1. Псхоогическая диагностика
2.Психологическая коррекция
3.Психологическое консультирование
4.Психологическая профилактика
5.Психологическое просвещение
6.Организационно-психологическая работа
Задача психологической диагностики- дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, котоорая былабы полезна им самим, а также воспитателям и родителям. Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:
диагностика познавательной сферы
диагностика эмоционально-волоевой сферы
диагностика коммуникативной сферы
Педагог-психолог в ДОУ и его основные направления деятельности
1. Психологическая диагностика
2. Психологическая коррекция
3. Психологическое консультирование
4. Психологическая профилактика
5. Психологическое просвещение
6. Организационно-методическая работа
Итак, задача психологической диагностики — дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям. Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:
диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);
диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе);
диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).
По результатам диагностики составляется психологическое заключение. В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам (неврологу, нейропсихологу или невропатологу).
В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.
Психологическая коррекция с детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Каждый ребенок индивидуален. Кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее. С учетом особенностей развития каждого малыша психолог строит психокоррекционную работу в следующих направлениях:
эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе;
коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;
познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия).
Основные методы коррекционной работы:
индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;
сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка;
арттерапия: работа с красками, глиной, пастелью, тестом;
психогимнастика;
релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.
Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования – максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого ребенка. Педагоги и родители получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.
Под психологическим просвещением понимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых – психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и т.д. Поэтому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; разъяснять результаты диагностических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; достигать понимания необходимости работы психолога в детском саду.
Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям:
1)Индивидуальная
С педагогами:
проводится по запросам и результатам диагностики;
обзор групп по результатам скрининговой и углубленной диагностики.
С родителями:
проводится по запросам и результатам диагностики;
психологические пятиминутки в группах при утреннем приёме детей.
2)Групповая
С педагогами:
семинар-практикум;
мастер-класс;
консультация;
С родителями:
выступления на родительских собраниях;
тематические встречи (консультации) с родителями по заранее выбранной проблеме;
оформление информационных листов (памяток) и ширм в каждой группе;
подбор психологической литературы для библиотечки родителей.
Психологическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень и проводить работу в направлении их предупреждения. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа.
Психопрофилактическая работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основных направления:
1)развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;
2)развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;
3)развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);
4)развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.
Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых занятий. Предпочтение отводится групповым играм. При необходимости психолог проводит индивидуальную работу с ребенком.
Групповые психопрофилактические занятия:
Младшая группа:
Адаптация детей;
Осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде;
Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.
Средняя группа:
Развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;
Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.
Старшая группа:
Коммуникативные навыки;
Творческие и познавательные способности;
Эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);
Способность к дифференциации эмоциональных состояний.
Подготовительная группа:
Готовность к школе (личностная и мотивационная);
Коммуникативные способности и социальная адаптация детей;
Способность к дифференциации эмоциональных состояний;
Творческие способности и совершенствование познавательных процессов.
Организационно-методическая работа:
оформление документации;
участие в методических объединениях психологов;
курсы повышения квалификации и дополнительное образование;
методическая помощь в организации и проведении педсоветов, открытых занятий, семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов по плану МАДОУ;
Детский психолог — это, прежде всего, человек, хорошо знающий и глубоко понимающий ребёнка, разбирающийся как в общих закономерностях его психического развития, так и в возрастных особенностях и индивидуальных вариантах. Вместе с тем он ориентируется и в психологии взрослых людей, в тех её сторонах, которые определяют позицию, занимаемую ими по отношению к ребёнку.
Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования — максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка. Родители или педагоги получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе. В процессе психологической консультации, родители или педагоги сами находят возможные варианты решения вопроса, а психолог подводит их к точным выводам.
Психологическое консультирование является одним из самых востребованных видов моей работы педагога-психолога в Детском саду. Консультирование – это оказание конкретной помощи обратившимся родителям или педагогам в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
В детском саду консультативная работа с родителями и педагогами проводится с учетом специфики программы развития детей дошкольного возраста, их возрастных и индивидуальных особенностей, личностных качеств и уровня профессиональной квалификации педагогов, специфики семейного воспитания и т.д.
Работа с педагогами:
анализ работы воспитателя в группе и помощь при затруднениях, связанных с особенностями индивидуального развития отдельных детей;
участие в педсоветах, посвященных вопросам адаптации детей к дошкольному учреждению, готовности к школе, организации работы в специальных группах (логопедических, групп с дополнительной образовательной нагрузкой, для детей с ослабленным здоровьем и т.д.);
разработка рекомендаций по работе с детьми, имеющими трудности эмоционального, социального и интеллектуального развития, для воспитателей групп и других специалистов детского учреждения;
подготовка рекомендаций по организации благоприятного эмоционального климата в группе с учетом индивидуальных особенностей детей, помощь в проведении специальных мероприятий (игр, занятий, праздников, развлечений), улучшающих взаимоотношения детей, рост их социальной компетентности;
проведение специальных обучающих занятий, тренингов для воспитателей по изменению стиля воспитательных воздействий.
Работа с родителями:
консультирование родителей по вопросам организации периода адаптации ребенка к новым условиям жизни;
консультирование родителей детей, имеющих эмоциональные, социальные, поведенческие трудности, а также трудности в познавательном развитии;
разработка рекомендаций для родителей по организации жизни ребенка в семье. При необходимости проведение специальных занятий, тренингов для родителей и других форм обучения;
участие в родительских собраниях, информирование родителей о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей.
Запросы родителей, особо часто встречающиеся в рамках психологического консультирования, имеют несколько направлений:
1.Адаптация к дошкольному учреждению.
Каждый малыш по-своему переживает отрыв от мамы, да и родители, приняв решение о посещении ребенком дошкольного учреждения, далеко не всегда сами готовы к этому. Психолог начинает консультировать родителей еще до прихода ребенка в детский сад, что позволяет родителям грамотно подойти к этой проблеме и максимально улучшить процесс адаптации. В нашем дошкольном учреждении 90% детей довольно легко адаптируются к детскому саду. Плодотворное взаимодействие с родителями с первых минут посещения дошкольного учреждения позволяет в дальнейшем строить доверительное и продуктивное общение на индивидуальных консультациях.
2.Потеря контроля. Даже при самых гармоничных отношениях между родителями и детьми бывают моменты, когда ребенок не слушается, и это нормально, потому что свидетельствует о становлении личности маленького человека. Родители, теряя контроль над ребенком, решают посоветоваться со специалистом, который сможет объективно оценить ситуацию и подсказать способы выхода из нее.
3.Страхи. Помощь психолога необходима: если ребенок испытывает страхи, чувство страха угнетает ребенка, подавляет его активность, инициативу и нередко ведет к беспомощности перед ситуацией. Родители на консультации узнают, что страхи в определенном возрасте — явление естественное, говорящее о развитии воображения ребенка, узнают, как правильно общаться с дошкольником. Психолог помогает безболезненно преодолеть дискомфортный для ребенка момент.
4.Чрезмерная активность. С проблемой гиперактивных детей родители сейчас сталкиваются очень часто. Такие дети подобны урагану или вулкану, который не знает границ и может взвиться под потолок в любую минуту. Сосредоточиться или высидеть спокойно какое-то время в процессе деятельности для таких детей — большая проблема. Психолог помогает родителям найти оптимальный способ общения с ребенком, овладеть методиками снятия излишнего возбуждения.
5.Агрессивность.Многие родители сталкиваются с этой проблемой. Ребенок сердится, может обидеть другого ребенка, причинить боль животному, демонстративно сломать игрушку. Психолог находит вместе с родителем причины такого поведения, планирует действия в семье и группе детей.
6.Застенчивость.Застенчивые дети избегают контактов со сверстниками, чрезмерно чувствительны к критике, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя. Первостепенно таким детям необходима помощь семьи. Психолог проговаривает с родителями их особенности и тонкости общения.
Поводов обращения родителей к педагогу-психологу множество. В жизни порой бывают такие ситуации, с которыми трудно справиться даже взрослым. К ним относятся смерть близкого человека, развод родителей, появление нового члена семьи. И в каждой конкретной ситуации психолог определит, насколько сильно ребенок переживает, поможет пережить семье случившееся. Родители все чаще обращаются не за решением конкретной проблемы, а просто за информацией о достижениях в развитии ребенка.