В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Дошкольное образовательное учреждение — это начальный этап социального института образования, в связи с этим существенной и первоначальной задачей нашего педагогического коллектива является поиск путей совершенствования деятельности по обновлению содержания работы с детьми в ДОУ. Меняются эпохи, времена, люди, но вечным остается стремление человека к истине, красоте, свету, добру. Одним из основных направлений реализации образовательной области отмечено патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, где основной целью является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Нравственно патриотического воспитания дошкольников в ДОУ.
«Детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В.А. Сухомлинский.
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Дошкольное образовательное учреждение — это начальный этап социального института образования, в связи с этим существенной и первоначальной задачей нашего педагогического коллектива является поиск путей совершенствования деятельности по обновлению содержания работы с детьми в ДОУ. Меняются эпохи, времена, люди, но вечным остается стремление человека к истине, красоте, свету, добру. Одним из основных направлений реализации образовательной области отмечено патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, где основной целью является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Цель патриотического воспитания в соответствии с ФГОС: создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств и становления активной гражданской позиции дошкольника.
Задачи патриотического воспитания:
воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице, городу, краю;
способствование развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической идентичности ребенка, формирование у ребенка отношения к себе как полноправной личности;
воспитание чувства привязанности к родному краю, к родному городу, гордости за историю страны, её народ, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.
ориентация родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, ги
мном России
, родного города;
ознакомление с историческим прошлым нашей Родины, развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
В соответствии с задачами патриотического воспитания, можно выделить несколько направлений, направленных на реализацию данных задач:
1.Направление: – «Я и моё окружение»
включает в себя изучение направлений «Моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица», «Я и мои друзья», «Я и взрослые».
Цель реализации данного направления: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с формирования отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, были провели НОД на темы: «Я и моя семья», «Наш любимый детский сад», «Я и мои друзья».
Работа по патриотическому воспитанию строится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Форма работы с семьёй «Творческая мастерская» позволяет родителям и детям совместно с педагогом ДОУ участвовать в процессе реализации задач патриотического воспитания. «Генеалогическое дерево» создано совместными усилиями родителей и детей. Совместно с родителями и детьми можно организовать фотовыставку «Мы - помощники для бабушки и дедушки». Участие детей в создании рисунков «Моя семья», «Семейные традиции», в выпуске газеты «Наше хобби». В рамках реализации данного направления проведены развлечения «День матери», «8 марта», «23 февраля».
2. Направление: «Мой родной город»
Цель: Воспитание чувства любви к родному городу, гордости за достижения родного города, любви к жителям родного города, уважения к обычаям, традициям жителей родного города.
В рамках реализации данного направления патриотического воспитания можно провести игры-викторины «Город – моя малая родина», брейн-ринг «Градообразующие предприятия города».
Так же можно провести Экскурсии по достопримечательностям города, по аллее в парковой зоне пробудили в дошкольниках любовь и восхищение красотой родного города. Дидактическая игра одна из форм работы по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста. С большим интересом дети участвуют в таких играх, как «Собери из частей целое», «Назови достопримечательность города», «Составь герб города».
3 Направление: «Человек-труженик».
Цель данного направления: воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда.
В рамках реализации данного направления можно провести следующие мероприятия: игра - викторина: «Все профессии важны!», блиц-опросы «Профессия мамы», «Профессия папы». Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Шофёры», «Магазин», «Поликлиника». Сюжетно-ролевая игра способствует развитию эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, даёт возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и это способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Задача знакомства детей с профессиями в ходе сюжетно-ролевой игры подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности.
Дидактические игры «Профессии», «Предметы труда и профессии» способствуют формированию интереса и уважительного отношения к труду и представителям разных профессий.
4.Направление: «Природа родного края и России».
Цель: формирование бережного и заботливого отношения к природе, к растительному и животному миру Хакасии и России.
Воспитание любви к Родине происходит неразрывно с формированием любви к природе родного края и России. Познание мира флоры и фауны России способствует развитию бережного и заботливого отношения к природе. Эффективная работа по патриотическому воспитанию невозможна без сотрудничества с учреждениями и организациями города. Посещение городского музея способствует формированию любви и уважения к родному краю, чувства гордости.
Создание макета «Животный мир родного края».
Работа по патриотическому воспитанию неразрывно связана с привлечением семей воспитанников к сотрудничеству с детским садом. Активное участие принимали родители в акции «Покормим птиц» (изготовление кормушек).
5. направление: «Родина моя – Россия».
Цель: знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном России, воспитание чувства гордости за родную страну, её народ, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.
С детьми были проведены НОД по темам: «Россия – Родина моя», «Мы гордимся своей страной».
Для того чтоб вовлечь родителей в реализации проекта в рамках «Творческой мастерской», им можно дать такие задания на такие темы как: «Город будущего», «День народного единства» и.т.д. Детей и родителей можно привлечь к соревнованиям, конкурсам, и играм на праздниках. С детьми можно играть в дидактические игры «Собери флаг», «Нарисуй флаг» что способствуют запоминанию государственной символики у дошкольников.
6. направление: «Культура и искусство».
Цель: познакомить детей с искусством родного края, воспитывать чувство гордости за культуру Родины, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.
В рамках реализации данного направления знакомим детей с традициями и бытом России, с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. С этой целью с детьми можно провести НОД по ознакомлению дошкольников с искусством народных русских умельцев по направлениям: «Хохломская роспись», «Гжель». НОД по художественно-эстетическому развитию: лепка «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка». Праздники и досуги, формирующие у дошкольников любовь к народным традициям «Осенины», «Новый год», «Масленица», «Святки», «Праздник прилёта птиц», что способствуют становлению активной патриотической позиции детей. Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Подвижная игра вызывает в детях желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, умение проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Участвуя в народных подвижных играх «Горелки», «Заря-зареница», «Птицелов», башкирской игре «Медный пень» дети впитывают любовь к Родине, к традициям и обычаям своего народа, уважение к культурам других национальностей. Устное народное творчество неиссякаемый источник формирования у дошкольников любви к своей родине. Участвуя в театрализации и драматизации произведений устного народного творчества, дети погружаются в волшебный, сказочный мир наших предков. Через сказку они познают морально-нравственные нормы добра и зла. Такие замечательные сказки как «Заюшкина избушка», «Морозко» способствуют формированию у дошкольников стремление быть добрее, честнее, добросовестней по отношению друг к другу.
7.направление: «История России».
Цель реализации данного направления – это ознакомление с историческим прошлым нашей Родины, развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины, её историческое достояние.
Досуги «День Победы», «23 феваля».
Фоторепортажи «Мой папа – защитник Родины», «Спасибо деду за победу!»
Праздники «День Победы», «23 феваля» помогают понять дошкольникам значимость исторического участия наших предков в современной России. Без уважения к прошлому невозможно формировать наше будущее. Дети гордятся победой своих прадедушек в ВОВ и уважают подвиг
Фоторепортажи «Мой папа – защитник Родины», «Спасибо деду за победу!»
Блок - «Этих дней не смолкнет слава».
Таким образом, современные методы и приёмы, используемые в патриотическом воспитании дошкольного возраста в ДОУ, очень разнообразны и многофункциональны. Применение современных форм и методов в педагогической деятельности с детьми гарантирует успешную реализацию патриотического воспитания в ДОУ.
Литература
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб
.
п
особие для студ. сред.
пед
. учеб. заведений. - 3-е изд.,
исправ
. и доп./ С.А. Куликова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 416
с
.
Нравственное
и трудовое дошкольников / С.А. и др.; под редакцией Козловой. – М.: Академия, – 187
с
.
Трубайчук
, Л.В. Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста / материалы 5 Международной научно – практической конференции / Под ред.
Трубайчук
, Л.В и др. –
Челяб
.
гос
.
пед
.
ун
– т
. – Челябинск: Образование, 2007. – 350
с
.
Социально-нравственное воспитание дошкольного возраста / Зырянова и др. ;
Шадрадинский
педагогический институт. – 3-е
исправ
. и
дополн
. – : Изд-во ШГПИ, – 216
с
.
Приказ Министерства и науки РФ от 17 октября года № 1155 "Об федерального государственного стандарта дошкольного зарегистрированный в Минюсте РФ 14 2013 года за
рм
№ 30384.