животному, заботливое к нему отношение, понимание того, что слабого, беззащитного нельзя обижать, оставлять без помощи. Для того чтобы к малышу пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное, когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава или мерцают звезды, учит слушать пение птиц, звон капели, шум ветра. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка. Заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру. Но это совсем не значит, что мы игнорируем конкретные цели обучения [5, С.24].
Проработав в дошкольном учреждении достаточное время, мы, сообразили, что действовать с ребятами вполне возможно исключительно с теплой душой – исключительно в таком случае действие на малыша будет благотворным.
Возраст детей с 2х лет до 3х лет. Спецификой раннего детства считается теснейшая связь и взаимозависимость состояния физического самочувствия и нервно-психического развития.
Целью нашей работы является снижение эмоционального дискомфорта и создания благоприятных условий, по средствам ознакомления детей раннего возраста с природой.
Для достижения этой необходимо:
Развитие физических и психических качеств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Развитие потребностей в речевом общении;
Создание условий для развития познавательного интереса у детей;
Развитие доброжелательного отношения к окружающему миру.
Непосредственная работа с родителями.
Наша цель в работе с детьми, раннего возраста, дать 1-ые представления и ориентиры о природе. Хоть какое изучение передаю через игру.
Мы все знаем: ранний возраст – весомый шаг в жизни малыша. В это период осуществляется становление образных форм познания действительности: образного мышления, воображения, бывать замеченным готовность к овладению разнородными познаниями о находящемся вокруг мире. Конкретно в это время закладываются базы нравственности. Ребенок усваивает нравственные нормы. Увеличивается активность деток в различных видах работы (игровой, трудовой, учебной).
С.Н. Николаева полагает, что с этого возраста через игру и эмоциональное воздействие мы старались вызвать у дошкольников интерес к познанию окружающего мира, в том числе и природы. Игра – это база жизни деток в данном возрасте. Все занятия организуем, как игру, которая несет внутри себя и обучающие задачки [3, С.48].
Знакомили деток с первыми игрушками, имитирующими животных. Применяла разные дидактические игры: Кто в домике живет, А у нас во дворе, К нам приехал гость, что вполне возможно проводить несколько раз, каждый раз изменяя количество персонажей; игры с сюрпризы: Кто-то постучался, Ты кто?; игры – забавы: Солнечный зайчик, Водичка – водичка, За кустом и иные, позднее театрализованные игры с применением кукольного и настольного театра. Кругозор деток расширяли многократные исследования за животными, действами природы, за растениями, за поведением старших, в конце концов, привлечение самих ребят посильному труду.
На участке у нас две кормушки, сделанные руками родителей. Мы постоянно кормим птиц. Малыши всегда очень радуются этому.
Все, что имеет какую либо связь с живыми объектами, выдает позитивный итог, как в познавательном, так и в нравственном и чувственном толке. Но есть и трудности, недостигнутые пока цели. Взять хотя бы кусты. Они, конечно, не могут от удовольствия урчать, чирикать или играть с детьми, но если их не укрыть снегом, они могут замерзнуть и погибнуть. Предлагаем ребятам с лопатами забрасывать их снегом. Дети работают вместе со мной, но быстро переключаются: одни идут чистить дорожки, другие – лепить снеговика, ведь это интереснее и, главное, виден результат. Так стараемся с самого раннего возраста, систематически с помощью объяснений и напоминаний приучать детей выполнять работу не очень привлекательную, интересную, но необходимую.
Основа основ педагогического воздействия на ум и душу ребенка – индивидуальный подход к каждому. И каждый со своим характером, со своими особенностями и способностями. И тяжело, практически невозможно в таких условия познать, прочувствовать внутренний мир каждого ребенка.
Все дети разные, и каждому ребенку нужен особый подход и внимание, которое мы не всегда можем дать. К сожалению, большую часть дошкольной жизни ребенок проводит в замкнутом пространстве детского сада. Если старшие дошкольники еще куда-то могут выйти на природу или съездить на автобусах в город, то младшие словно прикованы к одним и тем же стенам, к одним и тем же пейзажам. А как видно взрослеет и умнеет ребенок после отпуска, проделанного с опекунами. Какое количество новых воспоминаний он привозит, как возрастает его словарный запас, сколько нового он узнает! И на чем ехали или летели, и где купался, и на чем катался в парках, и каких животных видел в зоопарке или в деревне, и многое, многое другое. И даже если никуда не ездили – все равно непосредственное общение родителей с ребенком дает многое. Поэтому одной из основных наших задач мы считаем работу с родителями.
И устно и через стенд для родителей предлагаем на вечерних прогулках или же по пути в дошкольное учреждение направить свой взгляд отпрыска либо дочери на погоду, действа природы, животных. В зависимости от становления деток советуем задавать им разные вопросы: Какого цвета собачка?, Снег какой?, чем скрываются в зимний период деревья?, Где спрятались кусты?, Почему капают сосульки?, Как одеты люди?. Помимо прочего рекомендуем как вполне возможно больше разговаривать с детками, особенно в выходные дни.
Особое внимание уделяем родительским собраниям, где постоянно звучит тема нравственности, доброты, отношения детей к окружающему.
Таким образом, ведущую роль в ознакомлении с природой детей играет составление познавательного энтузиазма к природе. Энтузиазм, с одной стороны, считается катализатором становления бережного дела к природе, с другой - его итогом. Формирование бережного дела к природе следует от углубления имеющихся интересов к формированию новых познаний, эмоций, умений, а от них - к энтузиазму на более высочайшей ступеньки. Специальное место в формировании у дошкольников любви и бережного дела к природе занимает становление любознательности, которая характеризуется рвением пробраться за границы увиденного, выяснить неизвестное. В процессе пробуждения и становления психологического восприятия природы существенную роль играет отношение педагогов и родителей к природе и интересам ребят, связанным с ней. Легкодоступными средствами формирования энтузиазма к природе считаются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; внедрение деталей исследовательской работы; исследование таинственных явлений природы; работа по предложению поддержки природе; чтение книжек и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.
Список литературы
Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой. / С.А. Веретенникова. - М.: Просвещение, 2012. – 125 с.
Маневцова, Л.М. Листок на ладони. / Л.М. Маневцова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 212 с.
Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Владос, 2019 . – 125 с.
Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - М.: Проспект, 2011. – 168 с.
Саморукова, Г.Н. Как знакомить дошкольников с природой. / Г.Н. Саморукова. - М.: Просвещение, 2013. – 245 с.
Ушинский, К.Д. Рассказы для детей о природе / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 1999. – 245 с.
E-mail: annakuz220@mail.ru
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×