«Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности» Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа....
«Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности»
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.
Для достижения результате в области патриотического воспитания дошкольников, следует выделить несколько основных задач, которые будут являться для каждого из нас началом начал в этой деятельности, а именно:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-формирование элементарных знаний о правах человека;
-знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн;
- развитие интереса к традициям;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения нашей страны.
Опираясь на этот, примерный, комплекс задач, планирование работы по патриотическому воспитанию дошкольников осуществляется через такие формы и методы, как занятия, наблюдения, трудовое воспитание, игры, праздники, традиции группы.
Мы, в свою очередь, хотели бы поделиться, как этот процесс осуществляется в нашей группе. Для этого мы вам представим пять разделов (блоков) деятельности, через которые происходит патриотическое воспитание детей.
Разделы:
1.Семья, и место, где живёт ребёнок;
2. Детский сад, правила и традиции группы;
3. Родная природа, ознакомление и бережное отношение;
4. Здоровьесберегающая деятельность;
5. Символы государства и нашей группы.
1.Семья, и место, где живёт ребёнок. Семья - это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности, начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка именно в семье. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Мы поддерживаем эту идею, именно поэтому создаём условия для крепких взаимоотношений детей с их близкими. В нашей группе есть альбомы «Моя семья», «Как я провёл лето»», Здоровый образ жизни в нашей семье». У ребят есть постоянный доступ к этим альбомам, это прекрасная возможность посмотреть, вспомнить, помечтать о совместно проведённом отдыхе со своими близкими. Также, проводятся мероприятия для родителей, что в нашей группе также отражено в альбоме «Наши праздники». Дом, улица, район, это такие же важные составляющие в влияние патриотического воспитания элементы. Именно поэтому, в нашем патриотическом уголке, в группе это отражено в формах альбома «Мой город», «Важные места нашего района», есть плакаты и настольные игры, напоминающие о достопримечательностях нашего города.
2. Детский сад , правила и традиции группы. Детский сад – это место, где дети проводят большую часть своего времени, поэтому наш взгляд, это самая важная составляющая, которая оказывает влияние на патриотическое воспитание ребёнка. Для этого мы в полной мере пытаемся влиять, используя разносторонние приёмы и методы в своей работе. Важный элемент нашей группы, это правила нашей группы, которые приветствуют на входе. Правила в группе важны для спокойного пребывания детей, и понимая бережного отношения к друг другу, а также предметам, которые находятся в группе. Утренний круг, в нашей группе, регулярно сопровождается такими играми, как «Добрые пожелания» и «Комплимент». Отмечание дней рождений с весёлыми хороводами и конкурсами, а также возможностью принести воздушные шарики и маленькие сюрпризы для ребят, в честь праздника. У нас есть традиция «Подари рисунок другу», когда ребята в тайне рисуют трогательные рисунки, а затем могут презентовать их друг другу.
Совместные игры – это возможность сблизится и сплотиться, получить положительные эмоции на весь день, именно поэтому это, тоже является традицией нашей группы. Для сплочения коллектива, мы используем такие игры, как «Волшебный клубочек», «Передача чувств», «На что похоже настроение», «Зеркало». Большая часть игр направлена на развитие эмоций, поскольку проект нашей группы «Радуга эмоций», и мы стараемся это включать в любую деятельность, а особенно, патриотическое развитие. Потому что именно благодаря развитым чувствам, мы побуждаем в детях любовь, сочувствие, понимание себя и других.
3. Родная природа, ознакомление и бережное отношение. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.
Ребята ухаживают за комнатными растениями нашей группы, изготавливают кормушки, учувствуют в создание групповых альбомов «Береги природу», «Наш лес» , отображают своё бережное отношение к животным через сюжетные игры, такие как «Ферма», «Ветеринарная клиника» .
4.Здоровьесберегающая деятельность. Одним из эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения являются здоровый образ жизни, занятия физкультурой и спортом. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. В нашей группе данное направление отражается, через проведение регулярной утренней зарядки, «Колючая тропинка» после сна, закаливающие процедуры, гигиенические навыки, беседы «Здоровое питание», «Мой опрятный внешний вид», игры с массажными мячиками су-джоку, дыхательные гимнастики.
Также ребята делятся традициями здорового образа жизни в их семье, благодаря этому появился альбом «Здоровый образ жизни в нашей семье».
5.Символы государства и нашей группы. В нашем уголке патриотического воспитания самое почётное место занимают флаг и герб нашей страны, а также герб нашего города. Ребята знают значения цветов флага нашей страны, и сами, неоднократно, создавали своими руками флаг, по случаю важных мероприятий.
Для создания большего единения и сплочённости в нашей группе, мы решили создать свои символы, флаг и герб.