Разработка открытого урока
Тема: «Постановка исполнительского дыхания в процессе обучения игре на флейте в начальных классах»
Формирование и развитие комплексных навыков для исполнительского дыхания при игре на флейте. Освоение дыхательных упражнений с инструментом и без него; Развивать силу, гибкость и координацию дыхательных мышц в контакте с элементами исполнительского аппарата – губами, языком; Развивать умение извлекать длительный, непрерывный звук; Различные Упражнения для постановки и совершенствования дыхания
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детская музыкальная школа №13»
Кировского района г. Казани
Разработка открытого урока
Тема: «Постановка исполнительского дыхания в процессе обучения игре на флейте в начальных классах»
Составитель: Фаизова Янита Маратовна
Преподаватель МБУДО «ДМШ №13» Кировского района г. Казани
Концертмейстер Бочкарёва Г. И., 2023
г. Казань
2023г.
Открытый урок: тема «Постановка исполнительского дыхания в процессе обучения игре на флейте в начальных классах».
Цель открытого урока: Формирование и развитие комплексных навыков для исполнительского дыхания при игре на флейте.
Задачи открытого урока:
Образовательные:
- изменение силы воздушной струи;
- опора дыхания
- формировать начальные навыки контроля над процессом дыхания;
Развивающие:
-развитие навыков самостоятельной и творческой работы;
-развитие слуха, памяти, ритма, музыкального мышления;
- развивать умение анализировать свои действия во время дыхательных упражнений
Воспитательные:
-воспитание эстетического вкуса;
Здоровьесберегающие технологии:
-работа над правильной постановкой во время игры: снятие мышечных зажимов.
Форма урока: индивидуальная
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы:
-наблюдение;
-слушание:
-практический;
-наглядный;
-демонстративный -показ видеозаписи.
Оборудование: флейта, фортепиано, пульт, сборники произведений и упражнений, стул, зеркало, листок, ноутбук, картинки с ритмом.
Используемая литература:
- «Нотная папка флейтиста № 1, тетрадь №1 методика, упражнения, этюды» М.:Дека-ВС, 2004, Должиков Ю.Н.
- «Основы техники игры на флейте» М.: Ленинград, 1940, Цыбин В.Н.
-«Методика игры на духовых инструментах», -М:1975, Федотов А.А.
Репертуарный план:
1.Ю.Должиков «Начальные упражнения на развитие дыхания» упражнение № 9.
2.Ю.Должиков «Романс-ностальгия»
3.Р.Лехтинер «Летка-енка»
Структура урока:
1.Организация начала занятий
2.Подготовка к основному этапу занятия – актуализация знаний и умений.
3.Основная часть урока:
1.Работа над дыхательными упражнениями
2.Работа над произведениями (Ю.Должиков романс-«ностальгия», Р.Лехтинен «Летка-енка»)
3.подведение итогов урока, оценка
4.информация о домашнем задании
Ход урока:
1) Освоение дыхательных упражнений с инструментом и без него; (листочек, упражнение со стулом)
2) Развивать силу, гибкость и координацию дыхательных мышц в контакте с элементами исполнительского аппарата – губами, языком;
3) Развивать умение извлекать длительный, непрерывный звук; Упражнения конкретизировать по пунктам на что именно.
Постановка исполнительского дыхания занимает самую важную роль в обучении игре на флейте.
Дыхание делиться на три вида: грудное, диафрагмальное и смешанное. Исполнительским дыханием мы называем смешанный вид дыхания, в формировании которого участвуют все мышцы, как верхнерёберные, так и диафрагмальные. Только в этом случае можно добиться достаточного объема воздуха для качественной игры на флейте.
Для овладения исполнительским дыханием, необходимы ежедневные упражнения, которые должны начинаться с первых дней занятий на флейте. Упражнения можно разделить на два вида: без инструмента, и в процессе игры на флейте (или, на первых занятиях).
Очень хорошим, хоть и вспомогательным методом овладения исполнительским дыханием, являются дыхательные упражнения, некоторые из которых мы сегодня осветим на нашем уроке. Эти упражнения, обязательно необходимы на начальном этапе обучения.
Сейчас мы с ученицей будем делать упражнения с пёрышком. Надо положить его на ладонь, аккуратно направляем струю воздуха, следя за тем, чтобы оно не улетело с ладони (повторить 3-4 раза).
Теперь переходим к следующему упражнению – упражнению со стулом.
Надо сесть на край стула с ровной спиной, поднять ноги, перед собой держать в руке лист бумаги, взять глубокий вдох и направлять поток воздуха на него, наблюдая за движением листочка (повторить 2-3 раза), при этом удерживания мышцы пресса живота.
Затем предложить ученице встать со стула и привести наше дыхание в рабочее состояние.
Я предлагаю ученице встать перед зеркалом, принять правильную позицию, поднести флейту к губам, губки головки расположены на нижней губе так, что губой закрыто одна третья часть отверстия головки, плечи свободны, спина ровная, ноги на ширине плеч, либо, левая нога немного выставлена вперед, локти свободны, не прижаты к корпусу, пальцы строго на клапанах, свободные пальцы не свисают вниз, либо над клапанами, либо смотрят вверх.
Теперь переходим непосредственно к исполнению упражнения на флейте. Так же эффективными упражнениями для развития исполнительского дыхания являются толчки. Ученица выполняет активные толчки дыханием без атаки четвертными длительностями по гамме. Следим за мышцами пресса. Следующие упражнения предлагаю сыграть Катюше на инструменте на длинные звуки упражнение №9.
Для гармонизации длинных нот будем проигрывать в сопровождении фортепиано. При выполнении упражнения следует сохранять медленный темп.
Эти приемы позволяют отрабатывать не только навыки исполнительского дыхания, но и укрепляет мышцы губ, дает навыки интонирования на флейте, позволяет отрабатывать качество звучания.
Следующий этап урока - работа над произведениями.
-Романс «ностальгия» Ю. Должикова. Я предлагаю послушать видеофрагмент записи произведения в исполнении Артема Науменко.
1.При работе над пьесой не забываем о правильном дыхании, над точным ритмическим рисунком отдельных фрагментов. Предлагаю учащейся прохлопать, а затем проиграть сложные ритмические рисунки без аккомпанемента. На длинных нотках закрепить дыхание. Основная задача в этом произведении исполнить фразу на одном дыхании, не прерывая его. При проигрывании целиком текста первой части обратить внимание, чтобы не было фальшивой интонации и отклонений в темпе.
1. 2.
2.Переходим ко второму произведению Рауно Лехтинен «Летка-енка». Личный показ произведения преподавателем целиком. «Летка-енка» - в переводе означает «качаться», «покачиваться» финский танец – полька. Оно контрастно к первой пьесе, характер –танцевальный, подвижный. В этом произведении в работу включаем первую часть и нам необходимо обратить внимание на активность дыхания и задержка воздуха на паузах. Устно с Катюшей разбираем работу дыхания, ритмического рисунка и штрихов первой строчки (карточки).
Затем проигрываем на инструменте в сопровождении фортепиано этот музыкальный отрезок.
Завершение урока:
-подведение итога урока, оценка работы ученицы (наклейки);
-домашнее задание: отрабатывать упражнения на дыхание, заниматься дома перед зеркалом, доучивать сложные места обращая внимание на опору дыхания, не ошибаться во время игры, соблюдать точный ритм, продолжать работать в медленном темпе.
Итог урока:
Ученица в целом справилась с поставленными задачами. Во время урока был установлен хороший контакт между ученицей и преподавателем. В дальнейшем следует продолжать заниматься дыхательными упражнениями в классе и дома.
Заключение:
Я думаю, что абсолютное большинство, как музыкантов исполнителей на духовых инструментах, так и преподавателей духовых инструментов, на собственной практике убеждены в том, что высокого уровня игры на духовых инструментах можно добиться только при правильно поставленном исполнительском дыхании. Этот аспект в обучении на флейте играет самую важную роль и требует особенного внимания со стороны преподавателя. Также очень важную роль в достижении высокого мастерства исполнителя постановка исполнительского аппарата (губы, корпус, руки, пальцы, язык). Правильный вдох, правильный выдох, взаимодействие рук, дыхания, языка и рук, то над чем нужно работать в первую очередь с учеником на первых этапах обучения игре на флейте, без этих навыков не может идти и речи о качественно и музыкально исполнении музыкальных произведений любой сложности. Поэтому тема данного урока очень актуальна. На уроке представлены различные формы работы с учеником начальных классов обучения игре на флейте, которые соответствую целям и задачам начального обучения.