Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Педагогический проект «Времён связующая нить - от деревни к городу» . Работа №297198

Дата публикации:
Автор:
Описание:

  В современной  ситуации в городских семьях наблюдается дефицит взаимодействия между взрослыми и детьми. Профессиональная занятость родителей и невозможность уделять достаточного количества времени детям, влечёт отстранённость детей от забот семьи. В городе семья строится на очень узких и коротких отношениях, общаясь только вечером и по выходным. Сельские же семьи совместно с детьми круглый год повседневно выполняют самую  разнообразную работу, у них более широкий круг хозяйственных забот.  В каждой деревенской семье есть общие  традиции, ценности. Национальные праздники принято отмечать вместе.

Работа:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 144

«Детский сад компенсирующего вида»

 

 

 

 

 

Педагогический проект

«Времён связующая нить - от деревни к городу»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЕМЕРОВО 2020

 

 

 

 

Паспорт проекта

 

Название проекта

«Времён связующая нить - от деревни к городу»

Авторы проекта

Составители: заведующая МБДОУ Гребенькова Ю. И. воспитатели Торгунакова В. Г., Браткова Н. С.

Название образовательного учреждения

МБДОУ № 144

«Детский сад компенсирующего вида»

Вид проекта

Практико-ориентированный

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.

Формы реализации проекта

Выставки детского творчества, оформление фотоальбомов, презентации, экскурсии, мастер-классы, трудовые акции, фольклорные праздники.

Цель проекта

Формирование интереса к ценностям «города» и «деревни», воспитание осознанного отношения к своему прошлому, настоящему и будущему, через познание культурно-исторического своеобразия национальной культуры.

Задачи проекта

Углублять представления ребёнка о семье, её истории.

Приобщать детей к доступной трудовой деятельности.

Воспитывать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе.

Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

Развивать познавательно-исследовательский интерес.

Обеспечивать педагогическую поддержку семьи, через участие родителей в реализации проекта.

Ожидаемые результаты

Реализация проекта позволит:

-сформировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о семье, о истории родного края;

- приобщить детей к доступной трудовой деятельности;

- сформировать желание ребенка участвовать в совместной трудовой деятельности;

- в процессе совместной деятельности сблизить детей и родителей;

- сформировать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе;

- сформировались элементарные навыки безопасного поведения на огороде ( на улице, во дворе, на проезжей части, в общественных местах), деревне.

-развить у воспитанников творческие и организаторские  способности;

-повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации  совместной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников.

Сроки реализации проекта

Январь 2019 - декабрь 2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

В современной ситуации в городских семьях наблюдается дефицит взаимодействия между взрослыми и детьми. Профессиональная занятость родителей и невозможность уделять достаточного количества времени детям, влечёт отстранённость детей от забот семьи. В городе семья строится на очень узких и коротких отношениях, общаясь только вечером и по выходным. Сельские же семьи совместно с детьми круглый год повседневно выполняют самую разнообразную работу, у них более широкий круг хозяйственных забот. В каждой деревенской семье есть общие традиции, ценности. Национальные праздники принято отмечать вместе.

Объединив процессы создания макета и ознакомления воспитанников с национальной культурой деревенского быта и особенностями городской жизни, совместными усилиями воспитателей, детей и родителей группе был создан макет деревенской избы и организован «мини огород» на подоконнике. Данная работа вызвала огромный интерес у детей, связанный с деревенским бытом и укладом семей в прошлом.

Основной идеей проекта является знакомство детей с культурно-историческим своеобразием, национальной культурой деревенского быта и особенностями городской жизни.

Цель проекта

Формирование интереса к ценностям «города» и «деревни», воспитание осознанного отношения к своему прошлому, настоящему и будущему, через познание культурно-исторического своеобразия национальной культуры.

Задачи проекта:

глублять представления ребёнка о семье, её истории;

- приобщать детей к доступной трудовой деятельности;

- воспитывать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе;

- воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности;

- развивать познавательно-исследовательский интерес;

- обеспечить педагогическую поддержку семье, через участие родителей в реализации проекта.

Проектная деятельность заключалась в создании макетов, огорода и оформлении прогулочного участка малыми формами, максимально приближёнными к реальности деревенского и городского быта.

Практическая значимость: данный проект может быть реализован с детьми старшего дошкольного возраста с различными потребностями и возможностями.

Новизна проекта: в процессе реализации проекта педагогическая деятельность выстроена таким образом, чтобы задачи обучения и воспитания дошкольников осуществлялись при активном участии родителей (законных представителей) воспитанников.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Реализация проекта позволит:

-сформировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о семье, об истории родного края;

- приобщить детей к доступной трудовой деятельности;

- сформировать желание ребенка участвовать в совместной трудовой деятельности;

- в процессе совместной деятельности сблизить детей и родителей;

- сформировать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе;

- сформировались элементарные навыки безопасного поведения на огороде ( на улице, во дворе, на проезжей части, в общественных местах), деревне.

-развить у воспитанников творческие и организаторские  способности;

-повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации  совместной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников.

 

 

 

 

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовое обеспечение проекта

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ 

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный министерством образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155

-«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26; СанПиН 2.4.1.3049-13;

- Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 144 «Детский сад компенсирующего вида».

2. Информационное:

- создание банка данных по реализации проекта;

-мониторинговые мероприятия;

- организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта.

3. Материально-техническое:

Успешная реализация проекта и достижение поставленной цели предполагают развитие предметной развивающей среды, удовлетворяющей современным требованиям дошкольного образования:

– соответствие предметно-развивающей среды содержанию образования;

–соответствие предметно-развивающей среды особенностям организации образовательного процесса: целенаправленное использование развивающих технологий.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на один год и разделена на три этапа.

1 этап - Подготовительный

1. Постановка цели и задач проекта;

2. Изучение методической и детской литературы;

3. Подбор художественной литературы, стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме;

4. Выставка книг, иллюстраций, альбомов о культурных растениях;

5. Подбор настольных, подвижных, пальчиковых, дидактических игр, интересных вопросов и упражнений по теме проекта.

2 этап - Основной

Реализация проекта в соответствии с планом.

3 этап – Итоговый

Анализ проведенной работы;

Презентация проекта для педагогов и родителей

.

 

План реализации проекта

 

Задачи

Перечень запланированных мероприятий

Сроки проведения

Исполнители

Ответственный

1. Углублять представления ребёнка о семье, её истории.

1. Рассматривание семейных альбомов.

2. Сюжетно- ролевые игры:

«Семья»

«Едем на дачу»

«Овощной магазин»

«Цветочный магазин»

3. Посещение музеев:

- музея-заповедника «Томская писаница»

- «Красная горка»

- контактного зоопарка «Вовкин двор»

4. Экскурсии:

-на огород

-в поле

-на перекрёсток города.

5. Посещение мастер-классов:

- лепка из глины посуды в «Гончарной мастерской»

- изготовление оберега «Огненный конь» в областной научной библиотеке им. В.Д. Федорова.

 

Январь-декабрь

 

 

 

Август

 

Июль

 

Июнь, июль, август

 

 

Сентябрь

 

Август 2019

 

 

Ноябрь 2019

Родители, педагоги

 

Воспитатели

2. Продолжать приобщать детей к доступной трудовой деятельности. Продолжать приобщать детей к доступной трудовой деятельности.

Рассматривание семян.

Высадка рассады «Огород на окне», высаживание рассады на огород, ухаживание за овощами, уборка урожая.

Праздник «Что нам осень принесла»

«Зарисовка этапов роста растений»

Рисование «Цветущая весна»

Лепка «Овощи с грядки»

Аппликация: «Овощи на тарелке».

 

Март - июль

 

Август-сентябрь

 

 

 

сентябрь

Родители, педагоги

 

Воспитатели

3. Воспитывать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе.

Художественное творчество

Конструирование

Знакомство с пословицами

В своей семье и сам большой.
В дружной семье и в холод тепло.
В семье согласно – так и дело идёт прекрасно.
Все равные детки — что пареньки, что девки.
Кто свою мать уважает — чужую не обругает.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Не будет добра, коли в семье – вражда.
Мать кормит детей, как земля – людей.
Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
При солнышке тепло, при матушке добро.

Знакомство с поговорками

Вся семья вместе, так и душа на месте. Семья – семь я. Добрая семья прибавит разума-ума. Семье, где помогают друг другу, беды не страшны. Семьей дорожить – счастливым быть. Семьей и горох молотят.

Знакомство с закличками

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи —

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Дождик, дождик, пуще,

 

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей!

***

Выйди, выйди, солнце,

Над моим оконцем.

Выйди, выйди, солнышко,

Мы посеем зёрнышко.

***

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошко!

Там твои детки,

Там малолетки,

Лепёшки валяют,

Тебя поджидают.

***

Радуга-дуга,

Подавай дождя!

Нам по ложке,

Медведю по плошке,

А серому волку —

По полному ведёрку!

***

Божья коровка,

Чёрная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Чёрного и белого,

Только не горелого.

Загадками

использование русских народных песен и танцев;

использование костюмов, изготовленных родителями в театрализации, в праздниках и самостоятельной деятельности;

применение игрушек и изделий народных промыслов;

представление кукольного театра разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

рассказы о народных обычаях и традициях; рассматривание иллюстраций о русском быте; беседы, вопросы, разъяснения.

Январь - декабрь

 

 

Январь - декабрь

 

Январь - декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь - декабрь

 

 

 

 

Январь - декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь - декабрь

 

 

Январь - декабрь

 

Январь - декабрь

Согласно календарю христианских народных праздников

Родители, педагоги

 

Воспитатели

4. Воспитывать желание участвовать в совместной игровой деятельности.

Дидактические игры:

«Найди по описанию»,

«Разрезные картинки»,

«Домино»,

«Чудесный мешочек»,

«Угадай овощ на вкус»,

«Вершки - корешки»,

«Что сажают в огороде»,

Лото «Что растет на огороде»,

«Четвертый лишний».

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное»,

«Найди пару»,

«Огуречик»,

«Кто быстрее соберет урожай».

Раскрашивание картинок :

Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста»,

«Огородник».

Январь - декабрь

 

 

 

 

 

Январь - декабрь

 

 

 

 

Январь - декабрь

 

 

 

Январь - декабрь

Родители, педагоги

 

Воспитатели

5.Развивать познавательно-исследовательский интерес.

Рассматривание семян через лупу, определение всхожести семян, эксперимент «Что нужно для роста растений», «Витамины с грядки, чтобы было всё в порядке», беседа «Раньше и теперь».

Март

Март-май

 

Август-сентябрь

Родители, педагоги

 

Воспитатели

6.Обеспечение педагогической поддержки семьи, через участие родителей в реализации проекта.

Посещение музеев:

- «Томская писаница»;

- «Красная горка»

- контактного зоопарка «Вовкин двор»

посещение мастер-класса в библиотеке изготовление оберега «Огненный конь»;

экскурсии:

-на огород

-в поле

-на перекрёсток города

народные игры

досуги

создание совместных макетов :

«Деревня», «Город», «Дорога», «Изба», «Квартира».

совместное проведение субботников, оформление прогулочного участка.

Август

 

Июль

Июль

 

Июнь-сентябрь

 

 

Сентябрь

 

Ноябрь

 

Январь-декабрь

 

 

Январь-декабрь

Родители, педагоги

 

Воспитатели

 

 

 

Данный перечень базовых мероприятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям развития дошкольников инвалидов по зрению

 

 

Прогнозируемые результаты деятельности, условия организации работ, средства контроля и обеспечение достоверности результатов

 

Содержание деятельности

(согласно этапам)

Продукты деятельности

Ответственные исполнители

1 этап (январь 2019 – март 2019) – Подготовительный

1 этап – подготовительный (сбор информации)

1. Постановка цели и задач проекта;

2. Изучение методической и детской литературы;

3. Подбор художественной литературы, стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме;

4. Выставка книг, иллюстраций, альбомов о культурных растениях;

5. Подбор настольных, подвижных, пальчиковых, дидактических игр, интересных вопросов и упражнений по теме проекта.

 

 

Составление календарного плана проекта, составление картотек по теме проекта, подборка книг, иллюстраций, альбомов для выставки, составление коллекции семян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

 

Воспитатели

 

 

Воспитатели

 

2 этап (январь 2019 – декабрь 2019)

Реализация проекта

Рассматривание семейных альбомов.

Сюжетно- ролевые игры:

«Семья»

«Едем на дачу»

«Овощной магазин»

«Цветочный магазин»

Посещение музеев:

- музея-заповедника «Томская писаница»

- «Красная горка»

- контактного зоопарка «Вовкин двор»

Экскурсии:

-на огород

-в поле

-на перекрёсток города.

Посещение мастер-классов:

- лепка из глины посуды в «Гончарной мастерской»

- изготовление оберега «Огненный конь» в областной научной библиотеке им. В.Д. Федорова.

Подготовка семян овощных культур и необходимого инвентаря для выращивания и посадки семян и рассады.

Поисковая деятельность – смогут ли культурные растения вырасти в комнатных условиях и сможем ли мы получить урожай?

Рассматривание семян

посадка рассады «Огород на окне»

высаживание рассады на огород

ухаживание за овощами

уборка урожая

праздник «Что нам осень принесла»

«Зарисовка этапов роста растений»

рисование «Цветущая весна»

лепка «Овощи с грядки»

аппликация: «Овощи на тарелке».

Художественное творчество,

конструирование;

ознакомление с пословицами,

поговорками,

закличками,

загадками;

использование русских народных песен и танцев; использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности; представление кукольного театра разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

рассказы о народных обычаях и традициях; рассматривание иллюстраций о русском быте;

беседы,

вопросы,

разъяснения.

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное»,

«Найди пару»,

«Огуречик»,

«Кто быстрее соберет урожай».

Дидактические игры:

«Найди по описанию», «Разрезные картинки», «Домино», «Чудесный мешочек», «Угадай овощ на вкус», «Вершки - корешки», «Что сажают в огороде», Лото «Что растет на огороде», «Четвертый лишний».

 

 

Оформление альбомов:

«Семья»

«Едем на дачу»

«Овощной магазин»

«Цветочный магазин»

 

 

Оформление фотовыставки.

 

 

 

 

 

 

 

Оформление дневника наблюдений

 

 

 

 

Оформление выставок детского творчества.

 

 

Оформление книжек-малышек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформить дидактические игры.

 

 

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

 

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

 

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, муз работник. хореограф

 

 

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

 

3 этап (декабрь 2019)

Подведение итогов

 

Оформление коллекции семян овощных культур.

Создание совместных с родителями макетов :

«Деревня», «Город», «Дорога», «Изба», «Квартира»

совместное проведение субботников, оформление прогулочного участка.

 

 

Воспитатели, родители

 

Ценность проекта: создание условий для ознакомления дошкольников с историческим, культурным своеобразием родной страны; оказание помощи родителям и повышение компетентности педагогов в рамках темы данного проекта; отсутствие формализма в организации работы с семьёй

Рефлексивный комментарий педагога, результаты деятельности:

В рамках реализации проекта ребятам удалось посетить музей-заповедник «Томская писаница», «Красная горка»; съездить на совместные с родителями экскурсии: на огород, в поле, на перекрёсток города. Созданные в группе с родителями и детьми макеты: «Деревенский быт», «Изба», «Современная квартира», «Улица города», позволяют проводить с детьми различные занятия, интегрировать и использовать макеты в различных видах деятельности. Проведение мастер-классов с родителями позволили пополнить макеты: обрядными куклами. вязанными деревьями по временам года. мелкими игровыми формами крестьянского и городского быта. Создан фотоальбом, где вместе с родителями собрана информация о семейных традициях, которые они поддерживают сейчас в своих семьях. Изготовлен лэпбук, с помощью которого ребята знакомятся с огородными растениями и способами их выращивания. Также каждый из макетов используется в отдельности или в сочетании с другими, что также служит дополнительным стимулом к новым сюжетным композициям.

Опыт игры с макетами ребята переносят на прогулочный участок, где организовывают сюжетно-ролевые игры с малыми формами из берёзы, ухаживают совместно с родителями за огородом. В процессе такой работы у детей сформировались элементарные навыки безопасного поведения на улице, во дворе, на проезжей части, в общественных местах, деревне, на огороде. Совместная деятельность значительно сблизила детей и родителей. Количество заинтересованных родителей в группе по реализации проекта - 100% . Ребята с удовольствием рассказывают о данной деятельности гостям, посещающим ДОУ, студентам-практикантам. Проект дал мне возможность расширить собственный кругозор, повысить педагогическую компетентность, а также укрепить взаимоотношения с родителями воспитанников.

 

Дальнейшее развитие проекта

Дальнейшим развитием проекта станет создание в группе мини - музея «Было - стало». Экспонатами музея будут современные и старинные электрические приборы и предметы быта, музыкальные инструменты разных времён. Совместно с семьями воспитанников планируется изготовление лэпбуков по темам: «Животноводство», «Безопасность в городе», «Праздники и традиции», «Правила поведения в быту».

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - данная пословица стала девизом родителей, педагогов и детей старшей группы. Любимым местом для игры ребят старшего дошкольного возраста стали макеты. Проект получили большое количество положительных отзывов коллег в нашем детском саду и коллег из детских садов области.

 

 

 

 

Список литературы

Пермякова Е. Н., Павлова Е. В., Балева А. А. Проект «Моя деревня» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 66-69.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×