Портфолио учителя - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.
В современном образовательном пространстве становится востребованным и личностно значимым такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность.
Инновационные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип - ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно- ориентированный подход в образовании, развитие самостоятельности является технология работы с портфолио.
Термин "портфолио"(такой термин используется в технологии критического мышления или портфель - адаптация термина в русском языке) пришел в педагогику, так же как и запрос на новую образовательную парадигму, из политики и бизнеса. Всем знакомы такие понятия, как "министерский портфель" или "портфель инвестиций".
Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом, так и в электронном виде.
Существуют различные подходы к определению понятия портфолио.
Портфолио как основная форма повышения квалификации
(выступление на методическом семинаре)
Портфолио учителя - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.
В современном образовательном пространстве становится востребованным и личностно значимым такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность.
Инновационные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип - ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно- ориентированный подход в образовании, развитие самостоятельности является технология работы с портфолио.
Термин "портфолио"(такой термин используется в технологии критического мышления или портфель - адаптация термина в русском языке) пришел в педагогику, так же как и запрос на новую образовательную парадигму, из политики и бизнеса. Всем знакомы такие понятия, как "министерский портфель" или "портфель инвестиций".
Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом, так и в электронном виде.
Существуют различные подходы к определению понятия портфолио.
Портфолио - это:
• Способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения.
• Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.
• Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты
образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. Эти факторы определяют актуальность проблемы, ее значимость для современной системы образования.
Портфолио учителя - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.
Термин "портфолио"(такой термин используется в технологии критического мышления или портфель - адаптация термина в русском языке) пришел в педагогику, так же как и запрос на новую образовательную парадигму, из политики и бизнеса. Всем знакомы такие понятия, как "министерский портфель" или "портфель инвестиций".
Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом, так и в электронном виде. Существуют различные подходы к определению понятия портфолио. Портфолио - это:
• Способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения.
• Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.
• Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
• Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. Эти факторы определяют актуальность проблемы, ее значимость для современной системы образования.
Понятие, структура портфолио учителя
Портфолио является действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя. Портфолио даёт объективную информацию об учительских профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельное Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.
Портфолио - это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио учителя служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а глав* служит средством, поддерживающим профессиональный рост. Цель Портфолио - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессиональн роста учителя. Задачи Портфолио
• основание для аттестации педагогического работника
• основание для назначения стимулирующих выплат
• основание для назначения денежного вознаграждения. 1. Структура Портфолио:
Раздел 1. «Общие сведения об учителе» (этот раздел позволяет судить о личностном и профессиональном развитии педагога). В этом разделе фиксируются: фамилия, имя, отчество, год рождения;
образование (наименование образовательного учреждения, год окончат полученная специальность и квалификация по диплому); трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ; повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, месяц, проблематика курсов);
индивидуальный план профессионального развития, в котором определя цели и задачи своего профессионального роста, умения, которые ему необходимо приобрести, тренинги и курсы, которые он собирается прой ближайшие 2-3 года (цели и задачи профессионального развития учител: должны соотноситься с профессиональными стандартами преподавания предмета, успеваемостью учеников, стратегическим планом школы); копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званш степеней;
правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
дипломы различных конкурсов;
другие документы по усмотрению аттестуемого.
Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности» (динамика учебных достижений за 3 года, в т.ч. ЕГЭ, в виде схем, графиков и таблиц) В этот раздел помещаются материалы, характеризующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам, сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года на основании:
• контрольных срезов знаний;
• результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
• наличия медалистов;
• поступления выпускников в вузы на бюджетной основе;
• данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности;
• участия воспитанников в школьных, районных, городских, региональных и всероссийских олимпиадах, конкурсах;
Раздел 3. "Научно-методическая деятельность" (использование современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе) В этот раздел входят:
• материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекса учебно-методической литературы;
• материалы, в которых обосновывается выбор учителем используемых образовательных технологий;
• материалы, содержащие обоснование применения учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
• материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе,
• методические технологии обучения детей с проблемами развития;
• материалы о работе в методическом объединении, сотрудничество с муниципальным методическим центром, ВУЗами и другими учреждениями;
• отчетные материалы по:
участию в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; участию в методических и предметных неделях;
организации и проведению семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.;
проведению научных исследований; разработке авторских программ;
написанию рукописи кандидатской или докторской диссертации; подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи. Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету» В этот раздел входят:
• список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
• список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
• сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн- ринги и т.п.);
• программы кружков и факультативов;
• другие документы.
Раздел 5. "Учебно-материальная база" (вклад учителя в методическое оснащение своего кабинета)
В этот раздел помещается паспорт учебного кабинета:
• наличие словарей и другой справочной литературы по предмету;
• наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
• наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
• измерители качества обученности учащихся;
• наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор, компьютер и компьютерные средств обучения, аудио и видеопособия);
• информация о регулярно используемых технических средствах обучения;
• использование дидактических материалов, сборников задач, упражнений, примерных рефератов и сочинений и т.п., материалов по подготовке к ЕГЭ;
• другие документы по желанию учителя.
Раздел 6. «Работа учителя как классного руководителя» В этот раздел входят:
• анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;
• сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;
• информация о правонарушениях;
• сведения о работе с родителями;
• разработки классных часов и родительских собраний.
Раздел 7. «Самооценка результатов педагогической деятельности» Раздел 8. «Отзывы» - отзывы учеников, коллег, администрации, родителей
2. Оформление Портфолио
Портфолио учителя оформляется самим учителем в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, а также в электронном виде. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей).
3. Оценка портфолио
Портфолио оценивается администрацией образовательного учреждения или общественным органом в зависимости от цели представления. При оценке рассматриваются все материалы портфолио с точки зрения того, как они повлияли на результаты учеников, на повышение квалификации учителя и пр.
2.1 Роль портфолио учителя на внутришкольном уровне повышения квалификации
Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким
профессионализмом. При этом в понятие "профессионализм" включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. В ходе этой деятельности педагог становится активным субъектом процесса совершенствования. Это требует комплексного подхода к многогранной научно-методической работе. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.