Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.
Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новой. Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы ,практика ее решения пока далека от теории. Переход учащихся из начальной школу в основную, предусматривает три этапа:
-подготовительный
-адаптационный
-стабилизационный
Цель: создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся адаптироваться в новой системе отношений.
Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего.
Преемственность между начальным и средним звеньями
школьного обучения.
Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.
Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новой. Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы ,практика ее решения пока далека от теории.
Работая в начальной школе 15, у нас не было преемственности. Потому что ученики нашей школы только весной определялись в какую школу они пойдут. Но подготовительный этап мы не могли упустить (создавала портфолио детей, в которых накапливалась информация за период обучения учащегося в начальной школе-информация о развитии, качестве знаний, умений и навыков, особенности его характера).
В прошлом году у меня был 4 класс и перейдя в общеобразовательную школу я сразу начала активную работу для того, чтобы у моих учеников легко прошел период адаптации в среднем звене. Переход учащихся из начальной школу в основную, предусматривает р этапа:
-подготовительный
-адаптационный
-стабилизационный
Мы знаем, что приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом «переходного» возраста у детей: они становятся младшими подростками. У детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны. Эти объективно сложные психологические этапы взросления несомненно требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых. Неправильная реакция со стороны педагога может послужить почвой для возникновения конфликтов между учителем и учеником.
Этот период можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Проблемы, которые существуют между начальной школой и средним звеном:
Взаимодействие программ
обучения :
зачастую класс, обучающийся в начальной школе по одной из развивающих систем обучения –«Школа 2100», напри
мер,- переходя в среднее звено .
Преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения предметного материала,
а также требований к качеству его
оформления. Уровень изложения
знаний в средней школе, конечно, значительно отличается от того, который принят в начальной школе. Поэтому нельзя забывать,
что дети, перешедшие в 5 класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю преподавания учителей, к более быстрому темпу работы, к правилам выполнения новых заданий и т. д.;
И, наконец,
единство (точнее сказать, его
отсутствие )
подхода к
критериально
-оценочной деятельности в начальных и средних классах. Не секрет,
что многие «отли
чники» и «хорошисты» начальной
школы при переходе в среднюю меняют свой
« статус
» на более низкий. И это не всегда связано только с объективными трудностями обучения.
Учителя –предметники подчас не имеют возможности учесть индивидуальные особенности учащихся (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия и т. п.), которые влияют, особенно вначале, на качество обучения. Учителя начальных классов реально имеют такую возможность в силу своей много профильности. Поэтому учитель среднего звена при оценивании ориентируется, прежде всего, на результат его деятельности, без учета индивидуальных особенностей.
Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.
Цель: создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся адаптироваться в новой системе отношений. Как руководитель МО начальных классов, я предложила создать РВТГ (работу временных творческих групп).
Предлагается такая форма, как сотрудничество учителей начального и среднего звена, школьных психологов, социального педагога и администрации школы, как школьный консилиум, который собирается два раза в год (в апреле и октябре). Его целью является отработка взаимодействия учителей, выпускающих классы из начальной школы, и учителей предметников, принимающих эти классы по всем аспектам учебной деятельности. Особая роль в этом принадлежит психологической службе школы, силами которой проводится комплексная диагностика интеллектуально-личностных характеристик детей, которые оканчивают начальную школу. Обсуждается не только психолого-педагогические характеристики будущих пятиклассников, которые требуют повышенного внимания в среднем звене, но также формы и методы работы с детьми данного класса.
В рамках этого сотрудничества проводились уроки, на которых в начальной школе присутствуют учителя среднего звена, имея, таким образом, возможность заранее оценить особенности детей данного класса. Например, имея в классе собственную лабораторию у нас с учителем биологии была договоренность, что она будет проводить 1 раз в месяц с детьми опыты, которые предусматривали задания ВПР.
В начале этого года, в 5 классе, эта практика продолжается, теперь я посещаю уроки в среднем звене.
Данная форма сотрудничества различных ступеней образования позволяет предупреждать многие педагогические и психологические проблемы, реально осуществлять профилактику детской дезадаптации. Конечно, школьный консилиум и связанные с ним мероприятия не могут разрешить всех аспектов проблемы преемственности. Однако практические пути ее разрешения, несомненно, способствовали бы продвижению в этом направлении, накоплению опыта и помогли бы детям, учителям и родителям преодолеть трудности переходного периода.
Проведя сравнительный анализ результатов итоговых отметок на конец года 4 класс и на конец 1 четверти 5 класса, можно сказать, что адаптация у учащихся проходит положительно. Отличников увеличилось на 2 человека, троечников уменьшилось на 3 человека. Хорошистов осталось тоже количество.
В этом году наша школа участвует в проекте «Ученическое тьюторство в организации школьных СМИ как способ повышения уровня образовательной мотивации учащегося среднего и старшего звена». Учитель является только куратором. Тьюторы –ученики объединяются на основе личной заинтересованности и привлекают к себе учеников 4 классов. Самостоятельно выбирают тему, находят информацию, обрабатывают её и доносят через школьное СМИ остальным учащимся.
Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего.