Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Постановочная работа в детском хореографическом коллективе. Работа №267831

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Постановочная работа в детском хореографическом  коллективе

Работа:


Постановочная работа в детском хореографическом коллективе

 

Творческая деятельность руководителя детского хореографического коллектива – это деятельность балетмейстера. Он является идейно-творческим руководителем коллектива, создателем хореографического произведения. Руководитель детского хореографического коллектива действует как балетмейстер-сочинитель, балетмейстер- постановщик и балетмейстер-репетитор – все эти сферы деятельности заложены в работе руководителя.

Балетмейстер, он же руководитель, должен владеть искусством сочинения танца, пантомимных эпизодов, композиционным построением, умением создавать драматургию хореографического произведения, чтобы иметь возможность раскрыть замысел, воплотить идею.

При создании детского танца необходимо провести подготовительную работу, которая позволит постепенно, поэтапно, соблюдая технологию процесса создания произведения, успешно воплотить замысел танца в хореографическое произведение.

Работа над детским хореографическим произведением содержит в себе несколько этапов:

Выбор темы, музыкального материала, определение стиля произведения, его жанра, хореографического языка. Музыка – основа танца, и руководитель должен помнить, что музыка дает пластике движения ритмическую основу, она определяет его эмоциональный строй, характер, образную выразительность.

Определив основные моменты содержания танца, руководитель-балетмейстер составляет композиционный план – развернутый хореографический сценарий танца с режиссерской разработкой сюжета, где тщательно продумываются все составляющие композиционного плана: сюжет, хореографическая лексика, рисунок танца, костюмы и декорации, освещение и бутафория и т.д.

Руководитель осуществляет выбор исполнителей задуманной постановки, при этом необходимо определить основной состав исполнителей и запасных. Это нужно для того, чтобы задействовать наибольшее число участников коллектива, а также наличие запасных танцоров дисциплинирует основной состав и дает гарантию от срыва номера по каким-либо причинам.

Сочинив хореографическую лексику, руководитель приступает к практическому воплощению своего замысла, то есть к разводке танца. На первом этапе разводок изучается хореографическая лексика в чистом виде и в комбинациях. Затем изучается рисунок танца, куда добавляются нужные движения и комбинации. При разводке танца руководитель должен создавать творческую атмосферу, чтобы, несмотря на затраты физических сил, труд исполнителей был радостным, чтобы все видели конечную цель своей работы. Разводка танца осуществляется постепенно, частями. Каждая новая часть разводится только после того, как усвоена предыдущая.

После окончания разводки танца, руководитель приступает к его отработке. (Сфера деятельности балетмейстера-репетитора) Параллельно репетициям осуществляется создание костюмов и декораций.

Закончив отработку танца, руководитель выпускает новое хореографическое произведение в концертную деятельность коллектива на суд зрителя.

Творческое отношение к своей профессии и увлеченность своим трудом – обязательное условие для создания высокохудожественного хореографического произведения.

Одним из главных направлений работы детского хореографического коллектива является постановочная деятельность руководителя. Основная воспитательная работа с коллективом проводится в процессе постановочной работы.

Перед тем, как приступить к постановке того или иного танца, нужно определить его содержание, характер и цели. Задача руководителя состоит в том, чтобы правильно истолковать и осуществить постановку задуманного произведения в детском хореографическом коллективе. Руководитель сам создает хореографическое произведение, являясь его автором, то есть балетмейстером постановщиком.

Хореографические постановки должны создаваться грамотно, исходя из основных законов драматургии. Постановки обязаны удовлетворять трем главным требованиям:

идейности,

художественности,

доступности.

Эти качества взаимно связаны и взаимно обусловлены. При отсутствии хотя бы одного из них постановка уже не может считаться полноценной.

Критерием идейности произведения должна служить ценность основной его мысли, значимость ее для общества, ее воспитательное значение для детей.

Критерием художественности произведения должно служить, возможно, более точное соответствие между идеей и формой, при непременном условии, что идея эта будет ценной, чувства, пробуждаемые этим произведением благородны, высоки, гуманны, а форма хороша и в тоже время доступна детям. Хорошее качество формы предполагает, что мысли и чувства, выражаемые в произведении, воплощены в правдивых, живых образах; действия, совершаемые персонажами целесообразны; события развиваются в логической последовательности; композиция отличается строгостью и стройностью, т.е. продуманностью, сжатостью, отсутствием всего лишнего, а язык произведения (т.е. входящие в состав танца движения) характерен точностью, яркостью, выразительностью, соответствием идейному замыслу.

Критерием доступности произведения должно служить соответствие между идейно-художественными требованиями и силами детей – исполнителей. Идея должна быть высокой, понятной детям данного возраста. Делить детей на группы необходимо по возрастному признаку. Только при таком условии можно обеспечить одинаковое понимание постановочного замысла детьми всей группы.

Руководитель должен обязательно представлять себе предполагаемую постановку. Для этого нужно определить ее тему, идею и содержание, т.е. уяснить, какая основная мысль заложена в танце, посредством чего она будет воплощена в данной хореографической постановке.

Правильно выбранная тема в большей мере определяет и всю последующую работу руководителя над содержанием художественной постановки, над раскрытием ее идейного замысла.

Идея – это основной смысл художественного произведения. Тема и идея предполагают определенное содержание произведения. Содержание должно раскрывать тему и в тоже время выявлять идею. Этому помогает и музыка. Музыка должна способствовать тому, чтобы содержание постановки было донесено до зрителя.

Руководитель должен знать, что танец, как и всякое художественное произведение, имеет не только содержание, но и соответствующую форму. Необходимо добиваться единства содержание и формы. Не удачная форма может исказить идею.

Хореографическое произведение строится по основным принципам любого сценического произведения. Оно имеет экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Большое значение имеет также построение танца – его рисунок, хореографическая лексика. Они должны быть полноценными средствами выражения мысли и чувства, т.е. языком художественным, языком искусства. Абсолютно обязательным условием выбора танцевальных движений к танцу является учет исполнительских возможностей и танцевальной подготовки участников коллектива.

Разучивание композиции танца производится по частям. Разучив одну часть танца, можно переходить к следующей части и затем исполняют все вместе и так далее, пока танец не будет разучен до конца. Ответственным моментом работы является отработка танца, достижение выразительного, точного и осмысленного исполнения танца. Это очень кропотливый труд. В числе приемов, помогающих достигнуть качественного исполнения танца, можно указать на следующее:

повторение отдельных частей танца и всей постановки;

дополнительные пояснения руководителя о необходимости правдивого воспроизведения танцевального образа;

исполнение одной и той же роли несколькими детьми с критической оценкой образа, созданного каждым из них;

привлечение к просмотру других педагогов с последующим обменом мнениями.

Необходимо распределять детей так чтобы для каждого из них в танцевальной постановке нашлось место, соответствующее его возможностям.

Таким образом, можно сделать вывод, что при постановке хореографического произведения руководитель должен:

определить характер и содержание постановки;

учитывать возрастные особенности исполнителей;

определить тему, идею и содержание постановки;

соблюдать технологию построения танца;

помнить о воспитательном значении хореографических произведений.

Работа по осуществлению хореографической постановки – это своеобразная развернутая творческая лаборатория. Надо не бояться искать новые формы, манеру исполнения, новые почерки, индивидуальности. Зрелость и мастерство приходят к балетмейстерам по-разному и не всем дано сразу найти удачные решения. Балетмейстер, кроме необходимых для руководителя любого творческого коллектива качеств – общей художественной эрудиции, знания национального искусства, педагогического дара, навыков администратора – должен обладать еще одной спецификой. Он должен уметь видеть мир в пластических образах, уметь преломлять сквозь их призму события, впечатления, мысли.

Процесс создания хореографического произведения в детском коллективе, этапы работы над ним – от замысла до выхода на сцену – является таким же, как и при создании любого другого хореографического произведения. При выборе танцевального репертуара следует руководствоваться педагогическими принципами и учитывать интересы детей, их возраст, степень хореографической подготовки.

Руководитель коллектива совмещает в своей профессиональной деятельности все типы балетмейстера: сочинителя, постановщика, репетитора и педагога. При этом он должен постоянно помнить, что балетмейстерская работа подчинена, прежде всего, задачам художественно-эстетического обучения и нравственного воспитания детей.

 

 

 

Подготовила Захарова Е.А. 

Педагог-хореограф МАДОУ ЦРР - Детский Сад № 33 "Золушка" 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×