Гуманитарно-деятельностный подход в музыкальном воспитании детей
дошкольного возраста
Для всестороннего развития особенно важно формирование духовно богатой личности, чуткой к красоте и искусству, творчески активной, развитой эстетически, музыкально, интеллектуально и физически.
При традиционном подходе музыкальное воспитание рассматривается процесс передачи опыта музыкальной деятельности новому как поколению», результатом которого должно стать приобщение к музыкальной культуре общества.
А на основные положения гуманитарно деятельностного подхода, согласно которому человек воспринимается в деятельной взаимосвязи с миром, объектами его наполняющими, другими людьми.
Гуманитарно-деятельностный подход в музыкальном воспитании детей
дошкольного возраста
Требования гуманизациипедагогического процесса, выдвинутые психологами и педагогами, предполагают создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, отказ от излишней загруженности процесса обучения, усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей.
Для всестороннего развития особенно важно формирование духовно богатой личности, чуткой к красоте и искусству, творчески активной, развитой эстетически, музыкально, интеллектуально и физически.
Музыкальное воспитание - одна и центральных составляющих эстетического воспитания оно играет во всестороннем развитии дошкольника особую роль, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста с другой.
В науке давно выведена закономерность: чем меньше возраст ребенка, тем большее влияние на его развитие оказывают конкретные условия и обстоятельства его жизни. Музыка является действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние.
При традиционном подходе музыкальное воспитание рассматривается процесс передачи опыта музыкальной деятельности новому как поколению», результатом которого должно стать приобщение к музыкальной культуре общества. А сам процесс реализуется как «целенаправленное педагогическое воздействие на человека». Педагогическое воздействие рассматривается как общепринятый норматив, при котором интересы и потребности самого дошкольника не являются определяющими. Такой взгляд на характер музыкального воспитания является непродуктивным. Он не соотносится как с современными тенденциями человекоориентированного образования, так и с особенностями восприятия музыки, при котором индивидуальный фактор является определяющим. Непродуктивным он является потому, что ребенок так и не осваивает тех способов взаимодействия с музыкой, а значит, сужается круг возможностей для его самореализации, самовыражения. Музыкальный руководитель же, либо начинает воспитывать ребенка искусством, декларируя перед ним чуждые ему авторитетные мнения, либо учить искусству, больше заботясь при этом о значении музыкальной культуры, чем о самом ребенке.
Реализовать современные дидактические стратегии в музыкальном образовании возможно, опираясь на основные положения гуманитарно деятельностного подхода, согласно которому человек воспринимается в деятельной взаимосвязи с миром, объектами его наполняющими, другими людьми. Гуманитарная и деятельностная составляющие в данном подходе представляют не их механическое соединение, а единство. Своеобразие данного подхода раскрывается через содержательно-смысловые особенности каждой из них.
Гуманитарная составляющая в данном подходе говорит о том, что человек является началом, законодателем, исходным побудителем се взаимосвязей, осуществляемых в музыкально-образовательном процессе Взаимосвязь человека музыки это особая реальность, имексия таких се параметрам, как закономерности, которые проявляются в бинарность, целостность, динамичность
И.П. Воропаева в своих исследованиях отмечает, что в целом творческие проявления детей как бы легализуют их внутреннее эмоциональное состояние и педагог в ходе занятий получает возможность ориентироваться результатах коррекционного процесса.
Прием подбора ритмической, тембровой и мелодической характеристики для сказочных персонажей, а затем перенос этого приема для эмоциональных характеристик друг друга успешно служат развитию воображения детей
Интеллектуальное развитие осуществляется разных музыкальной деятельности, Так, в импровизировать, создавать свой пении Дети вариант имеют видах возможность мелодии. Стараясь найти выразительные интонации, соответствующие литературному тесту, они подстраивают звучание голоса определенной мелодии. Дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку.
Интеллектуальному развитию способствуют и другие виды музыкальной деятельности. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии. При этом наблюдается определенная последовательность: дети слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем действуют, На каждом этапе побуждающие мыслить, фантазировать, творить. возникают новые задачи,
Воспитание детей средствами музыки, созданной на народной основе, развивает у них интерес к песням, играм, хороводам других народов Музыка отражает многие жизненные процессы, обогащая представления детей об обществе и природе, о быте и традициях. Музыкальный руководитель поддерживает, формирует даже незначительные еще творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будит фантазию и воображение, придают деятельности ребенка поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности. Одним из главных достоинств музыкального воспитания является возможность в процессе ero осуществления раскрыть творческий потенциал личности.
Л.С. Выготский писал: «Музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувств, творческая его перестройка и составляет психологическую основу музыки».
Литература
1. Бакланова Т.И., Новиков Г.П. Музыкальный мир: Программа. Методические рекомендации. Содержание занятий с детьми 5 - 7 лет. -М.: Вентана-Граф, 2008
2. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005