В статье раскрываются вопросы: что такое портфолио, его основные задачи, структура портфолио школьника начальных классов. Будет продемонстрирована примерная форма самооценки ученика в портфолио.
Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Классный руководитель поддерживает ситуацию успеха, оказывает педагогическую помощь конкретным детям. Таким образом, совместная деятельность всех участников образовательного процесса определяет зону ближайшего развития каждого ребёнка.
Топинская Т. В., учитель
начальных классов
МОУ «Гимназия» г. Черногорска
Портфолио ученика как элемент итогового оценивания
Важнейшим условием эффективности системы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников, особенно в условиях введения ФГОС НОО второго поколения является учет их индивидуальных особенностей. Незаменимую помощь в этом может оказать портфолио.
Портфолио – совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений, выполняющая роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определяющая образовательный рейтинг выпускников основной школы.
Основная цель портфолио - обеспечить отслеживание индивидуальных достижений ученика в учебном процессе, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения.
Портфолио служат для интеграции преподавания и оценки; предоставления необходимой информации ученикам, учителям и родителям, а также другим заинтересованным сторонам; помощи детям в оценивании собственной работы; формирования базы для оценки достижений ребенка. Портфель является богатейшим источником информации о росте и развитии ребенка, а в начальных классах ценен еще и потому, что дает представление о самом процессе учебы ребенка.
Основной смысл портфолио - "показать все, на что ты способен". Педагогическая философия портфолио предполагает смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету.
Портфолио решает важные педагогические задачи:
поддерживает высокую учебную мотивацию школьников;
поощряет их активность, самостоятельность в освоении образовательных программ разного уровня и направленности, стимулирует к самообразованию;
развивает навыки рефлексивной и оценочной (
самооценочной
) деятельности учащихся;
формирует умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Портфолио является одной из составляющих «портрета» выпускника начальной школы МБОУ «Гимназия» и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Классный руководитель поддерживает ситуацию успеха, оказывает педагогическую помощь конкретным детям. Таким образом, совместная деятельность всех участников образовательного процесса определяет зону ближайшего развития каждого ребёнка.
Жестких требований (государственного образца) к портфолио ученика на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
В состав портфолио включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно - оздоровительной, трудовой деятельности.
В портфолио учеников начальной школы МБОУ «Гимназия» содержатся следующие материалы:
1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных по изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы МБОУ «Гимназия».
2. Систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов, иные учителя – предметники, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.
3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Примерная форма самооценки ученика в портфолио
«Спидометр успехов», где нужно оценить свои успехи по предметам, заштриховав столько делений, сколько соответствует самооценке успеха ученика (1 – минимальное значение, 10 – максимальное).
Проектные и исследовательские работы – указывается тема проекта (название работы), уровень, результат, балл и высота проектных достижений. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте. По окончании каждого учебного года достигнутый результат отмечается
на графике
.
Другие формы творческой активности: участие в классных и общешкольных КТД, концертах, ярмарках и других мероприятиях. Указывается название мероприятия, время его проведения, форма участия, результаты.
Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат.
Материалы, характеризующие достижения учащихся
во
внеучебной
(школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Грамоты.
Л
учшие р
аботы
.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих, и портфолио достижений в целом ведётся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых требованиями Стандарта. Оценка достижений ведётся: «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом «зоны ближайшего развития».
Портфолио ученика проверяется и оценивается классным руководителем 1 раз в полугодие. По окончании начальной школы в конце 4 класса проводится «Ярмарка портфолио».
Реализация данной учебной деятельности гарантирует для ребенка создание ситуации успеха. Для учителя благоприятный микроклимат в учебном коллективе, способствующий реализации основных задач: организацию обучения в сотрудничестве на основе формирования УУД.
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио достижений, делаются выводы о:
сформированности
у обучающегося
универсальных и предметных
способов действий,
а также
опорной системы знаний,
обеспечивающих
ему возможность продолжения
образования на ступени основного общего образования;
сформированности
основ
умения учиться,
понимаемой как способности
к самоорганизации с целью
постановки
и решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач;
индивидуальном
прогрессе
в основных сферах развития
личности - мотивационно-
смысловой, эмоциональной, волевой
и
саморегуляции
.
Материал портфолио собирается в течение всего периода обучения.
Портфолио является формой аутентичного (т.е. подлинного, реального) оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения и является одним из направлений обновления традиционной системы оценивания образовательного результата, формирует новое понимание самого процесса обучения.