Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Педагогическое общение в деятельности учителя. . Работа №287148

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких педагогических действий, как постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач деятельности; создание условий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными воспитанниками; применение отобранных методов, средств и приемов осуществления педагогического процесса; обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процеса и создание условий для его эффективного протекания; использование необходимых приемов стимулирования активности учащихся; установка обратной связи и своевременная  корректировка хода педагогического процесса.

Особое место организаторская деятельность занимает в структуре целостной деятельности педагога. Воспитательная работа, отмечает А.С. Макаренко, есть прежде всего работа организатора. Благодаря организаторской деятельности педагога учащиеся включаются в различные видыдеятельности.

Работа:
Технология организаторской деятельности.
Педагогическое общение в деятельности учителя.
Цели изучения темы: формирование понятия об организаторской деятельности педагога, развитие организаторских и коммуникативных умений студентов.
План.
1. Учитель – предметник, классный руководитель, педагог дополнительного образования как организаторы деятельности детей.
2. Роль педагогического общения в успешности организаторской деятельности.
3. Педагогическое общение: сущность, структура, функции. Характеристика основных этапов педагогического общения.
4. Технология проектирования, организации, управления и коррекции педагогическим общением.
5. Уровни общения.
6. Стили педагогического общения.
Информационный блок.
Организаторская деятельность, будучи отнесенной к определенному человеку, есть система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для достижения общей цели.
Особое место организаторская деятельность занимает в структуре целостной деятельности педагога. Воспитательная работа, отмечает А.С.Макаренко, есть прежде всего работа организатора. Благодаря организаторской деятельности педагога учащиеся включаются в различные виды деятельности.
Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких педагогических действий, как постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач деятельности; создание условий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными воспитанниками; применение отобранных методов, средств и приемов осуществления педагогического процесса; обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий для его эффективного протекания; использование необходимых приемов стимулирования активности учащихся; установка обратной связи и своевременная корректировка хода педагогического процесса.
В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми. В развернутом виде структура отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их взаимосвязей:
- усвоение задачи, установление соотношения организаторов и организуемых к условиям задачи;
- подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения;
- определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных;
- распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж;
- внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей;
- учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи;
- определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование;
- работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность;
- итоговый анализ выполнения задачи и оценка индивидуальной и коллективной деятельности (Л.И.Уманский).
Эта структура организаторской деятельности в равной мере относится и к организаторской деятельности педагога.
Специфика организаторской деятельности педагога проявляется прежде всего в его целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной). Содержание, формы и методы организаторской деятельности педагога всегда подчинен тому или иному виду деятельности детей.
Своеобразная отстраненность организаторской деятельности педагога от результатов деятельности детей тем не менее обнаруживает свою эффективность в количественно-качественных показателях продуктивных и непродуктивных видов деятельности. В тоже время о ее эффективности можно судить и по таким критериям, как уровень развития коллектива, обученность и воспитанность учащихся, характер сложившихся взаимоотношений, сплоченность группы школьников.
По своим внешним характеристикам организаторская деятельность педагога проявляется как исполнительская, практическая. Однако она и прежде всего главным образом – внутренняя, психологически творческая. Исполнительский и творческий характер организаторской деятельности определяют ее внутреннюю противоречивость, обусловленную диалектикой цели и средств ее достижения.
Деятельность педагога-организатора строится на основе переработки поступающий информации. Важнейшей для организаторской деятельности является информация о свойствах и состояниях коллектива и его отдельных членов. Отсюда организаторская деятельность представляет собой различные методы, средства и приемы педагогического воздействия и взаимодействия.
Какие же функции присущи организаторской деятельности?
Первое место среди них занимает функция групповой интеграции, формирование межличностного внутреннего единства. Результатом осуществления этой функции являются установившиеся взаимосвязи, взаимоотношения и скоординированные действия внутри групп, т.е. внутренние коммуникации. Вторая функция – внешне-коммуникативная, направленная на установление связей и координацию действий между микрогруппами (горизонтальная коммуникация) и вышестоящими организациями (вертикальная коммуникация). Третья и четвертая функции вытекают из понимания самой сущности организаторской деятельности и связан с обучением и воспитанием, понимаемый в широком смысле этих явлений. В деятельности педагога эти четыре функции проявляются в единстве и взаимообусловленности.
Поскольку человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности учителю-предметнику, классному руководителю, педагогу дополнительного образования необходимо организовывать следующие виды деятельности детей: познавательную, трудовую, художественную, спортивную, общественную, ценностно-ориентационную, коммуникативную (М.С.Каган, Н.Е.Щуркова).
Технологические требования осуществления различных видов развивающей деятельности:
подчинение предметного результата воспитательному в виде качественных материальных и идеальных изменений личности, ее внешнего облика, интеллектуальной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферы, поведения и деятельности;
выбор адекватного инструментария любого вида деятельности как выражения соответствующего отношения воспитанников к окружающему миру;
создание условий обязательного переживания воспитанниками положительных эмоций, чувства удовлетворенности собой и веры в свои силы и возможности (А.С.Белкин);
организация каждого вида деятельности должна подчиняться обусловленным его спецификой организационным правилам, касающимся объекта, места, времени и т.п.
Рассматривая организаторскую деятельность учителя предметника, классного руководителя, педагога дополнительного образования как систему разнообразных методов, приемов, средств педагогического воздействия и взаимодействия важно подчеркнуть, что она должна быть направлена на формирование субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе, на создание условий для личностного роста учащихся. Поэтому особое место в организации различных видов деятельности детей занимают диалоговые, игровые, компьютерные, информационно-коммуникативные технологии на уроке, во внеклассной работе по предмету, в воспитательной работе.
Модель организации и проведения дидактической игры
Основные условия эффективного проведения дискуссии:
• установление доверительных взаимоотношений с учащимися;
• чёткое определение темы и объема обсуждаемого материала;
• умение учителя и учащихся организовывать деловое общение, вести дискуссию. Следует помнить, что в ходе дискуссии школьники получают невербальные сообщения по выражению ваших глаз, жестам и позе тела. Очень важной является выбранная вами интонация и тон голоса.
Плюсы дискуссий:
Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать своё мнение, выслушивать другие точки зрения.
В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную-информацию.
Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность.
Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов. Особенно важна дискуссия тогда, когда обсуждаются сложные концепции, противоречащие повседневному восприятию.
Минусы дискуссии:
Ход дискуссии трудно прогнозировать, легко можно перейти к обмену глупостями.
Необходима хорошая заблаговременная подготовка школьников, чтобы у них был определенный запас знаний для живого делового диалога.
Некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию и начинают нервничать. Для них такие занятия малополезны.
Несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные вэтом случае будут молчать.
Как руководить дискуссией в классе?
I. Приглашайте к участию стеснительных детей.
Например:
— Как ты думаешь Саша?
— Нам нужно послушать других отвечающих. Что ты думаешь по этому поводу, Лена?
• Не спрашивайте стеснительных в мертвой тишине, даже самоуверенные дети теряются в такой ситуации.
• Будьте внутренне уверены, что любой, даже самый стеснительный ребенок, легко ответит на вопрос.
П. Направляйте комментарии и вопросы одного ученика к другому.
Например:
— Это интересная мысль, Коля. Игорь, что ты по этому поводу думаешь?
— Это важный вопрос, Оля. Толя, как бы ты на него ответил? Подбодрите учеников, ориентируйте на общение друг с другом, а не на ожидание вашего мнения.
Ш. Если Вы не уверены, что поняли то, что сказал ученик, значит и другие ученики тоже не смогли это понять.
• Попросите другого ученика прокомментировать ответ первого, а потом первый пояснит, если его высказывание прокомментировано неверно.
• Перескажите сами высказывание ученика и спросите: Я правильно тебя понял или ошибаюсь?
IV. Вытягивайте больше информации. Например:
— Это сильный аргумент, как бы ты смог обосновать его?
— Расскажи нам, как ты пришел к такому выводу, шаг за шагом.
V. Не отвлекайтесь от предмета дискуссии. Например:
— Сегодня мы обсуждаем... и Сергей сделал предположение...
— Прежде чем продолжить, подведем некоторые итоги...
VI. Дайте время подумать над ответом. Некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли.
Например: Какой была бы наша жизнь, если бы не изобрели телевизор? Запишите ваши соображения, а через минуту мы их обсудим.
VII. Когда ученик заканчивает ответ, оглядите класс, оцените реакцию других детей.
Например, если дети выглядят озадаченными, спросите их почему, если согласно кивают, попросите их привести примеры и доказательства сказанному.
(Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю.Ксензова. – М., 2001).
Основные понятия: сущность организаторской деятельности, педагогическое общение, его структура, функции, уровни и стили общения, технология и техника общения, вербальное и невербальное общение, барьеры в профессиональном общении.
Вопросы для самоконтроля.
Какие организаторские умения необходимы педагогу?
Что такое педагогическое общение? В чем его отличие от других видов профессионального общения?
Какая из приведенных формулировок понятия педагогическое общение, на ваш взгляд, является верной?
Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, направленное на создание благоприятного климата, способствующего более полному развитию личности
Педагогическое общение - одно из главных условий развития и формирования личности и группы учащихся.
Педагогическое общение - это система методов и приемов воспитания и обучения, реализуемая учителем с целью эффективного решения учебно-воспитательных задач
4. Какие функции выполняет педагогическое общение? Выберите верные ответы.
Познание личности
Формирование адекватной самооценки
Обмен информацией
Организация деятельности
Приобретение знаний по предметам
Обмен ролями
Прогнозирование педагогического процесса
Сопереживание, самоутверждение
Какова структура педагогического общения?
Какие коммуникативные умения необходимы учителю?
Выберите правильное определение понятия "стиль педагогического общения"
Стиль педагогического общения - это степень открытости к контакту, душевной близости
Стиль педагогического общения - это типичная для педагога система воздействия на воспитанников
Стиль педагогического общения - это совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления педагогического взаимодействия
Литература
1. Аникеева. Н. Психологический климат в коллективе. – М., 1989.
2. Добрович, А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987.
3. Ильин, Е.Н. Искусство общения. – М., 1982.
4. Канн – Калин, В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
5. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Знание, 1979.
6. Митрофанов, К.Г. Учительское ученичество. – М., 1991.
7. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для студентов пед. вузов. / Под ред. И.А. Зязюна. - М., 1989.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×