Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам своей страны, он должен научиться сопереживанию вообще как человеческому чувству. Любование просторами края, его красотой и природными богатствами возникает тогда, когда ребенка научили видеть красоту непосредственно вокруг себя. Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства – искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональным фон, на котором легче усваиваются знания. В соответствии с ГОСТ ДО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной). Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом. Цели: расширение и углубление опыта общения с миром искусства; развитие художественно-эстетического восприятия; формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности; воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.
Проблема воспитания гражданина - патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности своего народа. Как часто звучат в наше время слова: «падение нравственности», «деградация общества». Сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственно-патриотического воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам своей страны, он должен научиться сопереживанию вообще как человеческому чувству. Любование просторами края, его красотой и природными богатствами возникает тогда, когда ребенка научили видеть красоту непосредственно вокруг себя. Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства – искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональным фон, на котором легче усваиваются знания. В соответствии с ГОСТ ДО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной). Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом. Цели: расширение и углубление опыта общения с миром искусства; развитие художественно-эстетического восприятия; формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности; воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства. Главными задачами являются: развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной деятельности, рассматривании произведений искусства; учить понимать художественный образ произведения; формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства, развивать способности при использовании разных изобразительных материалов; воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому. Данная работа может организовываться в различных формах: в образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством; интегрированная образовательная деятельность; интерактивные выставки репродукций картин известных художников; беседы по произведениям живописи; игровые формы работы (познавательно - игровые программы, викторины, квесты); посещение памятных мест, музеев; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; совместная деятельность родителей и детей. Данную работу нужно начинать уже с раннего возраста. Большую радость у детей раннего возраста вызывает рассматривание народных игрушек и игры с ними. Особенно привлекают младших дошкольников сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может использовать в качестве иллюстрации во время рассказывания. Актуально использовать в процессе рассказывания художественное слово. На занятиях по изобразительной деятельности в младших группах детей начинают знакомить с игрушками и с предметами народно-декоративного искусства, а затем они передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке. Детям очень нравятся такие виды деятельности, потому что они им доступны и понятны, дают возможность каждому ребенку проявить себя. В старшей группе следует планировать занятия, специально посвященные народному творчеству. Это могут быть беседы о вышивке и кружевах, рассматривание и описание изделий с хохломской росписью, дымковских глиняных игрушек и т.д. Так же в старшем дошкольном возрасте ребят начинают знакомить с народным творчеством мастеров не только родного края, но и других народов, которые населяют наш край – русские, украинцы, греки, татары и др. Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством средствами изобразительного искусства, является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.