Пластилинография
Моя педагогическая находка.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, чем больше
мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
В.М. Сухомлинский
Любая система дошкольного воспитания и обучения ориентирована на подготовку
ребенка к школе. Многие родители, думая о том, как лучше подготовить малышей к
школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не
представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук,
так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий
последующего успешного овладения письмом и развития ребёнка
Результаты наблюдений мною за детьми показали, что у многих детей недостаточно
развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш,
другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, застегивать —
расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах.
Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении.
Материалом для работы выбрала пластилин, и вот почему.
Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не
только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на
подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал
предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой
моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков
изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков,
его можно многократно использовать. Лепка – самый осязаемый вид художественного
творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по
мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука
(вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными
руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами).
Некоторым родителям может показаться, что пластилин – весьма «опасный» для
домашней обстановки материал: липнет ко всему и оставляет жирные пятна, не говоря
уже о том, что ребенок может просто проглотить его. Спешим разуверить: пластилин –
это
отличный
материал
для
творчества,
который
просто
надо
научиться правильно использовать. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить,
тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок
начинает понимать, что из одного комка он может бесчисленное количество образов -
лепка становится любимым занятием на долгие годы. Погружаясь в созданную
ситуацию, дети с большим интересом занимаются, находят новые подходы к решению
знакомых задач. Вживаясь в образ маленького скульптора, ребёнок учится творить и
создавать работы, при этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на
развитие мелких мышц кисти. Специалистами давно уже доказано, что развитие
младшего дошкольника находится на «кончике его пальцев». «Рука – это вышедший
наружу мозг человека» - говорил И. Кант. А лепка в данном случае – это не только
занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано
с развитием речи ребёнка и его творческих способностей. В течение нескольких лет я
углублённо работаю над технологией «Развитие мелкой моторики у дошкольников», с
целью развития речи. «Пластилинография»- одна из современных технологий, что
часто используют педагоги в своей практике по развитию речи детей.
Часто в своей практике я использую цветное тесто, чтобы дети могли сравнить
пластичность, уникальность, своеобразие каждого материала.
Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или
фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как
пластилинография. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»
- создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал,
при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной
техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее
выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Данное направление деятельности выбрано мною не случайно. Данной технологией
мои воспитанники начали заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие
приёмы
работы
с
пластилином:
раскатывание,
сплющивание,
вытягивание. Пластилинография - самый осязаемый вид художественного творчества.
Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере
необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе
руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не
кисточкой, карандашом или ножницами. Как известно, развитие мелкой моторики
напрямую влияет на умственное развитие ребенка, его мышление и речь. Кроме того
занятия с пластилином способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения
и расслаблению. Особенно эта проблема актуальна в моей группе, т.к. очень плохо
развита речь детей. Вот почему, я считаю необходимостью заниматься нетрадиционной
техникой лепки – пластилинографией.
Задачи данного направления:
· развитие мелкой моторики;
· формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
· освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с
их помощью картин;
· обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
Каковы же преимущества нетрадиционной техники «пластилинография»:
· Развитие мелкой моторики (работают в основном окончания пальчиков)
· Ознакомление и закрепление сенсорных эталонов
· Композиции могут долгое время сохранять эстетический вид
· Возможность использования в работах бросовый (бусины, паетки) и природный
материалы (иголки, шишки)
Материалы для создания пластилиновой картины:
· картон с контурным рисунком;
· набор пластилина;
· салфетка для рук;
· стеки;
· бросовый и природный материалы.
В соответствии с перспективным планом занятия по пластилинографии проводятся с
детьми среднего дошкольного возраста 1 раз в неделю по подгруппам по 20 минут.
Темы подбираются с учетом сезона и календарных праздников. Конспекты занятий
составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных
особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова,
игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес
дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных
умений и навыков, развитии их творческих способностей.
Пластилинография открывает прекрасные возможности для создания совместных и
коллективных работ. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения
со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в
технике пластилинография позволяет нам решать не только развитие творческих
способностей, развитие мелкой моторики и речи, но и воспитательно-образовательные
задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Конспект НОД по ОО «Художественно – эстетическое развитие» (лепка) в средней
группе.
Тема: «Украсим сарафаны матрёшкам».
Программное содержание:
Образовательные: создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить
сарафан матрёшки, используя цветное тесто, продолжать учить детей работать
последовательно, располагать элементы узора в соответствии контура узора; побуждать
детей к самостоятельному выбору и применению элементов и приемов лепки для
украшения одежды матрёшек.
Развивающие: Развивать у детей самостоятельность в выборе элементов узора,
развивать мелкую моторику, развивать эстетическое восприятие, усидчивость,
творческую активность.
Воспитательные: Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского
народного творчества, вызывать интерес к образу, желание лепить из теста,
воспитывать аккуратность.
Оборудование: Набор матрешек, готовые цветные заготовки в форме матрешек, цветное
тесто, тарелочки на каждого ребёнка, салфетки, аудиозапись «Барыня, Матрёшки»
Предварительная работа: Дидактическая игра «Сложи матрешку», сюжетно ролевая
игра « В гостях у матрешки», занятие по конструированию «Теремок для матрешки»,
музыкальное занятие – разучивание песни «Мы весёлые матрёшки», лепка «Бусы для
матрешки»
Ход НОД:
Воспитатель: (входит в сарафане)
Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Что же в этом сундучке? Хотите узнать? (Да)
Вы узнаете, если загадку отгадаете, только дослушайте её до конца.
Загадка:
Ростом
разные
подружки,
Но
похожи
друг
на
дружку.
Все
они
сидят
друг
в
дружке,
А
всего
одна
игрушка.
- Правильно, ребята. Это кукла матрёшка, (вынимаю матрёшку из сундука) она совсем
необычная. Почему? (ответы детей) Из какого материала она сделана? (ответы детей)
- Сделана из дерева, очень красиво расписана. Матрёшку можно собирать и разбирать.
Когда её разберёшь, то получится несколько кукол – матрёшек. Очень забавная игрушка
для
детей.
-А
в
какие
игрушки
вы
любите
играть?
(ответы
детей)
-Вот как много у вас игрушек! А когда-то, давным – давно у детей не было так много
разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами: из дерева, из лоскутков,
соломы. Но деревянную матрёшку не все могли мастерить, только в умелых руках
мастеров матрёшки становились красивыми. А вы хотите узнать, как работали
старинные мастера по изготовлению матрёшек. Тогда садитесь поудобнее и слушайте.
Показ иллюстраций по изготовлению матрёшек.( воспитатель показывает иллюстрации
и рассказывает о последовательности изготовления матрёшек, 7-8 иллюстраций).
Воспитатель: Вам понравилось, как работают мастера? ( Да.) А вы хотите сами стать
такими же умельцами-мастерами и создавать свои узоры? (ответы детей) Я для вас на
ярмарке купила заготовки матрёшек, но сарафан на нём почему-то не украшен, наверно
не успели, а может мастеров не хватило. А мы можем с вами украсить её необычно?
(Да) Правильно ведь наши пальчики умеют делать всё.
Воспитатель: Но сначала мы разомнём наши пальчики (дети встают на ножки по кругу)
Пальчиковая гимнастика.
Мы веселые матрешки (сжимают и разжимают пальцы)
На ногах у нас сапожки (играют пальцами внизу)
В сарафанах наших пестрых (соединяют ладони вместе)
Мы похожи словно сестры (руки в замок)
Воспитатель: Сегодня мы будем украшать сарафан матрёшки необычным материалом
— волшебным цветным тестом. А теперь, дорогие мои будущие мастера, я приглашаю
вас за свои рабочие места, садитесь поудобнее, чтобы никому не мешать. Сначала
вспомните, правило работы и вспоминайте, какими узорами разукрашивали сарафаны.
(цветочками , листочками, листочки – зелёные, цветочки -жёлтые, красные) Узоры вы
сегодня будете создавать сами.
Итак, начинаем работу. (Звучит русская мелодия) По ходу работы воспитатель ходит
по рядам, помогает детям советами, хвалит.
Воспитатель: Молодцы, дорогие мои мастера, какие красивые цветочки расцвели на
сарафанах наших матрёшек. Вам понравилось сегодня работать с волшебным тестом?
(ответы детей) Давайте их пока аккуратно разложим, чтобы они хорошо высохли, а
когда высохнут, будем показывать гостям и родителям. Не забудьте вытереться
салфетками. А сейчас я вас приглашаю на весёлый танец матрёшек. (Если останется
время можно потанцевать «Мы весёлые матрёшки»
По технологии «Пластилинография» часто показываю открытые мероприятия для
педагогов ДОУ.
Детские работы по технологии «Пластилиновое чудо» группы «Солнышко»